Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3. Поручительство

 

       Использование поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога возможно не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налога, но и в других случаях, прямо предусмотренных НК РФ. Следовательно, законодателем создана возможность для расширения сферы применения такого института налогового и гражданского права, как поручительство. 
       По договору поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами выполнить налоговую обязанность налогоплательщика в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

       Договор поручительства заключается между налоговым органом и поручителем. Следует отметить, что именно налогоплательщик инициирует использование поручительства в налоговых отношениях.

К договору поручительства применяются требования гражданского законодательства Российской Федерации. Согласно статье 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность договора.   К сожалению, в НК РФ вопрос о том, с каким налоговым органом заключается договор поручительства, прямо не решен. Особо отметим, что при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке (ст. 74 п. 3 НК РФ).

       Исходя из солидарного характера их ответственности, налоговые органы вправе направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику. В случае исполнения поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у первого возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

 Свои особенности имеет и субъектный состав налогового поручительства. Так, в качестве поручителей могут выступать юридические и физические лица. В рамках одной налоговой обязанности допускается участие нескольких поручителей. При этом такие поручители будут нести солидарную ответственность, если иное не предусмотрено договором поручительства. В соответствии с пунктом 6 ст. 74 НК РФ и по смыслу статьи 364 ГК РФ поручитель вправе выдвигать против требования налогового органа возражения, которые мог бы выдвинуть налогоплательщик, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель также не теряет право на эти возражения, даже если должник от них отказался или признал, что за ним числится задолженность.

Заметим, что НК РФ не устанавливает случаи прекращения поручительства. Так, в силу пункта 6 ст. 74 НК РФ поручительство прекращается в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Вместе с тем не все случаи прекращения поручительства, предусмотренные ГК РФ, применимы в налоговых правоотношениях. Согласно пункту 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Кроме того, поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно было предоставлено.

       Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов. [5, c. 73]

 

3.4. Арест имущества,  пеня

 

       Определение указанного понятия дается в статье 77 НК РФ: арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

       Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

       Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Отметим, что рассматриваемый способ обеспечения исполнения обязанностей может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 НК РФ.

К сожалению, функциональное назначение ареста имущества в НК РФ описано несколько противоречиво, как и в случае с приостановлением операций по счетам. Это проявляется в том, что согласно статье 72 НК РФ арест имущества является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в то время как в статье 77 НК РФ установлено, что он применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов. 
Наложение ареста на имущество по своей сути является ограничением полномочий собственника, состоящим из частичного или полного изъятия имущества из свободного гражданского оборота.  
       Налогоплательщикам следует помнить, что несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 НК РФ (взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.).

       Для  ареста имущества налоговым органом  выносится постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика, которое подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа. Отметим, что в данном постановлении указывается сумма, на которую должно быть арестовано имущество. При этом налоговый орган будет исходить исходя из балансовой стоимости имущества, однако если аресту подверглось имущество большей стоимости, нежели необходимо для исполнения обязанности по уплате налогов, постановление о наложении ареста можно признать недействительным.

После вынесения постановления  налоговый орган должен получить санкцию прокурора на производство ареста имущества. Отметим, что прокурор может как наложить санкцию, так  и отозвать ее. В таком случае налоговый орган должен приостановить  процедуру ареста.  
       После получения санкции прокурора постановление направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения.

       Постановление об аресте имущества действует с момента наложения ареста до его отмены уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы, вынесшим такое постановление.

       Должностное лицо, принявшее постановление о наложении ареста, принимает постановление об отмене ареста на имущество не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений вышестоящего налогового органа либо вступления в законную силу решения суда. Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика. В течение трех рабочих дней оно направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

       Институт пени в налоговой сфере работает достаточно давно и является наиболее распространенным и применяемым.

       В соответствии с пунктом 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Как следует из пункта 2 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В пункте 3 ст. 75 НК РФ  включено важное указание: пени на недоимку, которую налогоплательщик не погасил вследствие того, что были приостановлены его операции в банке или наложен арест на его имущество, не начисляются на весь период действия данных обстоятельств.

       Правовое последствие в виде пени НК РФ связывает с истечением установленного срока уплаты налога, речь идет о просрочке исполнения налогового обязательства, т.е. нарушении одного из условий надлежащего исполнения — условия о сроке. Согласно пункту 5 ст. 75 НК РФ «пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме».   

       Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

       Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время (в момент просрочки) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

       Обязанность по уплате пени НК возлагает на строго определенных в нем лиц - налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Иные лица субъектами указанной обязанности быть не могут. [5, c. 86].

       Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

3.5. Налоговая декларация

       Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

       На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

       Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

       Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

       Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

      Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

       Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

       Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) лично или через представителя.

       Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации (реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

       Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

       Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Информация о работе Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)