Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

2) психологическая  подструктура, включающая индивидуальные  свойства отдельных психических  процессов, ставших свойствами  личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура  социального опыта (куда входят  приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура  направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения).

Поэтому ключом к научному пониманию личности может  быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает  с одной стороны,  как условие  деятельности, а с другой стороны, как ее продукт. Все разделы психологической  науки рассматривают личность как  изначально данную в системе социальных связей и отношений. Собственно социально-психологические  проблемы личности начинают решаться на этой основе.

Охарактеризовать  личность с психической стороны  – это значит показать особенности  ее психики, в структуре которой  можно выделить:

Психические состояния – подъем, энтузиазм, упадок, апатия, уверенность, решительность, тоска.

Психическое образование – знания, навыки, умения.

Психические процессы – эмоциональные (эмоции, чувства); познавательные (ощущения, восприятия, представлении я, воображение, мышление, память, внимание, речь); волевые (воля – сознательное управление своим  поведением).

Психические свойства – направленность, темперамент, характер, способности.

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его  целей, мотивов и содержания. Темперамент  слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

Типы темперамента. Описание особенностей различных темпераментов  может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко  выражены, но люди с резко выраженными  чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу.

Флегматик -  Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет  упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя  свою неспешность прилежанием.

Холерик -  Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко  меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник -  Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко  примиряющийся со своими неудачами  и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда  ему интересно, приходя в сильное  возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней  безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик -  Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Свойства  темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с  глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без  скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому  для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному  в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость  и застенчивость; у флегматика —  безразличие к людям, сухость; у  сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность  решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может  быть способным и не способным; тип  темперамента не влияет на способности  человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Влияние темперамента. От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.); пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены  и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия). Экстраверсия –  направленность личности на внешний  мир и деятельность в нем. Интроверсия  – обращенность вовнутрь, склонность избегать социальных контактов, стремление к уединению, ориентация на свой собственный  внутренний мир.

Характер  – индивидуальное сочетание свойств  личности, которые выражают отношение  человека к действительности и проявляются  в его поведении и поступках. Бесхарактерность – тоже проявление характера.

Характер  определяется  и формируется в  течение всей жизни  человека.  Образ  жизни  включает  в  себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве.  Поэтому  по  мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется   сам человек.  Однако непосредственно  формирование характера  происходит  в  различных  по  уровню развития группах (семья,  дружеская  компания,  класс,  спортивная  команда,  трудовой коллектив и пр.). В зависимости  от того, какая группа является  для  личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует  в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов.  Черты характера также будут зависеть от позиции индивида  в группе,  от  того  как он интегрируется в ней. В коллективе создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших  черт характера.  Этот  процесс   взаимный,   и   благодаря   развитию   личности, развивается и сам коллектив.  Содержание  характера составляет  жизненную направленность  личности,  т.е.  ее  материальные   и духовные потребности, интересы,  убеждения,  идеалы  и т.д.  Характер человека предполагает  наличие  чего-то  значимого  для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят  мотивы  его  поступков,  цели его действий,  которые он себе ставит.

Характер  — это направленность на общественно  значимую  деятельность. Именно направленность личности лежит  в  основе  единства,  цельности,  силы характера.

Соответственно   делят характеры  на  типы:  волевой  (активный,   целеустремленный,   деятельный); эмоциональный  (действующий  под влиянием порыва, переживаний);  рассудочный (оценивающий все с  точки зрения разумности). К. Юнг предложил классифицировать  характеры   в   зависимости   от принадлежности к экстравертивному и интровертивному типу. Экстравертивный тип.  Характеризуется обращенностью  личности  на окружающий  мир,  объекты  которого  подобно  магниту,  притягивают  к  себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к  принижению личностной  значимости  явлений  его  субъективного  мирз.  Ему  присущи импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Интровертивный тип. Для него характерна фиксация интересов  личности на явлениях собственного  внутреннего  мира,  которым  она  придает  высшую ценность,   необщительность,   замкнутость,   склонность   к   самоанализу, затрудненная адаптация. Возможна  также  классификация   на   конформный  и  самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы. Черт  характера  чрезвычайно  велико,  каждая  из  черт  имеет  разную качественную степень выраженности.

Вопрос  26. Акцентуация характера.

Людей отличает друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но и разница  в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит  от того, в какой степени он утвердился в той или иной социальной среде, в какой семье вырос, в каком  кругу вращается. Два человека с  натурами (совокупностью черт характера) первоначально сходными могут впоследствии иметь мало общего между собой.

Жизненные типы (или типы социальных групп) таких  как тип служащего, офицера, ученого, коммерсанта, учителя безусловно накладывают отпечаток на характер личности и на характерные черты социальной группы в целом. Зачастую черты характера и профессиональные качества совпадают благодаря склонностям и направленности человека, но и иногда и вопреки, что вызывает внутренние конфликты в психике индивида.

Первая сфера, формирующая характер – это и  есть сфера направленности. Многие профессиональные склонности, либо интересы становятся чертами характера, носят  эгоистический характер или альтруистический характер.

Вторая сфера  формирования – это сфера чувств. Характер внутренней «переработки»  также определяет значительные индивидуальные различия. В результате появляются индивидуальные модификации в характере.

Третья сфера  связана с понятием интеллекта, которое  обычно не включают в понятие личности. Существует, однако, область ассоциативных  чувств , в которых заложено начало таких черт личности, как любовь к порядку, потребность в знаниях, также к чтению и «узнаванию» нового и пр.

Четвертая сфера  – сфера физиологическая и  подсознательная. Отсутствие или невозможность  достижения поставленной цели, в силу физических возможностей откладывает  отпечаток на характер личности в  виде фобий и комплексов. Но сфера  бессознательного не ограничивается одними лишь страхами и комплексами. Ряд важных подсознательных элементов становится частью личности.

Последней, пятой, иногда выделяемой, сферой является психодинамические особенности индивида или особенности применения биопсихических процессов. Или темперамент, воля и многое другое. Данные подструктуры не влияют на формирование тех или иных черт характера, но могут замедлить или ускорить этот процесс.

Не всегда возможно провести  четкую грань  между чертами, формирующими акцентуирующую личность (от англ. и лат. accent – ударение) и чертами, определяющими индивидуальные вариации характера человека. Колебания наблюдаются здесь в двух направлениях. Прежде всего это особенности застревающей, или педантической личности могут быть выражены в человеке столь же незначительно, что акцентуация, как типовая не имеет места. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов, вплоть до нейтральной. Акцентуация всегда предполагает усиление степени одной черты. Эта черта личности становятся образом акцентуированной.0

Многие черты  невозможно строгим образом дифференцировать, то есть трудно установить, относятся  ли они к определенному ряду акцентуаций  или лишь к вариации индивидуальности личности.

С таким положением в характерологии мы сталкиваемся при  анализе, например, чувства долга. Его  можно отнести к сфере направленности интересов личности, но в то же время можно различить в чувстве долга черту свойственную ананкастам. Дифференциация должна учитывать следующие моменты в случае, когда чувство долга является просто характерологической особенностью – человек обладает ровным, спокойным поведением, чувство долга является как бы само собой разумеющимся; у ананкасты это чувство сопряжено с беспокойством, постоянными расспросами достаточно ли он самоотверженно поступил.

Сильно развитая область эмоций активизирует у человека амтрулетические чувства – чувства сострадания, радости за чужую удачу, чувство долга. В гораздо меньшей мере развивается стремление к власти, корыстолюбие, возмущение, гнев и т. д. Нет возможности проследить единую генетическую основу у таких чувств и черт характера, как тревожность и боязливость и многие другие.

Акцентуированные  черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это по сути те же человеческие черты характера, но обладающие тенденцией к переходу в  патологическое состояние.

Личности, обозначаемые нами, как акцентуированные, являются одновременно и патологическими.

Классификация акцентуированных черт личности:

1. Демонстративные  личности. При более выраженной  акцентуации – истероидный (истерический) тип. Этим понятием пользовался Зигмунт Фрейд. Собственно он и ввел его в психологию. Основной чертой является вытеснение или стремление к вытеснению из памяти, воспоминаний, жизненного опыта вообще нежелательных элементов. Также личности могут почти забыть, чего они не желают знать и помнить и заменяют освободившиеся ячейки памяти выдумками, ложью и фантазией. Еще одним из выдающихся качеств – стремление к привлечению к себе внимания, причем это стремление принимает болезненные формы. Постоянный настрой на успех, но при неудаче – бегство в болезнь. Остаться незаменимым для подобных личностей практически подобно смерти. По своей ориентации – они авторитеты и хорошо «вживаются» в эту роль. Прекрасно владеют мимикой. Это «вживание» может зайти настолько глубоко, что иногда истерик забывает о конечной цели. Демонстративный (истероидный) тип акцентуаций, чаще всего возникает в детстве от чрезмерного, повышенного внимания к ребенку и его «микродостижениям».

2. Педантические  личности. Патологическое проявление  педантической акцентуации –  это ананкастические психопатологии. Для подобный акцентуаций характера болезненное стремление к порядку, гинеральтруизм, который требует сил и постоянного подтверждения и одобрения. Для педантических акцентуаций – очень трудно принять решение. Речь их обстоятельна, даже слишком обстоятельна для простых вопросов и ответов. Они чрезмерно осторожны и недоверчивы.

3. Застревающие  личности. Для застревающих личностей  крайнее (патологическое) проявление  акцентуации – это сложность  эффективных проявлений. Личности  застревающего типа недоверчивы  и подозрительны. Очень часть  эгоистичны, излишне самонадеянны и не очень конкретны, склонны к параноическим (параноидальным) идеям.

4. Возбужденные  личности. Это личности с недостаточной  управляемостью ни собственного  поведения, ни собственных эмоций. Они импульсивны, стремительны, в  рассуждениях непоследовательны  (слегка мыслей), нейтрального эмоционального  состояния у них нет. Склонны впадать в ярость и в то же время склонны к депрессиям.

Состояния акцентуированных черт характера встречаются довольно часть, гораздо чаще нашли «чистые» типы, но однако можно классифицировать отдельные акцентуации по следующим:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"