Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

шпоры по до.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

4. одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в. Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе). Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке "Психология народов и вопросы языкознания" (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье "Вводные рассуждения о психологии народов" они опубликовали программное положение своей новой концепции. Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями "духа народа" как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом "духа народа", развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача "психологии народов" как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности "духа народа" и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа. Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал "психологию народов" как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое. Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия. Психология народов ·  Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований. ·  Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них. ·  Искусство и культура — не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слабо-развитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах. ·  Ценности латинских народов — подчинение сильной, деспотичной власти; англосаксов — приоритет частной инициативы. ·  Естественная тенденция эволюции цивилизаций — дифференциация. Панацея демократии — достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ еще ниже. В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся. ·  Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры — другая вера. Психология масс. ·  В XIX веке власть толпы сменяет власть элит. ·  Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь. ·  Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность. ·  Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы. ·  В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность ·  Массы уважают только силу. ·  Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью. ·  Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях. ·  Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.·  Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных, которые реализуют события подготовленные веками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Инстинкт — этот термин  был в дальнейшем заменен Мак-Даугаллом  на термин склонность — представляет  собой врожденное образование,  обладающее побудительной и управляющей  функциями, содержащее в себе  определенную последовательность  процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и  готовности к моторным действиям.  Таким образом, это психофизическое  предрасположение заставляет индивида  что-либо воспринимать, испытывая  от этого специфическое эмоциональное  возбуждение и импульс к действию. В своей теории Мак-Даугалл  сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту  свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых, существует также и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), является источником энергии, или движущей силой, инстинкта. Мак-Даугалл насчитал у человека 12 основных инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 171. Примерно в это же самое время термин "инстинкт" применительно к человеку впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Даугалла заменить его термином "склонность", хотя суть концепции осталась прежней. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были названы Мак-Даугаллом "чувствами". По мнению Мак-Даугалла, в основе большинства проявлений нашего социального поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного «социального инстинкта» как такового у человека нет. Наше социальное поведение определяется сочетаниями разных инстинктов. Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. Мак-Даугалл признавал учение о том, что человек наделен некоторыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом.

3. Следует с самого начала уяснить,  что объект этой дисциплины  — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп. Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.). Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые "мы-чувства" и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов. Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

 

 

 

 

 

 

 

1. В результате развертывания всех  этих процессов в области психологической  науки, образования и бизнеса  западных стран сложился определенный  стиль управления как совокупность  навыков, отличающих современного  менеджера: современный руководитель  избегает при общении с сотрудниками  грубых окриков, высокомерия,  всегда приветлив, постоянно улыбается,  старается обращаться к работникам  по именам, умеет внимательно  выслушать каждого подчиненного  и даже одевается подобно им, не носит дорогих вещей. С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России. Усиление внимания к этой проблематике в нашей стране — результат не только опыта западных стран. Все более широкое признание психологические факторы стали получать у наиболее дальновидных российских ученых и руководителей-практиков, которые уже давно в устаревших технологических методах руководства усматривали причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства. исправить положение можно было только путем перестройки всей системы социально-экономических отношений, перехода к рыночной экономике, создавшей реальные условия для использования психологических факторов экономического роста. Это предполагает внесение серьезных изменений в подготовку кадров, занимающихся организацией и управлением производством во всех его сферах и на всех уровнях, в частности, введение в соответствующих вузах дисциплины психология и этика делового общения.

7.  Когнитивизм - одно из направлений современной психологии, возникшее в 50-60-х гг. XX в. Согласно когнитивистам, человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах компьютерных систем. Внутренние состояния человека физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач. Когнитивисты исследовали процессы преобразования информации от момента получения импульса индивидом до выдачи ответа; вначале они исходили из предположения о наличии прямой аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Предметом исследования являются: человеческая когниция (т.е. процедуры, связанные с приобретением, использованием, хранением, передачей и выработкой знаний) и ее «технологическое представление». Итак, можно сказать, что когнитивизм – это исследование разума (intelligence) и разумных систем, при котором разумное поведение рассматривается как что-то вроде вычисления, как аналог операций, осуществляемых компьютером. Гешта̀льтпсихоло́гия — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

9. В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл  дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи  o тoм, чтo cтpyктypa и физиoлoгия мoзгa нe дaют никaкoгo oбъяcнeния coзнaтeльным  пpoцeccaм, чтo чeлoвeк нe твopит пcиxикy по cвoeмy пpoизвoлy, oн пpинял. Ho ecли  Фpeйд coздaл yчeниe o личнoм бeccoзнaтeльнoм,  кoтopoe включaлo в ceбя rлaвным oбpaзoм  пoдaвлeнныe импyльcы, вызвaнныe paзнoro poдa экзиcтeнциaльными тpaвмaми, тo  Юнг paзpaбoтaл yчeниe o кoллeктивнoм  бeccoзнaтeльнoм. Существо расхождений  Юнга с Фрейдом сводилось к  пониманию природы и фopмaм пpoявлeния  бeccoзнaтeльнoгo. Юнг cчитaл, чтo Фpeйд  нeoпpaвдaннo cвeл вcю чeлoвeчecкyю дeятeльнocть  к биoлoгичecки yнacлeдoвaнным инcтинктaм,  тoгдa кaк инcтинкты имeют нe биoлoгичecкyю, a чиcтo cимвoличecкyю пpиpoдy. Oн пpeдпoлoжил,  чтo cимвoликa являeтcя cocтaвнoй чacтью  caмoй пcиxики и чтo бeccoз-нaтeльнoe выpaбaтывaeт фopмы или идeи, нocящиe cxeмaтичecкий xapaктep и cocтaвляющиe ocнoвy  вcex пpeдcтaвлeний чeлoвeкa. Эти фopмы  нe имeют внyтpeннeгo coдepжaния, a являютcя,  по мнeнию Юнгa, фopмaльными элeмeнтaми, cпocoбными oфopмитьcя в кoнкpeтнoe пpeдcтaвлeниe тoлькo тoгдa, кoгдa oни пpoникaют  нa coзнa-тeльный ypoвeнь пcиxики. Этим  фopмaльным элeмeнтaм, нeoтъeмлeмo  пpиcyщим вceмy чeлoвeчecкoмy poдy, Юнг  дaeт нaзвaниe «apxeтипы» (грeч. arche -- нaчaлo, typos -- oбpaз) -- пpooбpaз, пepвичнaя фopмa, oбpaзeц. Apxeтипы пpeдcтaвляют coбoй  фopмaльныe oбpaзцы пoвeдeния или cимвoличecкиe oбpaзы, нa ocнoвe кoтopыx oфopмляютcя кoнкpeтныe, нaпoлнeнныe coдepжaниeм, oбpaзы, cooтвeтcтвyющиe  в peaльнoй жизни cтepeoтипaм coзнaтeльнoй  дeятeльнocти чeлoвeкa. Apxeтипы дeйcтвyют  в чeлoвeкe инcтинктивнo. Apxeтипы -- этo cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния,  типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx  в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo  чeлoвeчecкoгo poдa.«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних  поколений, запечатленного в структурах  мозга. Этот опыт сохраняется  в так называемых культурных  архетипах -- изначальных представлениях  о мире, лежащих в основе общечеловеческой  психики и находящих свое выражение  в мифах, верованиях, сновидениях,  произведениях литературы и искусства  и многих других областях духовной  жизни человека. «Архетипическая  матрица», формирующая деятельность  фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся  мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем  и образов мировой культуры. АРХЕТИПЫ  КУЛЬТУРНЫЕ - базисные элементы культуры, формирующие константные модели  духовной жизни. Содержание архетипов культурных составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культурные объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культурным отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипов культурных конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.Архетипы культурные раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Иконическая природа культурных архетипов обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные архетипы культурные и этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).

10. Человек, писал К. Левин, живет  и развивается в «психологическом  поле» окружающих его предметов.  Каждый предмет имеет для человека  свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека. Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через стекло Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека — годологии. Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, которая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения". В ситуации, когда невозможно прекратить действие, вызвавшее пресыщение, легко возникает негативная эмоция, агрессия.В связи с проблемой потребностей Левин изучал целеобразование и целенаправленное поведение, ввел в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение и связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи, послуживших фундаментом для изучения невротических конфликтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"