Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

obschaya_psikhologia_shpargalki.docx

— 125.81 Кб (Скачать файл)

5 вопрос Предмет и задачи общей психологии

ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая  изучает факты, закономерности и  механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает  психику или психические явления. Но это достаточно обобщенные понятия. Поэтому целесообразно их несколько  конкретизировать.

Условно все многообразие психических  явлений можно разбить на четыре больших блока:

•ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

•ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

•ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми. Так как психические свойства определяют специфику личности человека, их часто еще называют ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ личности. К ним относят темперамент, характер, способности и мотивационную сферу.

•ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. К ним относят ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (эмоциональная сфера), ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ (волевая сфера) и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (познавательная сфера личности).

Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют  человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя. К познавательным процессам относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Эмоциональные процессы (эмоции, чувства, аффекты и др.) определяют эмоциональное отношение человека к происходящему. Воля обеспечивает сознательную регуляцию деятельности человека через постановку целей и их достижение.

Важнейшими в структуре предмета психологии выступают психические свойства и процессы. Психические состояния и психические образования изучают специальные разделы психологической науки (психофизиология, педагогическая психология и др.).

Необходимо заметить, что представленная структура психических явления является неоднозначной.

Можно говорить о специфических  задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также  необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в  конкретном государстве в тот  или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

1.Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

2.Научиться управлять ими;

3.Использовать полученные знания на практике;

4.Быть теоретической основой практики психологической службы.

 

6 вопрос Этапы развития психики в филогенезе

Развитие психики имеет 3 аспекта:

возникновение и развитие психики  в животном мире;

возникновение и развитие человеческого  сознания;

развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между  отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.

Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма.

Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего  свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

3 стадии развития психики:

элементарная чувствительность –  животное реагирует только на отдельные  свойства предметов внешнего мира;

предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;

интеллект – характеризуется еще  более сложной Деятельностью  и сложными формами отражения  действительности. Появляется возможность… подготовительных действий для своего решения.

Возникновение сознания – это качественно  новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными  условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в  орган познания.

Сознание является высшим уровнем  психического отражения.

Развитие психического отражения  на шаг отстает от развития Деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 вопрос Сравнительный  анализ психики животных и  человека.

Сравнение психики животного с  человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать  только в рамках ситуации, которая  воспринимается непосредственно,  а все осуществляемые им акты  ограничены биологическими потребностями,  то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических  потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в  процессе ориентированного манипулирования  животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с  вещанием. Животные лишь подают сигналы  своим родственникам по поводу собственных  эмоциональных состояний, тогда  как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать  предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с  другими людьми, перенимает опыт пользования  орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и  человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать  положительные или отрицательные  эмоции, но только человек может  сочувствовать в горе или радости  другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных  и человека являются четвертым  отличием. Развитие психики в  животном мире подчинено биологическим  законам, а развитие психики  человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны  инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в  жизненных ситуациях. Однако присваивать  общественный опыт, который развивает  психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет  проявлять себя как обезьяна, а  человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди  людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

 

8 вопрос Сознание как  высшая форма развития психики.  Функции сознания.

Сознание реализуется в бытии, это определенный атрибут социальной системы Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Функции сознания : мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.

Характеристики Сознания : активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов;

- интенциональность – направленность на предмет или объект;

-способность к рефлексии –  готовность сознания к познанию  других психических явлений и  самого себя;

-способность к коммуникации  – передача осознанной человеком  информации другим лицам с  помощью языка и других знаковых  систем;

-мысленное представление и воображение  действительности; наличие интеллектуальных  схем – благодаря этой характеристики Сознания возможно абстрагирование. Одним из уровней сознания является Самосознание. На этом уровне осуществляется осознание, оценка человеком своих знаний, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в  деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания и характер деятельности перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по другому регулироваться.

Феномен Сознания точными науками  описан быть не может!

Аспект размежевания уровней Сознания:

Выготский :2 слоя Сознания :

1) сознание для сознания;

2)сознание для бытия

Леонтьев : 3 составляющих слоя сознания :

1) чувственная ткань образа;

2) значение;

3) личностный смысл.

Сознание на уровне личностного  смысла всегда пристрастное, небезразличное, индивидуализированное. Понять человека – это значит войти в структуру  его личностных смыслов!

Сознание выступает как функция  высокоорганизованной материи, мозга, связанная со способностью субъекта отражать внешний мир в виде живого образа этого материального мира, порождать внутренний, духовный мир. Сознание обеспечивает выполнение ряда жизненно важных для человека взаимосвязанных  и взаимодополнительных функций.

• Познавательная функция. Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта.

• Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря  единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек  не только получат данные о внешнем  мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает  саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

• Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также  добытыми его современниками или  предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой  для добывания новых знаний, для  осуществления практических действий человека.

• Целеполагающая функция. Целеполагание выступает в качестве функции сознания, заключающейся в построении человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.

• Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются  в его способности мысленного конструирования направлений и  форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.

• Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.

• Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими  людьми, взаимного обмена мыслями  и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию  связи.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"