Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Однако вопреки  ее жалобам выяснилось, что на самом  деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень  боялась. Более того, он фактически даже не давал ей возможности догадаться о своем страхе. Это, наверное, и  была одна из причин, по которой ее Ребенок весьма прозорливо выбрал такого мужа ... »

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины которой (избегание путающих ее ситуаций) не осознаются. Игра предполагает наличие двух ролей: мужа-тирана и подавляемой им жены.

Для того чтобы  выйти на свою проблему и решить ее, необходимо отказаться от игры, игра создана как средство избегания проблемы.

Вопрос 8. Средства общения.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

В том случае, когда общение осуществляется с  помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и т. п.

В межличностном  общении обычно применяются письменный и устный язык.

Преимущества  письменного языка становятся решающими  там, где не06ходимы точность и ответственность  за каждое слово.

Чтобы умело  пользоваться письменным языком, нужно  обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности, для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.

Искусство общения  предполагает, во-первых, безупречное  владение письменным языком, что обеспечивается образованием; во-вторых, хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными и одновременно сложными народными оборотами речи); в-третьих, умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

Невербальные  средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение  процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с его солистом. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения  делятся на три группы:

1. Визуальные:

- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

- направление  взгляда и визуальный контакт; 

- выражение  глаз;

- выражение  лица;

- поза (в частности,  локализация, смена поз относительно  словесного текста);

- кожные реакции  (покраснение, испарина);

- дистанция  (расстояние до собеседника, угол  поворота к нему, персональное  пространство);

- вспомогательные  средства общения, в том числе  особенности телосложения (половые,  возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые):

- связанные  с речью (интонация, громкость,  тембр, тон, ритм, высота звука,  речевые паузы и их локализация  в тексте);

- не связанные  с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

- физическое  воздействие (ведение слепого  за руку, контактный танец и др.);

- такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Вопрос  9. Невербальные средства общения.

Невербальные  средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение  процесса общения, создавать психологический  контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением  некоторых жестов. Они точно скоординированы  между собой и словесными текстами. Невербальные средства общения делятся  на три группы:

Визуальные:

Кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

Направление взгляда и визуальный контакт;

Выражение глаз;

Выражение лица;

Поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

Кожные реакции (покраснение, испарина);

Дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

Вспомогательные средства общения, в том числе  особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, усы, сигарета и т.п.).

Акустические (звуковые):

Связанные с  речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы  и их локализация в тексте);

Не связанные  с речью (смех, плач, кашель, вздохи и  т.п.).

Тактильные (связанные с прикосновением):

Физическое  воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

Такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Примеры: скука  – собеседник подпирает голову рукой, неодобрение – стряхивание с себя несуществующих ворсинок, сосредоточенность - выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами.

Вопрос  10. Виды социальных отношений.

Социальные  отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.

Производственные  отношения концентрируются во множестве  профессионально-трудовых ролей-функций  человека (например, инженер или  рабочий, руководитель или исполнитель  и т.д.).

Экономические отношения реализуются в сфере  производства, владения потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает  в двух взаимосвязанных ролях  – продавца и покупателя.

Правовые  отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают  меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

Нравственные  отношения закрепляются в соответствующих  ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации  жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под  влиянием представлений о месте  человека во вселенских процессах жизни  и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности  человека к самопознанию и самосовершенствованию.

Политические  отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

Эстетические  отношения возникают на основе эмоционально-психологической  привлекательности людей друг для  друга и эстетического отражения  вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой  субъективной вариантностью. То, что  для одного человека может быть привлекательным, для другого – нет.

Вопрос  11. Виды общения.

Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс  передачи и приема сообщений с  помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в  результате чего осуществляются обмен  информацией между участниками  общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга  и взаимодействие по достижении изменений  в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом:

Передатчик, отправитель;

Получатель, приемник, адресат;

Канал связи;

Шум, сигнал;

Код, декодер.

К структуре общения относятся:

Коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

Познавательный  аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

Интерактивная (контактная) сторона, связанная с  процессом воздействия, поведения.

Выделяют  такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое  и ненасильственное.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают  вербальные средства общения (устная и  письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Вопрос  12. Функции общения.

Информационно-коммуникативная функция  общения – это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатор).

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.п.). Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой стороны.

Аффективно-коммуникативная функция  общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном) и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убежища.

Функции (которые писали в классе):

Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. (Например, ребенок, выросший среди животных, не может  себя адекватно вести в обществе).

Общение выполняет  в коллективной деятельности людей  коммуникативно-связующую роль. Нет  доверия, нет совместной деятельности. (Дружба)

Общение играет психотерапевтическую подтверждающую роль в жизни человека любого возраста (поддержка человека, изгой общества). Не подтверждение – трагедия, не знающая возрастных границ. Выявляется в подростковый период психологической  зависимостью, несформированной самооценкой, слабостью ЭГО.

Общение представляет важнейшую жизненную потребность  человека, условие его благополучного индивидуального существования. Например, две клиники, в одной можно  посещать детей, близких, в другой –  нет. Люди быстрее вылечатся там, где разрешено посещение.

Вопрос  13. Трудности общения.

Общение –  взаимодействие по крайней мере двух людей, трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных  возможностей и неверное представление  своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не  подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Существует  также особый вид трудностей, который  состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с  людьми из своего окружения, т.е. отсутствие понимания со стороны партнеров.

Трудности в  общении вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социальной компетентностью, могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам.

Вопрос  14. Деформация общения.

К числу главных  критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, можно  отнести прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основываться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных переговоров, на нормах нравственности и культуры. Именно эти фундаментальные ценности лежат в основе нормальных, цивилизованных отношений. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответствие общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества.

Признаками  деформации являются нарушения в  сфере правовых, нравственных, культурных, психологических отношений: отсутствие свободы слова, выбора, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая  зависимость и др.

Деформация  социальных отношений приводит к  деформации личности и общностей, т.е. социальной патологии, что особенно остро проявляется в период ломки  социальных институтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"