Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

— творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Однако, необходимо принять во внимание то, что всякая

репродуктивная деятельность включает элементы творчества. Тогда как творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она не-возможна.

По уровню развития способностей различают людей способных, талантливых и гениальных. Люди способные быстро овладевают конкретной дея-тельностью, достигают высоких результатов, вносят в свою работу элементы творчества, успешно решают сложные вопросы повседневной работы. Люди, способные к конкретным видам деятельно-сти, встречаются часто.

Талант — более высокий уровень развития способностей. Талантливый человек создает нечто новое, оригинальное. Однако его творчество осу-ществляется в рамках уже сложившихся идей, направлений, линий научного поиска.

Самый высокий уровень развития способностей называется гениальностью. Идеи, концепции, способы исследований, результаты работы гениев открывают  человечеству новые горизонты, опережают эпоху, время (например, А.С.Пушкин положил своим творчеством начало новой эпохе в развитии русского языка и литературы; К.Э. Ци-алковский сделал множество великих открытий в ракетной технике, теории межпланетных отношений и др.)

 

 

23 вопрос Процессы и  виды памяти

Память - самая долговечная из наших  способностей. В старости мы помним события  детства  восьмидесятилетней,  а то и большей давности. Случайно оброненное слово,  может воскресить для нас,  казалось, давно забытые  черты лица,  имя, морской или  горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать  тем или иным способом в большей  степени,  чем  любая  другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Процессы памяти

Сами процессы памяти проходят три  этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление  нового материала путём связывания  его    с приобретённым ранее

2) Сохранение -  Определяется степенью  участия материала в деятельности  личности, то есть важностью    для человека.

3) Воспроизведение - Происходит  актуализация закреплённого материала  путём извлечение его из долговременной  памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память  достигает к 25 годам и сохраняется  до 50 лет. Затем способность запомнить  и вспомнить постепенно идёт  на убыль.                                                  

5) Повторение – одно из важных  условий запоминания. Для улучшения  запоминания необходимо: выделение  основных мыслей, использование  иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической  активности, преобладающей  в   деятельности:

   А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

   Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

   В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

   Г)Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

   А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

   Б)Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. ( Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3)По продолжительности сохранения  и закрепления материала:

   А)Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

   Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.( Чтение, списывание).

   В)Долговременная – длительное  сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.( Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что  человек обладает словесной ( вербальной ) памятью,  так как люди - это единственные говорящие животные.  Это означает возможность чему-то обучаться и  что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций.  Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной  памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная,  которая фактически  формирует каждое наше действие и каждую мысль.

 

 

24 вопрос Развитие памяти школьников при организации учебной деятельности

Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной  познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют 2 направления в этой работе:

1.     формирование приемов  осмысленного запоминания (расчленение  на смысловые единицы, смысловая  группировка, смысловое сопоставление  и т. д.)

2.     формирование приемов  воспроизведения, распределенного  во времени, а также приемов  самоконтроля за результатами  запоминания.

Необходимо научить ребенка  выделить мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них:

- преднамеренное заучивание;

- приемы активной мыслительной  обработки материала

- повторное чтение как способ  мыслительной обработки материала 

На уроках ученики запоминают наиболее существенное и те конкретные факты  и примеры, которые непроизвольно  запечатляются благодаря своей яркости, интересности.

Из анализа особенностей непосредственного  запоминания можно сделать ряд  педагогических выводов:

1.     Учителя должны избегать  длинных и сложных формулировок, которые загромождают память  ученика. 

2.     При планировании  урока учителю следует продумать,  что из нового материала учащиеся  должны не только понять, но  и запомнить на уроке, какие  для этой цели необходимы упражнения.

3.     В материале надо  выделить то, что ученики должны  записать.

4.     Всю работу по  непосредственному запоминанию  следует подчинять основной задаче: сознательному усвоению.

5.     На уроке при сообщении  нового материала полезно повторять  ранее выученное в той мере, в какой новое связано со  старым, и таким образом облегчить  усвоение новых знаний.

  методики с помощью которых можно диагностировать особенности памяти младших школьников.

-Методика «определение объема  кратковременной зрительной памяти»

-Методика «оценка оперативной  зрительной памяти» 

-Методика «оценка оперативной  слуховой памяти»

 

25 вопрос Понятие мышления. Функции и виды мышления

Мышление– процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Функции:

1. Понятие – одна из логических  форм мышления, отражающая существенные  свойства, связи и отношения предметов  и явлений, выраженная словом  или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких  суждений делается определенный  вывод.

4. Аналогия – умозаключение,  в котором вывод делается на  основании частичного сходства  между явлениями, без достаточного  исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение  сложного объекта на составляющие  части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных  частей, элементов, сторон объекта  в единое целое.

7. Обобщение - процесс выделения  сходства между предметами, выделения  в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное  между самыми разнородными предметами  и объединить в один класс  общности цвета: вишню, пион, кровь,  сырое мясо, вареного рака

Выделение видов мышления производят по различным основаниям

1) По форме и соответственно  по содержанию знаний выделяют:

- наглядно-действенное (наиболее элементарная форма, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления);

- наглядно-образное (состоит в том,  что мыслительный процесс в  нем непосредственно связан с  восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и  без него совершаться не может)

- абстрактно–логическое (мышление  с опорой на понятия, которые  отражают общее, сущность предметов  и выражаются в словах или  других знаках).

2) По характеру решаемых задач:

- теоретическое,

- практическое.

3) По степени развернутости и  осознанности :

- дискурсивное,

- интуитивное.

4) По степени новизны и оригинальности

- репродуктивное (воспроизводящее),

- продуктивное (творческое)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 вопрос Формы и операции  мышления

Выделяют три основные формы  вербального мышления, которые тесно  связаны с логикой, - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие обобщает предметы некоторого класса по определенным, специфическим  для них признакам, отображая  существенные свойства, связи и отношения  предметов и явлений. Понятия  отражают большинство наших представлений  о мире - мебель, дикие и домашние животные, средневековый период - это  все понятия, относящиеся к разным аспектам нашего знания.

Различают житейские и научные, конкретные и абстрактные понятия. Житейские понятия выделяют общие  признаки предметов и явлений, наблюдаемых  в конкретных ситуациях обыденной  жизни. В их образовании значительную роль играет личный опыт человека, поэтому  они могут по своему содержанию частично отличаться от научных понятий. Этот факт особенно заметен при сравнении  понятий у детей и взрослых людей, а также у людей, относящихся  к разным культурам. В отличие  от житейских научные понятия  надличностны, они отражают существенные и необходимые признаки предметов и явлений и совпадают по своему содержанию у всех людей. Абстрактные понятия в отличие от конкретных связаны с научными терминами. Развитие понятий может происходить как путем обобщения от конкретных к абстрактным (снизу вверх), так и сверху вниз, путем конкретизации содержания научных понятий в предметах и явлениях реальной действительности.

Понятия часто складываются в иерархии, при этом один из уровней иерархии является базовым уровнем для  категоризации и обобщения. Например, существуют понятия «домашние» и «дикие» животные, которые входят в более широкое понятие «млекопитающие».

Содержание понятий раскрывается в суждениях, то есть в таких сочетаниях понятий, из которых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого. Суждение отображает связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, металл тяжелее дерева или вода при замерзании расширяется

Умозаключение связывает между  собой несколько суждений, в результате чего из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных. Например, человек, подойдя утром к окну, видит лужи, мокрые крыши и делает заключение - ночью шел дождь. Рассуждая  о том, что сейчас крыши мокрые и на асфальте лужи (первое суждение), а это происходит всегда после  дождя (второе суждение), он приходит к  выводу (заключению) о прошедшем  ливне. Примером типичного умозаключения  является и доказательство теорем, проведенных физических или химических опытов.

Исходные суждения называются посылками. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок  является силлогизм. Например: человек - смертен, Сократ - человек; вывод: Сократ - смертен. Этот вывод базируется на первых двух и для него не надо прибегать  к непосредственной проверке.

В то же время формальная логика сама по себе не раскрывает сути мыслительного  процесса людей. Хотя логики нет ни у детей, ни в традиционных культурах, однако и в том и в другом случае возможны правильные решения  достаточно сложных задач.

Различия в подходах к изучению мышления в психологии и логике связаны прежде всего с интерпретаций данных, так как в психологии большое значение имеет социальный и эмоциональный контекст процесса мышления. Психологическую составляющую несут и чисто логические связки и кванторы. Например, люди используют разные способы решения проблемы в зависимости от интерпретации логической связки «если», то есть в зависимости от того, вероятностную или разрешительную функцию ей приписывают. Такие логические кванторы, как «все», «некоторые», «ни один», с точки зрения психологии способны значительно изменить восприятие материала. Примером этому может служить известное изречение А. Линкольна: «Некоторое время можно обманывать всех людей, некоторых людей можно обманывать постоянно, но невозможно постоянно обманывать всех людей».

Формальная логика не может полностью  описать психологию мышления и потому, что эмоции и переживания людей, их личностные особенности и активность накладывают серьезный отпечаток  на использование логических операций. Умозаключение «Сократ - смертен» с точки зрения формальной логики, безусловно, более верно, чем «Сократ - бессмертен». Однако, рассуждая о роли его идей и их влиянии на дальнейшее развитие науки, гораздо более точным будет именно второе суждение. Не менее важно и то, что логическое мышление, как будет показано ниже, не приводит к творчеству, к новому решению, в то время как для психологии мышления крайне важна эта проблема. Поэтому изучение логических операций, суждений и умозаключений используется в психологии как метод, но не как содержание и тем более цель исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"