Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

А. Маслоу описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться:

1)Самоактуализация - это полное, живое и беззаветное переживание с повышенным сознаванием и интересом;

2)Самоактуализация – значит в каждом жизненном выборе решать в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном;

3)Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности;

4)Честность  и принятие ответственности за  свои действия – существенный моменты самоактуализации; ответы надо искать внутри себя;

5)Развитие  способности «лучшего жизненного  выбора», мы научаемся верить  своим суждениям  и интуиции  и действовать в соответствии  с ними;

6)Самоактуализация – процесс развития своих потенциальных возможностей;

7)для самоактуализации характерны «пик переживания», когда мы наиболее интегрированы, больше сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно;

8)Самоактуализация – это обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.

Вопрос  20.Причины манипулирования:

1)Родители  наказывают тогда, когда не  виноваты и утешают когда не  грустно.

2)Человек  находится в вечном конфликте  с самим собой, он не доверяет  себе, не доверяет другим.

3)Из-за страха  окружающего мира, мы одеваем  маски.

4)Нормальные  взаимоотношения между людьми  – любовь - принятие человека  таким, каков он есть.

5)Псевдомысль (миф),чем мы лучше, тем нас больше любят.

Вопрос  21.Сравнительная характеристика манипуляторов и актуализаторов.

1) Диктатор  преувеличивает свои силы, власть, доминирует, приказывает, любит цитировать  и ссылаться на авторитетов, делает все, чтобы управлять жертвами. Руководитель в отличие от диктатора ведет людей за собой, а не стремится подчинить их себе.

2) Тряпка (слабак) преувеличивает свою чувствительность, подчеркивает превосходство других.  Сочувствующий в отличие от тряпки не вымогает заботу от других, признает свою способность ошибаться.

3) Вычислитель   гордость за умением вычислять  и контролировать сильные и  слабые стороны других, но он  при этом контролю не подлежит. В открытое столкновение не  вступает, увиливает, лжет, старается  перехитрить и проверить других  людей. Внимательный в отличие от вычислителя не стремится эксплуатировать промахи и слабости других, а уважает себя и других в качестве людей, а не вещей.

4) Прилипала  личность, которая демонстрирует   жажду быть ведомым, дурачимым,  предметом забот окружающих, охотно  позволяет делать работу за  него(иждивенческий склад состояния). Признательный в отличие от прилипалы не только зависит от других, но дает высокую оценку различным преимуществам личности другого человека (профессионализм, компетентность),уважает точки зрения других, отличающихся от его собственных.

5) Хулиган  – преувеличивает свою агрессивность,  жестокость, грубость, недоброжелательность, демонстрирует свою физическую  силу. Не вступает в открытую  войну, но угрожает расправой.  Напористый в отличие от хулигана  прямолинейность в откровенности  (искренность),не стремится доминировать.

6) Славный  парень преувеличивает заботливость, любовь, «искренность». Своей подчеркивающей  заботой, любовью убивает веру  в людях. Из всех типов оказывает  большее разрушающее воздействие,  чем другие типы манипуляторов.  Заботливый в отличие от  славного парня искреннее расположение, уважение, любовь к другому человеку.

7) Судья   преувеличивает свою критичность,  ни кому не верит, всегда  преисполнен обвинений, во всем  и во всех сомневается, с  трудом прощает (демонстрирует  это), всегда все знает лучше  других – демонстрирует, подчеркивает  превосходство над другими. Всегда  показывает, что он лучше. Выразитель  в отличие от судьи не критиканствует, способен твердо выразить свои утверждения.

8) Защитник  чрезмерно подчеркивает свою  снисходительность к ошибкам  других, дает понять, что он не  ошибается, но другой может  ошибиться, портит других сочувствием  сверх всякой меры, не дает  человеку возможности оценить  свои проблемы, анализировать. Проводник  в отличие от защитника не  защищает и не поучает, он  мягко способен помочь найти  свой собственный путь. Совет  не обязательно должен быть  выполнен.

Вопрос  22.Перцептивные механизмы в ситуациях межличностного взаимодействия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.

Эмпатия (сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, чувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди. Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Каузальная  атрибуция.

Мы поведение  другого человека рассматриваем  с точки зрения своего жизненного взгляда.

Например: компания ребят собралась в кино, один из ребят опаздывает и каждый из них  мысленно составляет свой образ. Один думает у него проблемы с транспортом, как у меня вчера было; второй думает да он, наверное, забыл взять  деньги; третий может быть он забыл, где мы его ждем и т.д.

 

 

 

 

Вопрос  23.Модель «окно Джогарри».

1.Открытая

2.Слепая

Открытая для меня(известная мне)и открытая для других. 

Закрытая для меня (неизвестная  мне) и открытая для других.

3.Закрытая

4.Неизвестная

Открытая для тебя, но закрытая для других, т.е. известная мне.

Неизвестная ни мне, ни другим (неизвестная  зона для меня и для других).


 

В начале контакта.

1

2

 

3

 

4


 

 

В конце контакта. 

1

2

3

4


Вопрос  24.Механизмы идентификации и аттракции.

Идентификация – уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Аттракция – (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого  человека, основанную на возникновении  к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления  положительного эмоционального отношения  партнеров по общению нередко  бывает их внутреннее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Вопрос 25. Понятие личности в социальной психологии. Темперамент. Характер.

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно-исторического  развития, с одной стороны, и деятель  общественного развития - с другой.

Психология  под личностью понимает конкретного  человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося  каким-либо видом деятельности, осознающего  свое отношение к окружающему  и наделенного индивидуальными  психическими особенностями.

В определении  личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек  рождается человеком, но личностью  он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющем на формирование личности. Так врожденными, передающимися  по наследству являются особенности  нервных процессов возбуждения  и торможения, что определяет своеобразие  типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы. Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным.

На протяжении XX века в мировой психологической  науке сложилось три основных направления: глубинная, или психоаналитическая психология, гуманистическая психология; топологическая психология.

 

Психоаналитические  теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд  предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние  не только на психологическую науку  и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Согласно взглядам Фрейда, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и  инстинкта самосохранения. Однако в  обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в  животном мире, так как общество накладывает на человека множество  ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает  человека подавлять, тормозить их. Но они не исчезают, сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа).

Внимательное  рассмотрение концепции личности Фрейда (которому, принадлежала заслуга привлечения  внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в  стороне версию о сексуальных  влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях»  и конфликтах с противопоставленным  ей обществом. Функция же общества сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т.д.

Стремление  Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» — беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным  психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлом у,  «гуманистическая психология» главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая  психология. Используя принятое в  физико-математических науках понятие  «поле», К. Левин объясняет поведение  личности тем, что различные точки  и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения  в силу того, что он испытывает в  них потребность. Когда потребность  в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие  от психоанализа, К. Левин не видит  в потребности биологической  предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с «полем», в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех  ведущих направлений в понимании  личности, сложившихся в мировой  психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно  порождало постоянную полемику.

Как справедливо  отмечает И.С. Кон, многозначность понятия  личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного  субъекта деятельности, в то время, как другие понимают личность как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и, делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.      

А.Г. Ковалев  предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические  свойства. К.К, Платонов выделил в структуре личности ее различные подструктуры, которые одновременно являются уровнями личности:

1) биологически  обусловленная подструктура (куда  входят: темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства  психики);

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"