Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
1 вопрос
Задачи и место психологии в системе наук
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических
явлений, психологи вскрывают сущность
процесса отражения объективного мира
в мозгу человека, выясняют, как
регулируются действия человека, как
развивается психическая
обусловлена не только объективными
условиями жизни и деятельности
человека, но и иногда субъективными
(отношения, установки человека, его
личный опыт, выражающийся в знаниях,
навыках и умениях, необходимых
для этой деятельности), то перед
психологией стоит задача выявления
особенностей осуществления деятельности
и ее результативности в зависимости
от соотношения объективных
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Место психологии в системе наук.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
______________________________
______________________________
2 вопрос
Основные этапы развития психологической науки
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая
Российская психологическая наука
придерживается диалектико-ма-
______________________________
______________________________
Методологические основы психологии
Конец Х1Х века ознаменовался дискуссиями
о том, какими путями строить новую,
объективную психологию, какие методы
должны стать ведущими при исследовании
психического. В 1903 г. метод интроспекции
ничего нового не может дать. Поэтому
в начале ХХ века психология переживала
серьезный методологический кризис,
связанный, прежде всего, с трудностями,
возникавшими при поиске объективных
методов исследования психики. Предложенные
функциональной психологией, структурализмом
или Вюрцбургской школой методы при
более пристальном рассмотрении оказывались
далекими от объективности, что доказывалось
и теми разногласиями, которые возникали
при обсуждении полученных результатов.
Оказывалось, что найти прямой и объективный
метод изучения психического состояния
человека, содержания его сознания, а,
тем более, бессознательного, практически
невозможно.
Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий ХХ века, приводили к невозможности прийти к общему пониманию того, что же является целью психологических исследований, что же должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Эта ситуация и рефлексировалась ими как кризис психологии. И с этой оценкой можно согласиться, если считать этот закономерный методологический кризис кризисом роста. Ученые начала века, еще стремившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность его выработать, то есть как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.
Период кризиса психологии первых
десятилетий ХХ века называют «Золотым
десятилетием». Т.к. в это время
психология разделяется на отдельные
школы, которые по-разному
познавательную,
мотивационную или поведенческую сферы
психического. В тот момент появляется
три ведущих направления - бихевиоризм,
гештальт-психология и глубинная психология,
каждое из которых имело собственный предмет
психологии и свой метод исследования
психики.
Для бихевиоризма предметом психологической
науки стало поведение, которое
исследовалось путем
Гештальтпсихология
Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.
Позднее, уже во второй половине ХХ
века, возникают новые школы –
гуманистическая и когнитивная
психология.___________________
4 вопрос
Классификация методов психологического
исследования.
Методы научных исследований - это
те приемы и средства, с помощью
которых ученые получают достоверные
сведения, используемые далее для
построения научных теорий и выработки
практических рекомендаций. В зависимости
от авторского подхода выделяют несколько
классификаций методов
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты интеллекта ,тесты креативности ,тесты личностные,тесты прожективные (проективные) . Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природы
Самостоятельная ценность