Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

Вообще, каких-либо проблем, связанных  с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

В связи с этим можно использовать ряд методик:

1. Методика “Вербальная фантазия”  (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом  существе (человеке, животном) или о  чем-либо ином по выбору ребенка и  изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится  до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка  оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов  воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность  образов.

Глубина и проработанность образов  определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась  таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура”.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются  примерно по тем же параметрам, что  и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий  уровень развития их воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 вопрос Понятие речи. Речь и язык. Функции и виды речи.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь – хотя и очень  близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу  после того, как люди перестают  на нем общаться.

Выделяются следующие функции  речи:

1) обозначение – наличие этой  функции свидетельствует об отличии  речи человека от общения животных.

Звуки животных выражают лишь эмоциональные  состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет  или явление;

2) обобщение – функция проявляется  в том, что одним словом можно  обозначить группу сходных предметов  (понятие) что роднит речь с  мышлением.

Мысли человека облечены в речевую  форму вне речи мысль не существует

3) коммуникация – выражается  в применении речи в процессе  общения.

Внешняя речь является ведущей в  процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для  широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция  и т. п. Специфика этого вида в  том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом  корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство  заключается в возможности донести  до слушателей собственную мысль  без искажения и с необходимыми доказательствами.

Диалогическая речь происходит между  двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так  как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие  могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями. Контекстуальная речь – более  развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны  окружающих. Это промежуточный вид  между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется  у детей среднего дошкольного  возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно  не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую  речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Внутренняя речь – речь про себя.

Ее наиболее характерные черты  – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

 

32 вопрос Эмоции и  чувства. Основные функции и  свойства эмоций 
Эмоции (чувства)– психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушным, одних людей он любит, других – ненавидит, переживает удовольствие и неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

 

Функции эмоций:

· Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя  ее;

· Сигнальная – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;

· Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;

· Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

Чувства – одна из основных форм переживания  человеком своего отношения к  предметам и явлениям действительности, характеризующаяся устойчивостью  и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Свойства эмоций:

1. универсальность

2. динамичность

3. доминанта (более сильные эмоции  способны подавлять)

4. адаптация

5. заразительность (положительные  или отрицательные эмоции могут  повлиять на окружающих)

6. перенос

7. амбивалентность (одновременное  сосуществование 2 разномодальных эмоций)

8. суммация

 

 

33 вопрос Виды эмоций. Высшие чувства.

Природа эмоций и чувств органически  связана с потребностями Потребность  как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или  отрицательными переживаниями в  различных их вариациях Характер пережил колебаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства Такое явление наука назвала амбивалентностью эмоций и чувств

Положительные эмоции-реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и т.

Негативные - следствие неудовлетворенной  или недостаточно удовлетворенной  потребности: печаль, гнев, страх и т.д.

В нейтральных эмоциях нет непосредственной связи между степенью удовлетворения потребности и реакцией психики: интерес, удивление - те, которые усиливают активность, оживляют человека, побуждают его к деятельности: радость, гнев и т.д.

Астенические - угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют: печаль, горе

зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение  к ситуации и объектов, вызывающих переживания, чувства оказываются  более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными и называются увлечениями и страстям.

В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности

Захват- меньшая сила и продолжительность чувства

Страсть- большая сила и продолжительность чувства

Уровень духовного развития человека оценивают по тем, в какой степени  ей присущи эти чувства В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты Высшие чувства являются не только лич стим переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающиеих.

Нравственные чувства - это чувство, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, людей, самого себя, их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественно важной цели

Моральные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни  людей, в процессе их общения и  стали важным средством оценки поступков  и поведения, регулирования взаимоотношений  личности

Эстетические чувства - это чувство  красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и  форм

Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонанс, симметрия  вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на а создание произведений искусств.

Эстетические чувства тесно  связаны с моральными чувствами  Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями Итак, эстетические чувства являются существенными факторами формирования нравственности.

Высшие уровни развития эстетического  чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик, отношение  личности к познавательной деятельности в широком ее понимании

Эти чувства оказываются в любознательности, чутье нового, удивлении, уверенности  или сомнении Интеллектуальные чувства  ярко проявляют познавательные интересы, любовь к знаниям, учебные и научные  предпочтения

Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес  к определенной области знаний, увлечения  познавательной деятельностью.

34 вопрос Развитие эмоциональной  сферы школьников

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие  события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью  выражения своих переживаний  — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности  страх ребенок переживает как  предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах,  невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью,  частой сменой настроений (на  общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью  к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и  чувства слабо осознаются и  понимаются; мимика других воспринимается  часто неверно, так же как  и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной  сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение  к героям, выдающимся спортсменам. В  этом возрасте начинают формироваться  любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность  к товарищам.

 

 

 

 

 

 

35 вопрос Понятие воли. Структура волевого действия.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

допсихические непроизвольные реакции;

образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"