Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Вообще, каких-либо проблем, связанных
с развитостью детского воображения,
у младших школьников обычно не возникает,
так что почти все дети, много
и разнообразно играющие в дошкольном
детстве, обладают хорошо развитым и
богатым воображением. Основные вопросы,
которые в этой сфере все же
могут возникнуть перед ребенком
и учителем в начале обучения, касаются
связи воображения и внимания,
способности регулировать образные
представления через
В связи с этим можно использовать ряд методик:
1. Методика “Вербальная фантазия”
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
скорость процессов
необычность, оригинальность образов воображения;
богатство фантазии;
глубина и проработанность (детализированность) образов;
впечатлительность, эмоциональность образов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура”.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения.
31 вопрос Понятие речи. Речь и язык. Функции и виды речи.
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.
Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой
функции свидетельствует об
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;
2) обобщение – функция
Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует
3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.
Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.
Монологическая речь – речь одного
человека. Ее основное достоинство
заключается в возможности
Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.
В ней присутствует много междометий,
мало или нет совсем имен собственных,
которые заменяются местоимениями.
Контекстуальная речь – более
развернутая, предшествующие высказывания
обуславливают возникновение
Эгоцентрическая речь – речь человека,
обращенная на себя самого и не рассчитанная
на какую-либо реакцию со стороны
окружающих. Это промежуточный вид
между внешней и внутренней речью.
Наиболее часто этот вид речи проявляется
у детей среднего дошкольного
возраста, когда в процессе игры
или рисования, лепки они комментируют
свои действия, ни к кому конкретно
не обращаясь. У взрослых также иногда
можно встретить
Внутренняя речь – речь про себя.
Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
32 вопрос Эмоции и
чувства. Основные функции и
свойства эмоций
Эмоции (чувства)– психические
состояния, выражающие отношение человека
к окружающей действительности, к другим
людям, к самому себе. Человек не только
активно познает предметы и явления окружающей
мира, но и переживает определенное отношение
к ним. Одни события его волнуют, к другим
он безразличен, одни вещи ему нравятся,
другие оставляют равнодушным, одних людей
он любит, других – ненавидит, переживает
удовольствие и неудовольствие, радость
и горе, отчаяние и воодушевление. У человека
главная функция эмоций состоит в том,
что благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга, можем, не пользуясь речью,
судить о состояниях друг друга и лучше
преднастраиваться на совместную деятельность
и общение.
Функции эмоций:
· Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее;
· Сигнальная – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;
· Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;
· Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.
Чувства – одна из основных форм переживания
человеком своего отношения к
предметам и явлениям действительности,
характеризующаяся
Свойства эмоций:
1. универсальность
2. динамичность
3. доминанта (более сильные
4. адаптация
5. заразительность (
6. перенос
7. амбивалентность (
8. суммация
33 вопрос Виды эмоций. Высшие чувства.
Природа эмоций и чувств органически
связана с потребностями
Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства Такое явление наука назвала амбивалентностью эмоций и чувств
Положительные эмоции-реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и т.
Негативные - следствие неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности: печаль, гнев, страх и т.д.
В нейтральных эмоциях нет
Астенические - угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют: печаль, горе
зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение к ситуации и объектов, вызывающих переживания, чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными и называются увлечениями и страстям.
В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности
Захват- меньшая сила и продолжительность чувства
Страсть- большая сила и продолжительность чувства
Уровень духовного развития человека оценивают по тем, в какой степени ей присущи эти чувства В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты Высшие чувства являются не только лич стим переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающиеих.
Нравственные чувства - это чувство,
в которых оказывается
Моральные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регулирования взаимоотношений личности
Эстетические чувства - это чувство красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм
Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на а создание произведений искусств.
Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями Итак, эстетические чувства являются существенными факторами формирования нравственности.
Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.
Интеллектуальные чувства
Эти чувства оказываются в
Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью.
34 вопрос Развитие эмоциональной сферы школьников
Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на
2) непосредственностью и
3) готовностью к аффекту страха;
в процессе учебной
4) большой эмоциональной
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и
чувства слабо осознаются и
понимаются; мимика других воспринимается
часто неверно, так же как
и истолкование выражения
В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.
35 вопрос Понятие воли. Структура волевого действия.
Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
1. Непроизвольная регуляция:
допсихические непроизвольные реакции;
образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.