Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
5 вопрос Предмет и задачи общей психологии
ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая
изучает факты, закономерности и
механизмы возникновения, протекания
и проявления психических явлений.
Таким образом, психология изучает
психику или психические
Условно все многообразие психических явлений можно разбить на четыре больших блока:
•ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.
•ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.
•ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми. Так как психические свойства определяют специфику личности человека, их часто еще называют ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ личности. К ним относят темперамент, характер, способности и мотивационную сферу.
•ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. К ним относят ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (эмоциональная сфера), ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ (волевая сфера) и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (познавательная сфера личности).
Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя. К познавательным процессам относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Эмоциональные процессы (эмоции, чувства, аффекты и др.) определяют эмоциональное отношение человека к происходящему. Воля обеспечивает сознательную регуляцию деятельности человека через постановку целей и их достижение.
Важнейшими в структуре предмета психологии выступают психические свойства и процессы. Психические состояния и психические образования изучают специальные разделы психологической науки (психофизиология, педагогическая психология и др.).
Необходимо заметить, что представленная структура психических явления является неоднозначной.
Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.
Коротко задачи психологии можно сформулировать так:
1.Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;
2.Научиться управлять ими;
3.Использовать полученные знания на практике;
4.Быть теоретической основой практики психологической службы.
6 вопрос Этапы развития психики в филогенезе
Развитие психики имеет 3 аспекта:
возникновение и развитие психики в животном мире;
возникновение и развитие человеческого сознания;
развитие психики в онтогенезе человека.
Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.
Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.
Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма.
Чувствительность возникает на
базе раздражительности как
Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.
3 стадии развития психики:
элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
интеллект – характеризуется еще более сложной Деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность… подготовительных действий для своего решения.
Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.
Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.
Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.
Сознание является высшим уровнем психического отражения.
Развитие психического отражения на шаг отстает от развития Деятельности.
7 вопрос Сравнительный анализ психики животных и человека.
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать
только в рамках ситуации, которая
воспринимается
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и
человека состоит в чувствах.
Животные также способны
4. Условия развития психики
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
8 вопрос Сознание как
высшая форма развития психики.
Сознание реализуется в бытии, это определенный атрибут социальной системы Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).
Функции сознания : мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.
Характеристики Сознания : активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов;
- интенциональность – направленность на предмет или объект;
-способность к рефлексии –
готовность сознания к
-способность к коммуникации
– передача осознанной
-мысленное представление и
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания и характер деятельности перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по другому регулироваться.
Феномен Сознания точными науками описан быть не может!
Аспект размежевания уровней Сознания:
Выготский :2 слоя Сознания :
1) сознание для сознания;
2)сознание для бытия
Леонтьев : 3 составляющих слоя сознания :
1) чувственная ткань образа;
2) значение;
3) личностный смысл.
Сознание на уровне личностного смысла всегда пристрастное, небезразличное, индивидуализированное. Понять человека – это значит войти в структуру его личностных смыслов!
Сознание выступает как
• Познавательная функция. Познание,
т.е. верное, адекватное отражение действительности,
является первой, важнейшей функцией
сознания. Сознание позволяет человеку
проникнуть в сущность предметов, процессов,
явлений объективного мира. Познание
осуществляется в формах чувственного
и рационального отражения, на эмпирическом
и теоретическом уровнях
• Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.
• Аккумулятивная функция. Накопление
знаний, полученных из непосредственного,
личного опыта индивида, а также
добытыми его современниками или
предшествующими поколениями
• Целеполагающая функция. Целеполагание выступает в качестве функции сознания, заключающейся в построении человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.
• Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.
• Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.
• Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.