Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы.
Динамика. Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы: - образование в группе подгрупп по интересам; - появление в группе лидеров и их уход; - развитие группы; - изменение ролей членов группы; - распад группы.
Вопрос 30. Возникновение и развитие малой неформальной группы.
Возникновение
малой группы обусловлено запросами
общественно-экономического характера.
Одной из причин прихода людей
в определенную группу можно назвать
престижность данной социальной сферы
(профессиональной и т.п.) в обществе.
Эта же причина имеет очень
большое психологическое
Анализ развития группы как психологической общности позволяет выделить две главные сферы ее жизнедеятельности: деловую (инструментальную) и эмоциональную (экспрессивную). Основной движущей силой развития выступает противоречие между этими двумя сферами, обусловленное неравномерностью их развития. Выделяют три основных этапа, которые имеют место в любой из этих моделей. Первый – ориентировка в ситуации (в групповой задаче, в способах ее решения и т.п.); второй – конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы, между группой и отдельными ее членами, между различиями в представлениях о цели группы и средствах ее достижения; третий – динамическое равновесие, которое обеспечивает целостность группы, но не гарантирует от возникновения новых конфликтов.
Американский психолог Б.Такмен предложил модель группового развития. В сфере межличностной активности психолог выделяет четыре стадии: 1) «проверка зависимости» предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2) «внутренний конфликт», то есть нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3) «развитие групповой сплоченности», достигаемой гармонизацией отношений и исчезновения межличностных конфликтов; 4) «функционально-ролевая соотносительность», связанная с образованием ролевой структуры группы в соответствии с групповой задачей.
К механизмам
групповой динамики можно отнести:
1) разрешение внутригрупповых противоречий:
2) идиосинкразический кредит: 3) психологический
обмен. К первому пункту можно
отнести противоречия между возрастающими
потенциальными возможностями группы
и ее актуальной деятельностью, а
также стремление членов группы к
самореализации и самоутверждению.
По мнению психоаналитиков, разногласия
могут происходить из-за поведения
лидера и ожидаемого от него поведения,
и поведения его
Идиосинкразический кредит означает ситуацию, когда лидеру позволяется нарушить групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы применяются групповые санкции.
Психологический обмен – в результате групповой деятельности значимым является и тот вклад, который каждый член группы вносит в общую групповую «копилку», и та позиция, которую занимает человек в группе. Иными словами, развитие группы происходит через совместную деятельность, в результате чего через оценку вкладов в общее дело происходит статусная дифференциация (разделение, расслоение) группы.
Вопрос 31. Социально-психологическая классификация семьи.
В настоящие
время уменьшается число
Структура семьи, как малой группы.
По количеству брачных партнеров – моногамная семья (один муж и одна жена) и полигамная = полиандрия (многомужество)+полигиния (многоженство). Разводы и повторные браки приводят к последовательной моногамии, то есть в каждый определенный момент времени мужчина или женщина состоят в браке с одним партнером, но в течение жизни таких брачных союзов у них может быть несколько.
По количеству поколений: а) сложная (расширенная) семья, в которой проживают вместе и ведут совместное хозяйство представители нескольких поколений – прародители, родители и дети: б) простая (нуклеарная) семья – только два поколения (родители и дети). К этому виду семьи относятся неполные семьи – (отсутствие отца или матери по причине развода или смерти одного из супругов). Из неполной семьи выделяют материнскую (внебрачное рождение и воспитание детей). Специфический вид семьи – бинуклеарная семья, когда после развода оба супруга создают семьи, у ребенка оказывается как бы четыре родителя (два родных и два неродных), если отношения поддерживаются. Ребенок живет с теми и с другими, иногда обе семьи вместе проводят досуг. Увеличение круга ближайших родственников ребенка , включая сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых социологов может благоприятно складываться на социализации личности.
С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделяют следующие семьи:
- патриархальная
(традиционная) – муж (отец-кормилец)
материально обеспечивает
- современная
(эгалитарная) – нормы любви,
эмоциональная близость, взаимоуважение
распространяются на всех
а) коллективистская
семья – одинаково важна
б) индивидуалистская семья – вне семейная жизнь для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена на нет, при обсуждении важнейших решений возникают конфликты.
С точки зрения права семьи могут быть разбиты на две большие группы: отношения признаны обществом (заключен брак) и этого нет (добрачные союзы молодых людей).
Альтернативные стили жизни:
- Гомосексуальные семьи (мужские и женские), есть даже возможность воспитания детей через усыновление или при участии мужчин-«доноров» (в женских семьях).
- открытый
брак, отношения строятся на основе
гуманистических принципов,
- свининг – колеблющийся брак, когда традиционные супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами.
- групповой брак –супружеские отношения трех и более лиц, между которыми могут быть парные (гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные связи.
- двухшаговый брак – заключается специфический брачный контракт, оговаривающий права и обязанности на различных этапах семейной жизни (отсутствие детей, прекращение отношений без процедуры развода в заранее оговоренный срок)
Вопрос 32. Функции семьи.
Вопрос 33. Социально-психологические проблемы семьи.
Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака («факторы риска»).
Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака.
Прямо коррелирующие со стабильностью брака:
Высшее образование мужа.
Социальное положение семьи в целом.
Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей.
Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания.
Взаимное положительное первое впечатление друг о друге.
Знакомство в ситуации работы, учебы.
Период ухаживания (год – полтора года).
Инициатива о заключении брака со стороны мужчины
Принятие
брачного предложения после
Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.
Обратно коррелирующие со стабильностью брака.
Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин.
Поздний возраст вступления в брак.
Превышение возраста жены над возрастом мужа.
Высшее образование жены.
Более высокое образование жены. Чем мужа.
Гетерогенность социального положения супругов.
Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское – у мужа.
Воспитание в неполной семье.
Отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов.
Неустойчивость отношений в период знакомства.
Наличие добрачной беременности.
Отрицательное отношение родителей к браку.
Национальная гетерогенность супругов.
Факторы семейной жизни, влияющие на стабильность брака.
Прямо коррелирующие со стабильностью брака.
Высокие репродуктивные установки женщин.
Наличие в семье главы.
Совместное принятие основных семейных решений.
Равноправное
распределение хозяйственно-
Совместное проведение супругами свободного времени.
Сходство семейных ценностей.
Высокая ролевая адекватность.
Низкая конфликтность в разных сферах жизни.
Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга.
Высокая адекватность восприятия супругами друг друга.
Обратно коррелирующие со стабильностью брака.
Употребление алкоголя супругом.
Расхождение репродуктивных установок мужа и жены.
Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены.
Расхождение установок супругов на характер главенства в семье.
Расхождение
установок на распределение хозяйственно-
Расхождение установок супругов на совместность – раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга.
Негативная оценка друзей – подруг другого супруга.
Ограниченность общения, увлечений, интересов.
Отсутствие
адаптивного поведения и
Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения.
Неудовлетворенность сексуальными отношениями.
Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга.
Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей.
Также к социально-психологическим
проблемам семьи относится супружеская
совместимость. Выделяются такие ее
уровни: индивидуально-психологический,
социально-психологический и
Вопрос 35. Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи.
Семья— организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Социальные функции семьи:
- репродуктивная
- хозяйственно-экономическая (
- регенеративная (наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения)
- сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности
- образовательно-воспитательная
- психотерапевтическая (
- социально-статусная (
- духовного
общения (развития личностей
- рекреативная (связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье)
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет
ряд его важнейших
населения. То есть семья выполняет такую важную социальную функцию как репродуктивную. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в
рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя
элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде
всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением
воспроизведения в новых
биологических аномалий.
Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
медико-санитарные
факторы (экологически неблагоприятные
условия, хронические заболевания
родителей и отягощенная