Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

       Исполнение банками инкассовых поручений налоговых органов на списание с предприятий сумм в уплату любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке.

       Копии исполненных платежных поручений с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета и по счетам регулирующих доходов территориальных бюджетов поступают для учета по исполнению бюджета органам казначейства по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, и финансовым органам — по налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Затем они передаются в налоговые, органы для учета и контроля за поступлениями платежей в бюджеты всех уровней.

       Несколько иной порядок уплаты налогов физическими лицами. Подоходный налог с доходов граждан, выплачиваемых им по месту основной работы, удерживается предприятиями в определенных законодательством размерах. В сроки, установленные для выплаты заработной платы, каждое предприятие сдает в банк платежное поручение на перечисление удержанного с граждан подоходного налога в бюджет. Если законодательством будет установлено, что перечисление части налога должно производиться в федеральный бюджет, то предприятие сдает в банк два платежных поручения — одно для уплаты доли в установленном размере в федеральный бюджет, другое — для уплаты остальной суммы в местный бюджет. В платежных поручениях указываются наименование предприятия, сумма подоходного налога, раздел и параграф бюджетной классификации, в какой бюджет должен быть зачислен налог. Банк списывает со счета предприятия-клиента указанные в платежных поручениях суммы и зачисляет их в бюджет. Копии исполненных платежных поручений с выписками банка передаются: одна — финансовому органу по месту нахождения предприятия для учета исполнения доходной части местного бюджета, а вторая — местному органу казначейства для учета исполнения доходной части федерального бюджета. Не позднее следующего дня эти документы из финансового органа и местного органа казначейства должны передаваться налоговой инспекции, на учете которой состоит предприятие.

       Аналогично удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с граждан, имеющих в течение года доходы на других предприятиях кроме основного места работы. Гражданин должен вести учет всех доходов, полученных в течение года, как в денежной, так и в натуральной форме. По окончании года он обязан к установленному законодательством сроку представить в налоговую инспекцию по местожительству декларацию о совокупном годовом доходе, полученном в истекшем году.

       На основе полученных от предприятий сведений, декларации и других документов, свидетельствующих о совокупном годовом доходе гражданина, налоговая инспекция производит ему окончательный расчет подоходного налога за истекший год.

       Налог на имущество и земельный налог уплачиваются гражданами в соответствии с врученными им налоговыми инспекциями платежными извещениями.

       На основе документов, имеющихся в налоговых органах, в том числе поступивших от предприятий, банков, органов казначейства, финансовых и других органов,  ведется оперативно-бухгалтерский учет начисленных сумм налогов, финансовых санкций и их поступлений.

       Указанные документы проверяются инспекторами налоговых инспекций, которые после их проверки дают письменные распоряжения работникам по учету о производстве необходимых записей по учету начисленных сумм налогов и других платежей, а также финансовых санкций.

       Для ведения учета разработан ряд форм учетной документации и отчетности.

       Ежемесячно, по состоянию на 1-е число, работники по учету налоговых органов производят сверку данных о выплатах и поступлениях платежей в федеральный и местные бюджеты по итогам сводного реестра и книги учета сводных поступлений налогов и других обязательных платежей с данными органов казначейства — по федеральному бюджету и финансовых органов — по местным бюджетам. В необходимых случаях по результатам сверки налоговые органы вносят изменения в указанные и другие документы, в которых ведется учет.

       Не реже одного раза в квартал работники по учету производят также проверку правильности произведенных записей во всех лицевых счетах плательщиков.

       По ряду налогов итоги подводятся за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года, по другим налогам — за каждый квартал и год или только нарастающим итогом с начала года.

       По истечении сроков уплаты налогов с граждан на основе записей в лицевых счетах составляется список недоимщиков. Списки передаются инспекторам налоговых органов для принятия соответствующих мер по ликвидации недоимки.

       Записи в лицевых счетах позволяют определить объем поступивших налогов и других обязательных платежей от конкретных плательщиков. Налоговая инспекция должна располагать также сводными данными о поступивших платежах от всех плательщиков. В этих целях в каждой налоговой инспекции ведется сводный реестр поступлении платежей, возвратов и выплат из бюджета ф. № 25.

 

2. Анализ и прогнозирование  налоговых поступлений в федеральный  бюджет

 

       Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

      Предметом анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы, определяющие налогооблагаемую базу. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, объем которых в настоящее время составляет свыше 85% от суммы поступлений всех налогов в бюджеты.

       Структура  налоговых поступлений в РФ  отличается от структуры налогов  в странах с рыночной экономикой. Для РФ наиболее высокий процент  (около 30%) приходится на НДС и  акцизы. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет представлена в таблице 1.1.:

Таблица 1.1.

Структура налоговых  поступлений в федеральный бюджет РФ в 2008 году, %

Разновидности налогов

Доля поступлений в  федеральный бюджет РФ в 2008 году

НДС

40,0

Налог на прибыль

14,0

Подоходный налог

6,0

Акцизы

14,0

Платежи за пользование  недрами

3,0

Прочие

23,0


 

       Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, которой в соответствии с действующим налоговым законодательством присущи определенные особенности.

       Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера, он имеет вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона. [12].

       Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей должен базироваться на общеэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей народного хозяйства, конкретного региона, разрабатываемых центральными экономическими ведомствами, Государственным комитетом по статистике. Центральным банком РФ, местными органами управления, а также на исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках.

       Для анализа и прогноза налоговых поступлений принято рассматривать не совокупное поступление всех налогов, а поступления по отдельным их видам.

       По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативный (до одного месяца), краткосрочный (до одного года), среднесрочный (до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).

       При расчетах прогнозов необходимо принимать во внимание фактические динамические ряды поступления налогов за предыдущие периоды.

        Как правило, прогноз поступлений  налогов и формирование доходной  части бюджета на перспективу  осуществляются на основе отчетных  данных за 9 месяцев с учетом  их динамики в IV квартале. Таким  образом, определяют такие показатели отчетного года как база для прогнозных расчетов. При этом следует учитывать возможные изменения налогового законодательства и их влияние на поступление налогов в прогнозируемом периоде. [6, c. 84].

        Разработка прогноза осуществляется на основании показателей налоговой отчетности о базе налогообложения, о поступлении и задолженности по налогам, показателей социально-экономического развития региона, полученных от УФНС России по субъекту РФ, статистических органов, а также из других внешних источников. При создании проекта прогноза необходимо также руководствоваться федеральным законом РФ от 2 декабря 2009г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.».Принципиальной характеристикой проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010-2012 гг. является то, что при некотором приближении к реальности и потребности экономики эти документы все еще продолжают ориентацию на не оправдывающий себя путь изъятия из обращения и накопления огромных денежных сумм в различных фондах и резервах (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы и др.) и откладывание решения крайне острых экономических и социальных проблем на неопределенное будущее. Главной задачей доработки проекта бюджета и прогноза является преодоление этого тупикового пути. [12]

Анализ поступлений  налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов  и на этой основе прогнозирование  объемов поступлений платежей в  бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

       Весь комплекс работ по анализу и прогнозированию служит основой по своевременному и обоснованному составлению бюджетов.

       Результаты работы налоговых органов учитываются органами исполнительной и законодательной власти при составлении и утверждении доходной части бюджетов. Наряду с этим налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.

       Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет.

       В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

       Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год  составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета прогнозируются в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Профицит федерального бюджета составил в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд.  руб. Профицит вообще не планируется.

       Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008-09 гг. и на плановый 2010 год. Рассмотрим таблицу 1.2.

Таблица 1.2.

Доходы федерального бюджета на 2008,2009 и на плановый 2010 год

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Нефтегазовые доходы

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

Ненефтегазовые доходы, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

Налог на прибыль

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

Налоги и взносы на социальные нужды

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование пр. ресурсами

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

Государственная пошлина

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

Неналоговые доходы

291,61

4,39%

297,00

3,98%

5,39

-0,41%

301,73

3,73%

Прочие доходы

638,73

9,61%

718,20

9,62%

79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%

Информация о работе Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)