Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

       Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

        Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

       Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Б. Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

       Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

       Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер налогов.

       В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

       В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

       Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации, касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

       Целью данной курсовой работы является подробное изучение учета, анализа и прогнозирования поступления налогов и сборов, способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также рассмотрение и изучение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и налога на имущество физических лиц.   

 

 

 

 

 

 

1. УЧЕТ, АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ

 

1.1.Учет поступления налогов

 

       Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

       В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

       Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).

       Всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плательщику. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т. п.

       Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые соответственно зачисляются отдельные виды налогов и платежей, платежи, объединенные в одну группу, или платежи от отдельных групп плательщиков. В то же время многие разделы бюджетной классификации подразделяются на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей.

       Например, в Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденной в 2007 г., предусмотрено, что НДС зачисляется на раздел 21 (без подразделений на параграфы). Акцизы зачисляются на раздел 22, имеющий 17 параграфов, на каждый из них зачисляется акциз по конкретной продукции (спирт питьевой — §1, водка — §2, меховые изделия — §13 и т. д.).

       В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» непосредственно в местные бюджеты зачисляется ряд налогов, введенных федеральными органами власти, а также налоги и сборы, введенные местными органами власти. Все другие налоги (кроме регулирующих) полностью зачисляются в федеральный бюджет. Регулирующие налоги распределяются между федеральным и местными бюджетами в долях, устанавливаемых законодательством. К таким налогам относятся налог на прибыль, НДС, акцизы на отдельные группы товаров. К ним могут быть в законодательном порядке отнесены и другие налоги. [2].

       Для обеспечения правильного зачисления налогов и других платежей налоговые органы сообщают кредитным учреждениям список плательщиков, перечень уплачиваемых ими платежей с указанием, в какой бюджет и на какие подразделения бюджетной классификации они должны зачисляться.

       Ежемесячно, по состоянию на 1-е число, работники по учету налоговых органов производят сверку данных о выплатах и поступлениях платежей в федеральный и местные бюджеты по итогам сводного реестра и книги учета сводных поступлений налогов и других обязательных платежей с данными органов казначейства — по федеральному бюджету и финансовых органов — по местным бюджетам.

       По состоянию на 1 января производится сверка  расчетов с бюджетом по всем плательщикам.

       По итогам сводных реестров ф. № 25, сводных книг учета ф. № 26, книги учета ф. № 11 каждая налоговая инспекция, на учете которой состоят плательщики налогов — юридические и физические лица, составляет отчеты о фактически поступивших суммах налогов и других обязательных платежей по установленной ф. № 1-Н, а также отчеты о недоимке по платежам в бюджет по ф. № 4-Н. Отчеты направляются вышестоящим налоговым органам для учета поступлений платежей и недоимки в целом по городу (с районным делением), области, краю, автономным образованиям и республикам в составе Российской Федерации, а также в целом по стране.

       Отчеты составляются в полном объеме на 1-е число каждого месяца и по отдельным, как правило, основным налогам — на 16-е число каждого месяца. Данные в отчетах отражаются нарастающим итогом с начала года.

       Порядок и периодичность составления отчетов ф. № 1-Н и 4-Н устанавливаются Государственной налоговой службой РФ. .

       Учет начисленных и фактически поступивших налогов и других обязательных платежей трудоемок, особенно в крупных регионах с большим числом плательщиков. Упрощение учета может быть достигнуто на основе автоматизации учетных операций и унификации форм учета и отчетности. [10].

       На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей.

       Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов.

       Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

       В этих условиях всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плетельщику.

       Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной налоговой службой РФ. Его ведут налоговые инспекции, у которых непосредственно состоят на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране.

       Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые соответственно зачисляются отдельные виды налогов и платежей, платежи, объединенные в одну группу, или платежи от отдельных групп плательщиков. В то же время многие разделы бюджетной классификации подразделяются на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей.

       Разделы, параграфы и в целом классификация доходов бюджетов уточняются Министерством финансов РФ по мере изменений налогового законодательства, введения новых и отмены отдельных налогов и других обязательных платежей.

       Указания  о порядке зачисления конкретных налогов и платежей на определенные разделы, параграфы и виды бюджетов содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей. В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами.

       К федеральным налогам и сборам относятся:

       1) налог на добавленную стоимость;

       2) акцизы;

       3) налог на доходы физических лиц;

       4) налог на прибыль организаций;

       5) налог на добычу полезных ископаемых;

       6) водный налог;

       7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

       8) государственная пошлина.

       К региональным налогам относятся:

       1) налог на имущество организаций;

       2) налог на игорный бизнес;

       3) транспортный налог.

       К местным налогам относятся:

       1) земельный налог;

       2) налог на имущество физических лиц.

       Юридические лица при исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей руководствуются указанными выше законодательными и нормативными актами. В установленные сроки они представляют налоговым органам бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.

       Для уплаты обозначенных в расчетах и справках платежей предприятия сдают в банк платежные поручения с указанием в них бюджета, видов налогов или платежей, раздела и параграфа бюджетной классификации и наименования налоговой инспекции. По каждому виду налога (кроме налога на прибыль) и акцизов по некоторым группам товаров оформляется по одному платежному поручению. По налогу на прибыль и акцизам по некоторым группам товаров оформляется по два поручения. В каждом из них указывается сумма, соответствующая доле налога, подлежащего уплате в федеральный или местные бюджеты. Банк списывает со счетов плательщиков — своих клиентов обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета.

       Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению сдачи в банк платежных поручений накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. В случаях сдачи платежных поручений после срока налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию причитающихся бюджету платежей с одновременным начислением плательщикам пени.

Информация о работе Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)