Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Вопрос 1. Социальная психология как наука, подход к проблеме, место социальной психологии в системе научного знания.
Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включениям в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
Предметом является исследование закономерностей психологического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Задачи социальной психологии:
1)теоретическое
осмысление места и роли
2)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;
3)выработка
социально-психологического
4)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);
5)выработка
теоретических основ социально
психологической диагностики,
Объекты исследования социальной психологии:
-личность в группе;
-межличностное взаимодействие;
-малая группа;
-большая группа;
-межгрупповое взаимодействие.
Социальная психология, как наука, включает следующие основные разделы:
1.Психология общения, изучающая закономерности общения и взаимодействия людей в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных.
2.Психология групп, изучающая психологические характеристики групп, как больших, так и малых (сплоченность, лидерство, процесс принятия решений).
3.Психология личности;
4.Социолизация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни;
5.Практические приложения.
Основные этапы развития социальной психологии, как науки:
Середина XIX в. 1908г. Происходит становление социальной психологии, как науки. Определяются предмет изучения и основные проблемы.
До середины 40-х годов ХХ в. Характеризуется появлением научных социально-психологических школ (Курт Левин - немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления.)
С середины 40-х годов ХХ в. до наших дней. Этот этап связан с решением практических задач и работы на социальный заказ.
Методы исследования и методы воздействия:
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки.
К методам сбора информации относятся: наблюдение, чтение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент (лабораторный, естественный).
Наблюдение – старый метод социальной психологии.
Изучение документов – имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.
Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты.
Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанные задания или отвечает на вопросы.
Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи ключа соотнести полученные ответы с определенными параметрами.
Эксперимент один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают 2 основных эксперимента: лабораторный и естественный.
Социальная психология в системе других наук.
Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Социальная психология является частью общей психики, но по особой задаче.
Соотношение социологии с социальной психологией.
Социологию интересуют социально - типичное: личность интеллигента, личность крестьянина, т.е. обезличенного человека. Социологию не интересует конкретная личность.
Социальная психология занимается изучением психологических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду, в данную группу.
Происходит очевидное сближение социологии с социальной психологией.
3 объективные причины:
1.общие объекты исследования;
2.много общего в методах исследования;
3. достаточно близкое содержание подготовки специалистов.
Вопрос 2. Исторический аспект периода стагнации науки «социальная психология».
Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг. XX в.). Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался:
1) теоретическим
обоснованием ненужности
2) резкой
критикой идеологической
3) практической невостребованностью результатов социально-психологических исследований;
4) идеологическим
давлением на науку, которое
нашло свое отражение в
Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований.
Три блока проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Трудами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.
Второй блок
проблем касался социальной психологии
коллектива. Образ социальной психологии
в этот период определили взгляды
А. С. Макаренко, который вошел в
историю социальной психологии как
исследователь коллектива и воспитания
личности в коллективе. Ему принадлежит
определение коллектива, которое
стало отправным в разработке
социально-психологической
По мнению
Макаренко, коллектив — это
Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. К этому периоду относятся исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений.
Продолжает
развиваться промышленная проблематика
в социальной психологии. Особое внимание
привлекает психология производственных
бригад, коллективный стахановский труд,
ударничество, развитие индивидуального
и коллективного трудового
Вопрос 3. Методы социально психологического исследования.
Весь набор методов социально-
группы: методы исследования и методы воздействия.
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки.
К методам сбора информации относятся: наблюдение, чтение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент (лабораторный, естественный).
Наблюдение – старый метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию
каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.
Изучение документов – имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.
Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты.
Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанные задания или отвечает на вопросы.
Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи ключа соотнести полученные ответы с определенными параметрами.
Эксперимент один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают 2 основных эксперимента: лабораторный и естественный.
Вопрос 4. Сравнительный анализ социально-психологических теорий личности на примере психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939). Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию.
З.Фрейд считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная заслуга Фрейда в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.
В структуре личности, по З.Фрейду, также существуют три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности, эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению, напряжению и усилению удовольствия. Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьёй деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли, не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Огромное значение З. Фрейд придает детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет (у мальчиков) запретная любовь к собственной матери и ненависть к собственному отцу.
Психоанализ Карла Юнга (1875-1961). Главной идеей, предложенной К. Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т. е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у данного народа, отличные от черт, приписываемых матери у других народов. Есть и более обобщенный архетип матери .один и тот же для всего человечества, в жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.
К. Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона - это то, какими мы, представляем себя миру, это характер, который мы принимаем; она включает наши социальные роли, одежду, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.
Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень - центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Анима и Анимус - это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов.
Самость - центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По К. Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость.
С точки зрения К. Юнга, архетипом является и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.