Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Другой известнейшей идеей К. Юнга было понятие об интроверсии  и экстраверсии, характеризующей человека, чья энергия преимущественно направлена соответственно либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивидуум более склонен к одной из этих ориентаций.

Вопрос 5. Сравнительный анализ социально-психологических теорий личности на примере психоанализа А.Адлера, понимание личности с позиций гуманистической психологии.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937). Основные принципы А.Адлера - холизм (принцип целостности), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован, прежде всего, целью превосходства и овладения средой.

А.Адлер создал термин «комплекс неполноценности», он полагал, что все дети глубоко  испытывают чувство неполноценности  вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности  вызывает  стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». А Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий.

Позже А. Адлер  рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к превосходству и  самосовершенствованию, т. е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они пытаются господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По А.Адлеру, борьба за личное превосходство - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными, играющими роль защит, которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый индивидуум выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникальный способ следования своей  жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и черты  поведения получают свое значение в  полном контексте жизни и целей  индивидуума, так что психологические  и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни. А. Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших  аспектов общественного чувства  является развитие кооперативного поведения. А. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.

Понимание личности с позиции гуманистической психологии. Позитивные силы, направленные к здоровью и росту, естественным образом присущи организму. К. Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Решающую  роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я - концепция». Человек, по К.Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о самом себе, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.

Однако есть актуальный жизненный опыт, который  может противоречить сложившейся «Я – концепции». И тогда возникает, по К.Рождерсу, неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников достаточно свободен от неконгруэнтности, способен к самокорретировке. Принятие самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя - основной способ личностного роста.

А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии, всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества.

Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психологии, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали А.Линкольн, Т.Джеферсон, А. Эйнштейн, Ф. Рузвельт, А. Швейцер и др.

А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

1.более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней;

2.принятие себя, других, природы;

3.спонтанность, простота, естественность;

4.центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5.некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6.автономия, независимость от культуры и среды;

7.постоянная свежесть оценки;

8.межличностность и опыт высших состояний;

9.чувство сопричастности, единение с другими;

10.более глубокие межличностные отношения;

11.демократическая структура характера;

12.различение средств и целей, добра и зла;

13.философское невраждебное чувство юмора;

14.самоактуализирующееся творчество;

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию.

Самоактуализация - это не уход от проблем, а движение от npоблем кажущихся и простых К проблемам реальным и сложным.

А. Маслоу описывает восемь путей, актуализации индивида:

1) полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом;

2) стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном;

3) становиться  реальным, существовать фактически, а не только в потенциале;

4)честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы надо искать внутри себя;

5) развитие  способности «лучшего жизненного  выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответствии с ними;

6) развитие своих потенциальных возможностей;

7) стремление к «пику переживания», когда мы наиболее полно сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно;

8) обнаружение  своих «защит» и работа по отказу от них.

Другой кардинальной идеей А.Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Вопрос 6. Понимание личности с позиций теории бихевиоризма.

Слово «бихевиоризм» происходит от англ. behaviour - поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: «стимул» (5) и «реакция» (R), «сознание» и прочие субъективные понятия отрицаются. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, насколько бы оно ни было сложным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.

По Б. Скиннеру, личности как изолированной самости  нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций.

Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций.

Каждая индивидуальная реакция основана исключительно  на предыдущем опыте и генетической истории.

Если И. П. Павлов открыл механизм образования  условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания. Упрощая, это принцип награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции.

Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению  и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие стимулы регулируют поведение и управляют им.

Первичные подкрепители - прямые физические вознаграждения. Вторичные подкрепители - нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный  человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, только тонкие объяснительные фикции, также он отрицает спонтанность и источники поведения, лежащие вне жизненного опыта.

Б. Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что «мы не можем принимать  мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании - это максимально возможное обнаружение техники управления ... »

 

Вопрос 7. Трансакционный анализ по теории Э.Берна.

Э.Бёрн постулирует  три возможных состояния Я  человека - это состояние Родителя, Взрослого и Ребенка. Человек  в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаруживает одно из этих состояний. Пояснить это можно так:

1) у каждого  человека были родители, и каждый  независимо от возраста хранит  в себе набор состояний Я,  повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал);

2) все люди (не исключая детей) способны  на объективную переработку информации  при условии, что активизированы  соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый»;

3) любой человек  был раньше ребенком, поэтому  он несет в себе впечатления  прежних лет, которые при определенных  условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.

Трансакцией называется единица общения, которая  может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий". Э. Бёрн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение.

Как правило, игра усваивается в детстве, и  в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии Я, которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое».

Например, взрослый,  привыкший в детстве получать внимание от собственной матери в форме критики и наказаний, может и во взрослом состоянии «как бы нечаянно» совершать поступки, вызывающие гнев со стороны женщины (это может быть жена, начальница на работе и т.д.), что будет приносить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему пусть негативного внимания и испытываемого при этом чувства вины.

Э. Бёрн составил целую картотеку подобных игр, которые  часто повторяются в психотерапевтической практике. В качестве примера можно привести описание игры «Если бы не ты», довольно типичной для супружеских отношений:

« ... Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать.

Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей  деятельности и записалась на уроки  танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать' на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

это неприятное происшествие, так же как и целый  ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, «если бы не он». У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными' так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в «Если бы не он».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"