Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный  смысл. Они могут быть вредными ли полезными, желанными или нежеланными  и т.д., благодаря осмысливанию сущности и назначение предметов.

Константность восприятия – это  постоянство восприятия, которое  обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса освещённости.

Целостность восприятия выражается в  том, что образы отражаемых предметов  выступают в сознании человека в  совокупности многих их качеств и  характеристик, даже если отдельные  из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Виды восприятия.

В зависимости от цели восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное восприятие характеризуется  тем, что в их основе лежит сознательно  поставленная цель. Они связаны с  известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия –  это такие восприятия, при которых  предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.

В зависимости от степени организации:

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие –  это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм существования  материи:

Восприятие пространства – это  восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного  расположения, удалённости и направленности, в котором они находятся.

Восприятие времени – это  отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений  действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет.

Восприятие движения – это отражение  во времени изменений положения  объектов или самого наблюдателя  в пространстве.

Понятие о внимание. Виды и свойства внимания.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных  потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствует  его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта  и сосредоточенности на нем. Это  осуществляется с помощью внимания

19 вопрос Развитие восприятия  школьников при организации учебной  деятельности.

Младшие школьники отличаются друг от друга несколькими характеристиками восприятия:

•Преобладание одного из видов восприятия (зрительное восприятие, слуховое восприятие, или, как говорят психологи, модальность);

•Уровень анализа (синтеза) результатов восприятия;

•Особенности восприятия различных видов информации (пространства, времени, текста).

Практика показывает, что учителю  важно знать и понимать не только индивидуальные особенности восприятия своих учеников, но и своих учеников, но и свои собственные, так как  процесс обучения двусторонний, в  нем равно важными субъектами являются и ученик, и учитель, а  психологические особенности обоих сказываются при их взаимодействии.

При выборе приемов обучения, которые  учитывают характер восприятия детей, необходимо выполнять ряд требований:

1.Больше давать первоначальных упражнений на пространственные   ориентации, например, «нумерация страниц», «вверху, внизу иллюстрации», «вопросы и задания к тексту» и др. Такие упражнения в первую очередь должны выполнять визуалы;

2.При слушании произведения давать индивидуальные установки на запоминание каких-либо важных моментов сюжета, чтобы восприятие было целенаправленным;

3.Использовать учителем интонационно – насыщенную речь, делать паузы для осмысления

услышанного и просить детей – визуалов пояснить, по возможности, услышанное.

Весьма целесообразно использовать разные формы объединения детей. Например, организовывать работу                               

учащихся в группах, когда «слуховой» ученик повторяет «визуальным» услышанный материал, уточняет формулировки, порядок  запоминания.

Ну и, конечно, нужно стараться  в соответствии со способностями  восприятия выбирать способы контроля учащихся. Так, опрос «визуальных» детей целесообразно проводить уже после того, как «слуховые» повторят, выскажут мнение, разъяснят услышанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 вопрос Понятие внимания. Функции, виды и 

Свойства внимания

 

 

Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

1. Функция отбора - сущность внимания  проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение  в сознании образов определенного  предметного содержания) до тех  пор, пока не завершится акт  поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Функция внимания является  регуляцией и контролем протекания  деятельности.

Виды:

1. Непроизвольное

— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для  возникновения непроизвольного  внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).

3. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

Свойства:

1. Концентрация – степень сосредоточения  внимания на объекте:

- высокая; - низкая

2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены  вниманием одновременно:

3. Переключение – намеренный  перенос внимания с одного  объекта на другой:

- трудное; - легкое

4. Распределение – способность  удерживать в сфере внимания  одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность  сосредоточения внимания на объекте:

- устойчивое

- неустойчивое

 

 21 вопрос Развитие внимания школьников при организации учебной деятельности

Внимание – многомерное психическое  явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:

- развивать интеллектуальные способности  на основе развития внимания;

- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;

- содействовать развитию произвольного  внимания;

- углублять и расширять концентрированность  внимания, его объём и устойчивость;

- учить ребёнка управлять своим  вниманием, полноценно распределять  его во время учебного процесса.

Решение поставленных задач будет  особенно эффективным только при  постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение  в учебный материал упражнений развивающих  отдельные свойства внимания.

Сложность, однако, заключается в  том, что разные свойства поддаются  развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные  свойства можно и нужно тренировать.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина  глобальной невнимательности заключается  в ориентации детей на общий смысл  текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий  смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей  преодолеть глобальное восприятие и  попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Методика развития внимания опирается  на следующие принципы:

деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

психологической комфортности - ребёнок  не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;

индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка  позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

цикличности - включать развивающие  упражнения в уроки необходимо определёнными  циклами, продолжительность которых  составляет в среднем примерно два  месяца. Повторять эти циклы в  течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

 

22 вопрос понятие памяти. Функции и свойства памяти.

Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -

воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

2. Воспроизведение

– процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее  информации.

3. Запоминание

– процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой  информации путем связывания ее с  уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение

– процесс памяти, характеризующийся  удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного  периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

 

42 вопрос Виды и уровни  способностей

Способности — индивидуально-психологические  особенности человека, которые проявляются  в деятельности и являются условиями  успешного ее выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, однако сами они к способностям не сводятся. Скорость овладения новыми знаниями, умениями и навыками и их качества — основные признаки наличия у человека способностей.

Чаще всего виды способностей отличают по их направленности или специализации:

— общие способности — такие  индивидуальные особенности человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении раз ных видов деятельности (коммуникативные, организаторские, способность планировать, предвидеть и т. п.);

— специальные способности —  система качеств личности, позволяющих достичь высоких результатов в конкретном виде деятельности.

Специальные способности органически  связаны с общими способностями.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой выделяют ведущие и вспомогательные качества. Так, например, ведущими качествами специальных являются:

■ в литературных способностях — особенности творческого воображения и мышления, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство речи;

■ в математических — умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

■ в педагогических — педагогически такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

2. Выделяют следующие уровни  способностей:

— репродуктивный — обеспечивает высокий уровень усвоения знаний, умений овладения деятельностью;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"