Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

Логика тесно связана не только с формами мышления, но и с его  операциями. Несмотря на существенные различия видов мышления, большинство  из них в том или ином виде использует логические операции, которые являются фактическими операциями мышления. Это прежде всего анализ и синтез, индукция и дедукция, а также операции классификации, сериации, сравнения, обобщения. Динамика овладения этими операциями является важным показателем развития мышления.

 

27 вопрос Мышление как  процесс решения задач

Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти  задачи могут относиться к области  природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать  по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает  как объект мышления.

Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может  не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.

Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что  он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению  задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.

Задача, которая подлежит решению  и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что  он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в  тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения .которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть.

 

28 вопрос Развитие мышления  школьников при организации учебной  деятельности

Отличие мышления от других психологических  процессов состоит в том, что  оно почти всегда связано с  наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта  задача задана. Мышление в отличие  от восприятия выходит за пределы  чувственно данного, расширяет границы  познания . В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.

Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с  тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую  он подвергает мыслительной переработке.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное  выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это –  объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков  их, по которым будет произведено  сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как  анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и  более глубокое.

Абстрагирование – это процесс  мысленного отвлечения от некоторых  признаков, сторон конкретного с  целью лучшего познания его. Человек  мысленно выделяет какой-нибудь признак  предмета и рассматривает его  изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное  изучение отдельных признаков объекта  при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного  и подняться на самую высокую  ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный  с ним. Конкретизация есть возвращение  мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение  в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Мышление младшего школьника –  это обобщенное, осуществляемое посредством  слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным  познанием мира.

Особенность здоровой психики ребенка  – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие  предметы тонут, а какие будут  плавать.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной  отсутствием знаний, необходимых  для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

 

 

 

29 вопрос Понятие воображения.  Функции, виды и свойства воображения.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек  создает новые, не имевшиеся у  него ранее представления, мысленные  ситуации, идеи, опираясь на образы, которые  сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя  их.

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

В своем воображении человек  отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные  образы предметов, которые не наблюдались  им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами. В этом отходе от действительности человек может представлять себе окружающий мир ошибочно и даже искаженно, например наделяя его различными мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п. Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом и основном, при правильной опоре на данные прошлого опыта, воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности. Даже самый простой, элементарный процесс  труда не может осуществиться  без воображения, без мысленного представления цели труда и средств, приемов ее достижения.

В связи с особенностями и  причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями  воображаемых представлений, а также  задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты  человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом  воображения и состоит в возникновении  и комбинировании представлений  и их элементов в новые представления  без определенного намерения  со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его  стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто  наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает  в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления  возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и  изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение  имеет место и в состоянии  бодрствования. Не следует думать, что  те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений  является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений  в клетках мозга и того, что  они легко вступают в связь  с остаточными процессами возбуждения  в соседних центрах. Траектория этого  возбуждения не является, как говорил  Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей  форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного  возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием  критического отношения к создаваемым  образам.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с  сознательно поставленной задачей  в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается  уже в детских играх, в которых  дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора  и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную  роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного  воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует  самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует  деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение, хотя и  в несколько иной форме, имеет  место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед  собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого  искусства, воображение подчиняется  требованиям, вытекающим из характера  и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение. Оно  имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который  никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре  воссоздающее воображение есть перевод  второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.

Творческое воображение. Характерной  особенностью этого вида воображения  является создание новых образов  в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому  воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь  правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах  действительности. Вместе с тем в  этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание  окружающей жизни, особенности присущего  ему художественного стиля.

 

30 вопрос Развитие воображения  школьников при организации учебной  деятельности

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых  образов (представлений) путем переработки  предшествующего опыта. Воображение  является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение и фантазия присущи  каждому человеку, а особенно эти  качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в  детстве, через развитие высших психических  функций, к числу которых относится  и воображение. Именно развитию воображения  необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Нет сомнения, что воображение и  фантазия являются важнейшими сторонами  нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и  произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано  с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку  новый, необычный взгляд на мир. Она  способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа  начальных классов в современной  школе предусматривает недостаточное  количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим  образом связано с другими  психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена  снижают качественный уровень обучения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"