Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

2. Произвольная регуляция:

речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Структура  и содержание волевого действия :

Возникновение побуждения и предварительная  постановка цели

Стадия обсуждения и «борьба  мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.

принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

исполнения реализация принятого  решения, воплощение того или иного  варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение  в целом связаны с большим  внутренним напряжением, приобретающим  иногда и стрессовый характер. Наличие  волевого усилия, переживаемого субъектом  как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция  связанна с проявлением усилий, реализующих  активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой  регуляции, средство мобилизации субъектом  своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению  самого субъекта. Ситуация преодоление  трудностей как внешних, так и  внутренних, детерминированных дополнительными  побуждениями, связями с изменениями  смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется  в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных  действий. Специфика волевого регулирования.

 

 

36 вопрос. Волевые качества личности. Развитие воли школьников.

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''.

Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество  волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами  осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого  акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые,  в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

2. На всех фазах, особенно  на втором и третьем этапе  волевого акта, формируются такие  качества, как решительность и  смелость.

3. На исполнительном этапе формируются  важнейшие волевые качества - энергичность  и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый  этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием  под руководством учителя.

Специфика учебной деятельности обуславливает  необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять  умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные  вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием  младшего школьника, развивается и  его воля.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное  влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям  о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления  трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных  занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных  занятиях, проводить специальные  беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить  индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что  в воспитании всех волевых качеств  младших школьников, так же, как  и во всей воспитательной работе, учителю  следует поддерживать тесную связь  с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы  и семьи, можно добиться высоких  результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

 

37 вопрос Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают  динамические характеристики интенсивности  и скорости реагирования, степени  эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого  типа нервной системы не могут  выдерживать сильные, длительные и  концентрированные раздражители. Слабыми  являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей  задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь  сильной нервной системой, он характеризуется  неуравновешенностью основных нервных  процессов - преобладанием процессов  возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный  тип. Процессы торможения и возбуждения  сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные  процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится  к природным высшим данным, это  врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут  образоваться различные системы  условных связей, т. е. в процессе жизни  эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в  этом и будет проявляться тип  высшей нервной деятельности. Темперамент  и есть проявление типа высшей нервной  деятельности в деятельности, поведении  человека. 

 

39 вопрос Понятие характера.  Структура характера

Характер (от греч. character - черта, признак, особенность) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и обуславливающих типичные способы восприятия реальности, типичные способы поведения, а также своеобразные отношения человека к самым разным аспектам действительности. Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деят-ти и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Структура характера

Характер человека не представляет собой чисто случайной совокупности различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Такая целостная организация называется структурой характера. Поэтому, зная одно или несколько свойств характера человека, мы можем предсказать другие неизвестные нам черты его характера. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие  пары свойств:

-уравновешенность – неуравновешенность;

-сензитивность – агрессивность;

-широту – узость;

-глубину – поверхностность;

-богатство, содержательность –  бедность;

-силу – слабость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38 вопрос Психологическая  характеристика типов темперамента

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают  динамические характеристики интенсивности  и скорости реагирования, степени  эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов.

САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной  системы).

Что характерно для сангвиника? Прежде всего, он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен.

Сангвиник, отличается и повышенной активностью - проявляет большую  настойчивость, энергию.

Он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств.

Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых  движениях, походке вприпрыжку, быстром  темпе речи.

Сангвиник отличается высокой пластичностью  поведения и экстровертностью. Любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием  возбуждения - тип нервной системы).

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции.

Но он несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более  ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость).

Холерик берется со страстью за любое  дело, страшно инициативен.

В общении - вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы).

В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Он мало, даже редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца.

Отличается медленным психическим  темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно.

Быстро утомляется от людей и  новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной.

Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны.

Им присуща мнительность и пессимизм.

ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной  системы).

Его трудно рассмешить или рассердить. Основное в нем - терпеливость, выдержка, самообладание.

Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу.

Он отличается малой пластичностью.

Медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров.

У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.

В чистом виде темпераменты практически  не встречаются или встречаются  достаточно редко.

У каждого человека преобладают  черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого.

 

 

41 вопрос Понятие способностей. Способности и задатки.

Способность можно определить как  синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Советские психологи( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности  стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним  воздействиям. Вследствие этого музыкальные  или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия  соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил  в областях, которым соответствуют  высокие сенсорно-моторные качества и склонности. Иными словами, под  Задатками следует понимать первичную  природную основу способности, еще  не развитую, но дающую о себе знать  при первых пробах деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"