Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

1 вопрос

Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с  целью повышения эффективности  тех отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

• быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических  явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как  регулируются действия человека, как  развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно

обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его  личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых  для этой деятельности), то перед  психологией стоит задача выявления  особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости  от соотношения объективных условий  и субъективных моментов.

Широкий спектр задач, решением которых  заняты психологи, обусловливает, с  одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки  специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той  или иной сфере общества.

Место психологии в системе наук.

Современная психология находится  в ряду наук, занимая промежуточное  положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии

Согласно классификации наук академика  А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все  данные этих наук и в свою очередь  влияет на них, становясь общей моделью  человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

___________________________________________

____________________________________________

2 вопрос 

 

Основные этапы развития психологической науки

На первом этапе представления  о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет  душой. В оду­шевленности видели причину развития явлений и движения. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де­терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ­ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в  превращении ее в самостоятельную  отрасль знаний сыгра­ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе  развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука  использовала различные подхо­ды к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уот­сон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманисти­ческий (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

 Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на трид­цать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

 

_________________________________________________

_______________________________________________3 вопрос

Методологические основы психологии

Конец Х1Х века ознаменовался дискуссиями  о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. В 1903 г. метод интроспекции ничего нового не может дать. Поэтому  в начале ХХ века психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных  методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом  или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а, тем более, бессознательного, практически невозможно. 

Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в  которой творили ученые первых десятилетий  ХХ века, приводили к невозможности  прийти к общему пониманию того, что же является целью психологических  исследований, что же должна изучать  психологическая наука и с  помощью каких методов. Эта ситуация и рефлексировалась ими как кризис психологии. И с этой оценкой можно согласиться, если считать этот закономерный методологический кризис кризисом роста. Ученые начала века, еще стремившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность его выработать, то есть как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.

Период кризиса психологии первых десятилетий ХХ века называют «Золотым десятилетием». Т.к. в это время  психология разделяется на отдельные  школы, которые по-разному выстраивали  свои концепции о содержании и  структуре психики, рассматривая в  качестве ведущей  
познавательную, мотивационную или поведенческую сферы психического. В тот момент появляется три ведущих направления - бихевиоризм, гештальт-психология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Для бихевиоризма предметом психологической  науки стало поведение, которое  исследовалось путем экспериментального изучения фактором, влияющих на его  формирование, то есть на образование  связей между стимулами и реакциями.

Гештальтпсихология исследовала  целостные структуры, из которых  состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для  изучения этих гештальтов применялись новые методы.

Глубинная психология сделала своим  предметом глубинные, бессознательные  структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.

Позднее, уже во второй половине ХХ века, возникают новые школы –  гуманистическая и когнитивная  психология._____________________________________________

 

      

 

 

 

4 вопрос

Классификация методов психологического

исследования.

Методы научных исследований - это  те приемы и средства, с помощью  которых ученые получают достоверные  сведения, используемые далее для  построения научных теорий и выработки  практических рекомендаций. В зависимости  от авторского подхода выделяют несколько  классификаций методов психологического исследования. 1Первая была предложена Г.Д. Пирьовым. Но она во многом несовершенна. Ананьев создаёт новую классификацию методов психологии и выделяет следующие уровни психологического исследования 1.Организационные:сравнительный, лонгитюдный, комплексный. 2.Эмпирические: обсервационные(наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой,естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод психологического исследования. 3.Методы обработки данных:методы математической статистики, качественного описания. 4.Интерпретационные методы:генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация). Классификация С.Л. Рубинштейна: 1.Наблюдение: внешнее,внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический,, физиологический (или метод условных рефлексов). 2.Приемы изучения продуктов деятельности. 3.Беседа. 4.Анкета. Лонгитюдный метод заключается в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности

Тесты достижений - одна из методик  психодиагностики, позволяющая выявить  степень владения испытуемым конкретными  знаниями, умениями, навыками. Тесты  интеллекта ,тесты креативности ,тесты личностные,тесты прожективные (проективные) . Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природы

 Самостоятельная ценность лонгитюдного метода связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования - возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако, исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. Комплексный метод-способ изучения,при котором в исследовании участвуют представители разных наук,что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода например физиологическим,психическим и социальным развитием личности. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. -------------------------------------------------------------------------------

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"