Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Вопрос  1. Социальная психология как наука, подход к проблеме, место социальной психологии в системе научного знания.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включениям в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

Предметом является исследование закономерностей психологического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

Задачи социальной психологии:

1)теоретическое  осмысление места и роли человека  в изменяющемся мире; выявление  типов социально-психологических  характеров;

2)исследование  всего многообразия отношений  и общения, их изменения в  современном социуме;

3)выработка  социально-психологического отношения  на природу государства, политики, экономики и общества;

4)разработка  теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и  др.);

5)выработка  теоретических основ социально  психологической диагностики, консультирования  и оказание различных видов  помощи нуждающимся в этой  помощи слоям населения.

Объекты исследования социальной психологии:

-личность  в группе;

-межличностное  взаимодействие;

-малая группа;

-большая  группа;

-межгрупповое  взаимодействие.

Социальная психология, как наука, включает следующие основные разделы:

1.Психология общения, изучающая закономерности общения и взаимодействия людей в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных.

2.Психология групп, изучающая психологические характеристики групп, как больших, так и малых (сплоченность, лидерство, процесс принятия решений).

3.Психология личности;

4.Социолизация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни;

5.Практические приложения.

Основные этапы развития социальной психологии, как науки:

Середина XIX в. 1908г. Происходит становление социальной психологии, как науки. Определяются предмет изучения и основные проблемы.

До середины 40-х годов ХХ в. Характеризуется появлением научных социально-психологических школ (Курт Левин - немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления.)

С середины 40-х годов ХХ в. до наших дней. Этот этап связан с решением практических задач и работы на социальный заказ.

Методы исследования и методы воздействия:

Среди методов  исследования различают методы сбора  информации и методы её обработки.

К методам сбора информации относятся: наблюдение, чтение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение – старый метод социальной психологии.

Изучение документов – имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Среди видов  опросов наибольшее распространение  получают в социальной психологии интервью и анкеты.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанные задания или отвечает на вопросы.

Смысл последующей  обработки состоит в том, чтобы  при помощи ключа соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент один из основных методов  исследования в социальной психологии. Различают 2 основных эксперимента: лабораторный и естественный.

Социальная психология в системе  других наук.

Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая  психология изучает общие закономерности человеческой психики. Социальная психология является частью общей психики, но по особой задаче.

Соотношение социологии с социальной психологией.

Социологию интересуют социально - типичное: личность интеллигента, личность крестьянина, т.е. обезличенного человека. Социологию не интересует конкретная личность.

Социальная  психология занимается изучением психологических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду, в данную группу.

Происходит  очевидное сближение социологии с социальной психологией.

3 объективные причины:

1.общие объекты  исследования;

2.много общего  в методах исследования;

3. достаточно близкое содержание подготовки специалистов.

Вопрос 2. Исторический аспект периода стагнации науки «социальная психология».

Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг. XX в.). Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался:

1) теоретическим  обоснованием ненужности социальной  психологии: так как все психические  явления социально детерминированы,  нет необходимости выделять социально-психологические  феномены и изучающую их науку;

2) резкой  критикой идеологической направленности  западной социальной психологии, полным расхождением в понимании  общественных явлений, психологизаторством в социологии. Конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко переносились на социальную психологию в целом. Это привело к тому, что социальная психология попала в разряд лженаук;

3) практической невостребованностью результатов социально-психологических исследований;

4) идеологическим  давлением на науку, которое  нашло свое отражение в Постановлении  ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических  исследований.

Три блока  проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Трудами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. Образ социальной психологии в этот период определили взгляды  А. С. Макаренко, который вошел в  историю социальной психологии как  исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит  определение коллектива, которое  стало отправным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.                                              

По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его  основные признаки: наличие общих  целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив  — часть общества, органически  связанная с другими коллективами. Макаренко выделил два вида коллективов  — первичный и вторичный. Коллектив  в своем развитии проходит ряд  этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости целостного исследования личности. Главная теоретическая  и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение  Макаренко «воспитание личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива» стало девизом. Наиболее широко и последовательно  учение А. С. Макаренко освещено и  развито в работах А. Л. Шнирмана.

Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. К этому периоду относятся  исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений  коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась  практическая психология отношений.

Продолжает  развиваться промышленная проблематика в социальной психологии. Особое внимание привлекает психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального  и коллективного трудового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния  оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.

Вопрос 3. Методы социально психологического исследования.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие

группы: методы исследования и методы воздействия.

Среди методов  исследования различают методы сбора  информации и методы её обработки.

К методам сбора информации относятся: наблюдение, чтение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение – старый метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию

каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение»  протокола наблюдения было понятно  и другому исследователю.

Изучение документов – имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Среди видов  опросов наибольшее распространение  получают в социальной психологии интервью и анкеты.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанные задания или отвечает на вопросы.

Смысл последующей  обработки состоит в том, чтобы  при помощи ключа соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент один из основных методов  исследования в социальной психологии. Различают 2 основных эксперимента: лабораторный и естественный.

Вопрос 4. Сравнительный анализ социально-психологических теорий личности на примере психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939). Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию.

З.Фрейд считал, что все в душевной жизни имеет  свою причину, каждое душевное событие  вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная заслуга Фрейда в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

В структуре  личности, по З.Фрейду, также существуют три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности, эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению, напряжению и усилению удовольствия. Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьёй деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли, не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Огромное  значение З. Фрейд придает детским  сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет (у мальчиков) запретная любовь к собственной матери и ненависть к собственному отцу.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961). Главной идеей, предложенной К. Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т. е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у данного народа, отличные от черт, приписываемых матери у других народов. Есть и более обобщенный архетип матери .один и тот же для всего человечества, в жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

К. Юнг выделяет несколько основных (для понимания  структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это  то, какими мы, представляем себя миру, это характер, который мы принимаем; она включает наши социальные роли, одежду, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр  сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр  личного бессознательного, фокус  для материала, который был вытеснен из сознания; он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов.

Самость - центральный  архетип, архетип порядка и целостности  личности. По К. Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость.

С точки зрения К. Юнга, архетипом является и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"