Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

Типы деятельности выделяются по типам  отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

-Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.

-Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.

-Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

 

14 вопрос Структура деятельности. Психологическая характеристика  потребностей и мотивов.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время  под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это  какие-то свои собственные побудительные  причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается  не каким-нибудь одним мотивом и  одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления  препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой  текущей задачи. Движение – составная  часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов  – «взять», «переместить», «отпустить»  – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К  средствам коммуникации относят  выразительные движения (мимика и  пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек  осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у  людей различны. Они тесно связаны  с двигательными задатками. У  артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности  доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление  ошибок, сопоставление полученных результатов  с запланированными;

– подведение итогов деятельности и  ее оценка.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение  нужды организма в чем-либо. Все  многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

- биологические (витальные);

- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности  являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических  потребностей ограничена, так как  они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в  течение кот. происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению ч-ка является неограниченной.

Биологические потребности  имеют индивидуалистический, эгоцентрический  характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими  особями.Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

   Мотив – это побуждение  к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которым субъект должен действовать».

Развитие человеческой Деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая Деятельность, придают  ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы – стимулы).

 

15 вопрос Психология  освоения деятельности

Освоить деятельность — значит овладеть дей-ствиями, из которых она состоит. Овладеть дейст-вием можно путем многократного его повторения или упражнения в нем, в результате чего форми-руется навык.

Навык — есть сознательно автоматизированное действие. Автоматизация — значит свободный от контроля сознания. Физиологической основой ов-ладения навыком является образование в коре го-ловного мозга динамических стереотипов, кото-рые отличаются значительной устойчивостью. Поэтому начальная операция, которая входит в состав действия, ведет за собой следующие опе-рации без регулирования 2 сигнальной системы. Это значит, что человек не осмысливает заранее каждую операцию и не осознает ее в момент осу-ществления.

Формирование навыков зависит  от разных усло-вий: это и внешние условия, и качество материа-лов, и характер инструкции, отношения самого человека к данной деятельности, изменения в его физическом и психическом состоянии. Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать успешное влияние на овладение действиями другого вида. В одних случаях они облегчают или ускоряют формирование новых навыков, в других — замедляют или затрудняют, в третьих — способствуют видоизменению навы-ка. Это явление называется взаимодействие навы-ков.

Положительное влияние освоенных  навыков на овладение другими  действиями называется пере-носом. Например, человек, владеющий иностран-ным языком, значительно легче овладевает и дру-гими языками. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с ранее освоенными.

Наряду с положительным влиянием одних навы-ков на другие имеет место и отрицательное влия-ние, которое называют интерференцией. Разли-чают 2 случая интерференции навыков:

1. Интерференция при перестройке  навыка — когда при выполнении  какого-нибудь действия требуется  изменить ра нее освоенные способы его выполнения новым. В этом случае новый способ осваивается чаще с огромным трудом, поэтому имеет место тенденция выполнять соответствую-щее действие ранее освоенным способом. Эту ин-терференцию навыков называют ассоциативным торможением.

2. Однако ранее освоенный навык  может ока-зать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этом случае при сформирован-ном новом навыке появляется тенденция возврата к выполнению действия старым способом. Дан-ный случай чаще всего имеет место при переучи-вании. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением.

 

16 вопрос Понятие ощущений. Свойства и закономерности ощущений.

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, начинающегося с воздействия внешней среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и ведущего к восприятию.

В психологии ощущение считается процессом  отражения отдельных свойств  объектов окружающего мира.

От понятия восприятия отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Свойства ощущений. Основными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация – это приспособление чувствительности к длительным действующим  раздражителям. Она может проявляться  в понижении или повышении  чувствительности. Степень адаптации  различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях.

Сенсибилизация – это повышение  чувствительности какого-либо органа. Отличается от адаптации двумя моментами: 1. при адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения. 2. на адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)Синестезия  (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

17 вопрос Классификация  ощущений

Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора  различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Классификация ощущений строится на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными

-Экстероцептивные ощущения дают образы внешнего мира.

-Интероцептивные ощущения отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и другие)

-Проприоцептивные ощущения — отражение сигналов от собственного двигательного аппарата (мышцы и cухожилия).

-Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные.

-Константные: кинестические или глубокая чувствительность;кожные, вкусовые, органические (боль, голод, жажда)

Сенсорные ощущения

Животные способны воспринимать следующие  типы стимулов

атмосферное давление (в частности, звук)

химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус)

влажность

механическое напряжение

повреждение тканей

осмотическое давление

положение тела

температура

электромагнитное излучение (в  частности, свет)

Виды человеческих ощущений [править]

В разных школах по-разному относятся  к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория  ощущений» выделил наибольшее число  ощущений (11). Видов рецепторов у  животных больше.

Дистантные ощущения

Зрение

Слух

Обоняние

Контактные ощущения

Вкус

Тактильные ощущения

Боль

Температурные ощущения

Вибрационные ощущения

Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

Чувствительность от внутренних органов

Мышечная чувствительность

Вестибулярная чувствительность

Головокружение (симптом)

 

18 вопрос Понятие восприятия. Свойства и виды восприятий.

Восприятие – это отражение  в сознании человека непосредственно  воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом.

Восприятие – качественно новая степень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Избирательность восприятия – способность  человека воспринимать именно те предметы, которые вызывают у него наибольший интерес. Она зависит от потребностей, интересов и установок личности.

Предметность восприятия – способность  человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому  классу явлений. Предметность обозначает адекватность, соответствие образов  восприятия реальным предметам действительности.

Апперцепция – это зависимость  восприятия от прежнего опыта человека. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния  каждого из них

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"