Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены  группы.

Динамика. Как  и люди, группы имеют свой жизненный  цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы: - образование в группе подгрупп по интересам; - появление в группе лидеров и их уход; - развитие группы; - изменение ролей членов группы; - распад группы.

Вопрос  30. Возникновение и развитие малой неформальной группы.

Возникновение малой группы обусловлено запросами  общественно-экономического характера. Одной из причин прихода людей  в определенную группу можно назвать  престижность данной социальной сферы (профессиональной и т.п.) в обществе. Эта же причина имеет очень  большое психологическое содержание. Среди психологических причин возникновения  малой группы можно отметить стремление индивида к удовлетворению потребности  человеческого общения. В данном случае малая группа выполняет функцию  создания для человека поля межличностного общения. Но для человека, вступающего  в ту или иную группу, кроме потребности  и ценностей существует еще социальный опыт  индивида, его самооценка, ожидания, связанные с предстоящим групповым  членством, особенности группы с  точки зрения целей, программы, специфики  деятельности и т.п.

Анализ развития группы как психологической общности позволяет выделить две главные  сферы ее жизнедеятельности: деловую (инструментальную) и эмоциональную (экспрессивную). Основной движущей силой  развития выступает противоречие между  этими двумя сферами, обусловленное  неравномерностью их развития. Выделяют три основных этапа, которые имеют  место в любой из этих моделей. Первый – ориентировка в ситуации (в групповой задаче, в способах ее решения и т.п.); второй – конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы, между группой и отдельными ее членами, между различиями в представлениях о цели группы и средствах ее достижения; третий – динамическое равновесие, которое обеспечивает целостность группы, но не гарантирует от возникновения новых конфликтов.

Американский  психолог Б.Такмен предложил модель группового развития. В сфере межличностной активности психолог выделяет четыре стадии: 1) «проверка зависимости» предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2) «внутренний конфликт», то есть нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3) «развитие групповой сплоченности», достигаемой гармонизацией отношений и исчезновения межличностных конфликтов; 4) «функционально-ролевая соотносительность», связанная с образованием ролевой структуры группы в соответствии с групповой задачей.

К механизмам групповой динамики можно отнести: 1) разрешение внутригрупповых противоречий: 2) идиосинкразический кредит: 3) психологический  обмен. К первому пункту можно  отнести противоречия между возрастающими  потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а  также стремление членов группы к  самореализации и самоутверждению. По мнению психоаналитиков, разногласия  могут происходить из-за поведения  лидера и ожидаемого от него поведения, и поведения его последователей. Подобное разногласие вызывает дестабилизацию и конфликт в группе. Разрешение конфликта приводит к наступлению «фазы гармонии» по мере прохождение в группе целого ряда конфликтов.

Идиосинкразический  кредит означает ситуацию, когда лидеру позволяется нарушить групповые  нормы, в то время как за такое  нарушение к любому другому члену  группы применяются групповые санкции.

Психологический обмен – в результате групповой  деятельности значимым является и тот  вклад, который каждый член группы вносит в общую групповую «копилку», и та позиция, которую занимает человек  в группе. Иными словами, развитие группы происходит через совместную деятельность, в результате чего через  оценку вкладов в общее дело происходит статусная дифференциация (разделение, расслоение) группы.

 

 

Вопрос  31. Социально-психологическая классификация семьи.

В настоящие  время уменьшается число браков, рождаемость, увеличивается детская  смертность, патология новорожденных, разводы – все это проблемы семьи, переходящие из общественной в экономическую и психологическую плоскость. Семья одновременно является малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом – исторически сложившейся системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социально-необходимая обществу как потребность в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.

Структура семьи, как малой группы.

По количеству брачных партнеров – моногамная семья (один муж и одна жена) и  полигамная = полиандрия (многомужество)+полигиния (многоженство). Разводы и повторные  браки приводят к последовательной моногамии, то есть в каждый определенный момент времени мужчина или женщина  состоят  в браке с одним  партнером, но в течение жизни  таких брачных союзов у них  может быть несколько.

По количеству поколений: а) сложная (расширенная) семья, в которой проживают вместе и  ведут совместное хозяйство представители  нескольких поколений – прародители, родители и дети: б) простая (нуклеарная) семья – только два поколения (родители и дети). К этому виду семьи относятся неполные семьи – (отсутствие отца или матери по причине развода или смерти одного из супругов). Из неполной семьи выделяют материнскую (внебрачное рождение и воспитание детей). Специфический вид семьи – бинуклеарная семья, когда после развода оба супруга создают семьи, у ребенка оказывается как бы четыре родителя (два родных и два неродных), если отношения поддерживаются. Ребенок живет с теми и с другими, иногда обе семьи вместе проводят досуг. Увеличение круга ближайших родственников ребенка , включая сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых социологов может благоприятно складываться на социализации личности.

С точки зрения соответствия  брачно-семейных отношений  общественным нормам выделяют следующие  семьи:

- патриархальная (традиционная) – муж (отец-кормилец) материально обеспечивает семью,  представляет ее в обществе, принимает  основные решения, касающиеся  членов семьи.  Жена не работает (или имеет заработок заметно  ниже, чем у мужа), занимается воспитанием  детей, ведет домашнее хозяйство.  Мнение детей учитывается мало  и имеет подчиненное значение;

- современная  (эгалитарная) – нормы любви,  эмоциональная близость, взаимоуважение  распространяются на всех членов  семьи. У этого типа семьи  выделяют подтипы:

а)  коллективистская семья – одинаково важна профессиональная и общественная деятельность обоих  супругов, распределяются домашние обязанности, совместно проводятся досуги, коллективно  принимаются решения. 

б) индивидуалистская  семья – вне семейная жизнь  для супругов важнее, чем  семейная,  домашняя  работа сведена на нет, при обсуждении важнейших решений  возникают конфликты.

С точки зрения права семьи могут быть разбиты  на две большие группы: отношения  признаны обществом (заключен брак) и  этого нет (добрачные союзы молодых  людей).

Альтернативные  стили жизни:

- Гомосексуальные  семьи (мужские и женские), есть  даже возможность воспитания  детей через усыновление или  при участии  мужчин-«доноров»  (в женских семьях).

- открытый  брак, отношения строятся на основе  гуманистических принципов, подразумевается  личная жизнь каждого из супругов, в том числе глубокие, значимые  отношения (возможно сексуальные)  с другими людьми.

- свининг – колеблющийся брак, когда традиционные супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами.

- групповой  брак –супружеские отношения трех и более лиц, между которыми могут быть парные (гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные связи.

- двухшаговый брак – заключается специфический брачный контракт, оговаривающий права и обязанности на различных этапах семейной жизни (отсутствие детей, прекращение отношений без процедуры развода в заранее оговоренный срок)

Вопрос  32. Функции семьи.

Вопрос  33. Социально-психологические проблемы семьи.

Важнейшими характеристиками семьи  на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака («факторы риска»).

Добрачные факторы, влияющие на стабильность  брака.

Прямо коррелирующие со стабильностью брака:

Высшее образование  мужа.

Социальное  положение семьи в целом.

Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей.

Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания.

Взаимное  положительное первое впечатление  друг о друге.

Знакомство  в ситуации работы, учебы.

Период ухаживания (год – полтора года).

Инициатива  о заключении брака со стороны  мужчины

Принятие  брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания.

Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

Обратно коррелирующие со стабильностью брака.

Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин.

Поздний возраст вступления в брак.

Превышение  возраста жены над возрастом мужа.

Высшее образование  жены.

Более высокое  образование жены. Чем мужа.

Гетерогенность социального положения супругов.

Городское происхождение  супругов или городское происхождение  у жены и сельское – у мужа.

Воспитание  в неполной семье.

Отсутствие  братьев (сестер) у будущих супругов.

Неустойчивость  отношений в период знакомства.

Наличие добрачной  беременности.

Отрицательное отношение родителей к браку.

Национальная гетерогенность супругов.

Факторы семейной жизни, влияющие на стабильность брака.

Прямо коррелирующие со стабильностью брака.

Высокие репродуктивные установки женщин.

Наличие в  семье главы.

Совместное  принятие основных семейных решений.

Равноправное  распределение хозяйственно-бытовых  обязанностей по уходу за детьми.

Совместное  проведение супругами свободного времени.

Сходство  семейных ценностей.

Высокая ролевая  адекватность.

Низкая конфликтность  в разных сферах жизни.

Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами  друг друга.

Высокая адекватность восприятия супругами друг друга.

Обратно коррелирующие со стабильностью брака.

Употребление  алкоголя супругом.

Расхождение репродуктивных установок мужа и  жены.

Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены.

Расхождение установок супругов на характер главенства в семье.

Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых  обязанностей.

Расхождение установок супругов на совместность – раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга.

Негативная  оценка друзей – подруг другого  супруга.

Ограниченность  общения, увлечений, интересов.

Отсутствие  адаптивного поведения и установок  супругов.

Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения.

Неудовлетворенность сексуальными отношениями.

Отсутствие  доверия и поддержки со стороны  другого супруга.

Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей.

Также к социально-психологическим  проблемам  семьи относится супружеская  совместимость. Выделяются такие ее уровни: индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностью, которая зависит от такого фактора, как интимность  (симпатия, расположенность и эротическая привязанность супругов) и автономия – относительная независимость супругов друг от друга. Социально - психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение репродуктивной и воспитательной функций. При попытках теоретического анализа супружество и детско-родительские отношения оказались изолированными друг от друга. Далеко не всегда супружеские отношения заканчиваются естественным путем, то есть смертью одного из супругов. Нередко семья распадается вследствие развода. Каковы же социально-психологические мотивы этой проблемы? Судя по ответам разводящихся, к «факторам риска» можно отнести мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов. Не менее важной социально-психологической проблемой является межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Для большинства разводящихся пар присуща комплексно-смешанная форма конфликтности: 1) принимает решение о разводе один супруг – отказ + провокация (один отказывается, другой провоцирует); 2) оба супруга согласны на развод – обсуждение + саботаж (пытаются воссоединиться, но какие-то причины мешают). Последствия развода можно разделить на три относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества. Впоследствии  среди разведенных пар характерно увеличение  таких показателей, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т.п. Для ребенка последствия распада семьи однозначно носят негативный характер, причем не отсутствие одного из родителей, а сам конфликт, предшествующий разводу. У некоторых детей с уходом отца улучшается состояние (нормализуется сон, исчезают психосоматические симптомы). На развод родителей девочки и мальчики реагируют по-разному: девочкам присуща замкнутость, плаксивость, неуверенность и т.п., а мальчикам – агрессивность, драчливость, возбудимость. Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. На уровень рождаемости разводы особого влияния не оказывают, так как многодетность – это редкость, а у разведенных пар минимум по одному ребенку уже есть. В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. Исследования показали, что дети из неполных семей  занимают промежуточное положение между семьями с благополучным браком и семьями , находящимися в постоянном конфликте. Согласно статистическим данным, более высокая вероятность развода у детей, чьи родители развелись. 

Вопрос 35. Факторы социального риска,  отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи.

Семья—   организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социальные  функции семьи:

- репродуктивная

- хозяйственно-экономическая (приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, создание домашнего уюта и т.п.)

- регенеративная  (наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения)

- сфера первоначального  социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности

- образовательно-воспитательная 

- психотерапевтическая (удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите)

- социально-статусная (предоставление определённого соц. статуса членам семьи)

- духовного  общения (развития личностей членов  семьи)

- рекреативная  (связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье)

Основное  назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных  потребностей. Являясь социальной ячейкой  общества, семья

удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве

населения. То есть семья выполняет такую важную социальную функцию как репродуктивную. Репродуктивная функция семьи состоит  в воспроизводстве жизни, то есть в

рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя

элементы  всех других функций, так как семья  участвует не только в

количественном, но и в качественном воспроизводстве  населения. Это, прежде

всего, связано  с приобщением нового поколения  к научным и культурным

достижениям человечества, с поддержанием его  здоровья, а также с

предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода

биологических аномалий.

Факторы социального  риска, отрицательно сказывающиеся  на репродуктивных функциях семьи:

социально-экономические  факторы (низкий материальный уровень  жизни семьи, плохие жилищные условия);

медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные  условия, хронические заболевания  родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия  родителей и особенно матери" антисанитария и пренебрежение  санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи  и особенно матери);

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"