Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа
Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
Исполнение банками инкассовых поручений налоговых органов на списание с предприятий сумм в уплату любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке.
Копии исполненных платежных поручений с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета и по счетам регулирующих доходов территориальных бюджетов поступают для учета по исполнению бюджета органам казначейства по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, и финансовым органам — по налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Затем они передаются в налоговые, органы для учета и контроля за поступлениями платежей в бюджеты всех уровней.
Несколько иной порядок уплаты налогов физическими лицами. Подоходный налог с доходов граждан, выплачиваемых им по месту основной работы, удерживается предприятиями в определенных законодательством размерах. В сроки, установленные для выплаты заработной платы, каждое предприятие сдает в банк платежное поручение на перечисление удержанного с граждан подоходного налога в бюджет. Если законодательством будет установлено, что перечисление части налога должно производиться в федеральный бюджет, то предприятие сдает в банк два платежных поручения — одно для уплаты доли в установленном размере в федеральный бюджет, другое — для уплаты остальной суммы в местный бюджет. В платежных поручениях указываются наименование предприятия, сумма подоходного налога, раздел и параграф бюджетной классификации, в какой бюджет должен быть зачислен налог. Банк списывает со счета предприятия-клиента указанные в платежных поручениях суммы и зачисляет их в бюджет. Копии исполненных платежных поручений с выписками банка передаются: одна — финансовому органу по месту нахождения предприятия для учета исполнения доходной части местного бюджета, а вторая — местному органу казначейства для учета исполнения доходной части федерального бюджета. Не позднее следующего дня эти документы из финансового органа и местного органа казначейства должны передаваться налоговой инспекции, на учете которой состоит предприятие.
Аналогично удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с граждан, имеющих в течение года доходы на других предприятиях кроме основного места работы. Гражданин должен вести учет всех доходов, полученных в течение года, как в денежной, так и в натуральной форме. По окончании года он обязан к установленному законодательством сроку представить в налоговую инспекцию по местожительству декларацию о совокупном годовом доходе, полученном в истекшем году.
На основе полученных от предприятий сведений, декларации и других документов, свидетельствующих о совокупном годовом доходе гражданина, налоговая инспекция производит ему окончательный расчет подоходного налога за истекший год.
Налог на имущество и земельный налог уплачиваются гражданами в соответствии с врученными им налоговыми инспекциями платежными извещениями.
На основе документов, имеющихся в налоговых органах, в том числе поступивших от предприятий, банков, органов казначейства, финансовых и других органов, ведется оперативно-бухгалтерский учет начисленных сумм налогов, финансовых санкций и их поступлений.
Указанные документы проверяются инспекторами налоговых инспекций, которые после их проверки дают письменные распоряжения работникам по учету о производстве необходимых записей по учету начисленных сумм налогов и других платежей, а также финансовых санкций.
Для ведения учета разработан ряд форм учетной документации и отчетности.
Ежемесячно, по состоянию на 1-е число, работники по учету налоговых органов производят сверку данных о выплатах и поступлениях платежей в федеральный и местные бюджеты по итогам сводного реестра и книги учета сводных поступлений налогов и других обязательных платежей с данными органов казначейства — по федеральному бюджету и финансовых органов — по местным бюджетам. В необходимых случаях по результатам сверки налоговые органы вносят изменения в указанные и другие документы, в которых ведется учет.
Не реже одного раза в квартал работники по учету производят также проверку правильности произведенных записей во всех лицевых счетах плательщиков.
По ряду налогов итоги подводятся за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года, по другим налогам — за каждый квартал и год или только нарастающим итогом с начала года.
По истечении сроков уплаты налогов с граждан на основе записей в лицевых счетах составляется список недоимщиков. Списки передаются инспекторам налоговых органов для принятия соответствующих мер по ликвидации недоимки.
Записи в лицевых счетах позволяют определить объем поступивших налогов и других обязательных платежей от конкретных плательщиков. Налоговая инспекция должна располагать также сводными данными о поступивших платежах от всех плательщиков. В этих целях в каждой налоговой инспекции ведется сводный реестр поступлении платежей, возвратов и выплат из бюджета ф. № 25.
2. Анализ и прогнозирование 
налоговых поступлений в 
Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.
Предметом анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы, определяющие налогооблагаемую базу. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, объем которых в настоящее время составляет свыше 85% от суммы поступлений всех налогов в бюджеты.
       Структура 
налоговых поступлений в РФ 
отличается от структуры 
Таблица 1.1.
Структура налоговых 
поступлений в федеральный 
| Разновидности налогов | Доля поступлений в федеральный бюджет РФ в 2008 году | 
| НДС | 40,0 | 
| Налог на прибыль | 14,0 | 
| Подоходный налог | 6,0 | 
| Акцизы | 14,0 | 
| Платежи за пользование недрами | 3,0 | 
| Прочие | 23,0 | 
Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, которой в соответствии с действующим налоговым законодательством присущи определенные особенности.
Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера, он имеет вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона. [12].
Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей должен базироваться на общеэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей народного хозяйства, конкретного региона, разрабатываемых центральными экономическими ведомствами, Государственным комитетом по статистике. Центральным банком РФ, местными органами управления, а также на исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках.
Для анализа и прогноза налоговых поступлений принято рассматривать не совокупное поступление всех налогов, а поступления по отдельным их видам.
По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативный (до одного месяца), краткосрочный (до одного года), среднесрочный (до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).
При расчетах прогнозов необходимо принимать во внимание фактические динамические ряды поступления налогов за предыдущие периоды.
        
Как правило, прогноз 
Разработка прогноза осуществляется на основании показателей налоговой отчетности о базе налогообложения, о поступлении и задолженности по налогам, показателей социально-экономического развития региона, полученных от УФНС России по субъекту РФ, статистических органов, а также из других внешних источников. При создании проекта прогноза необходимо также руководствоваться федеральным законом РФ от 2 декабря 2009г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.».Принципиальной характеристикой проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010-2012 гг. является то, что при некотором приближении к реальности и потребности экономики эти документы все еще продолжают ориентацию на не оправдывающий себя путь изъятия из обращения и накопления огромных денежных сумм в различных фондах и резервах (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы и др.) и откладывание решения крайне острых экономических и социальных проблем на неопределенное будущее. Главной задачей доработки проекта бюджета и прогноза является преодоление этого тупикового пути. [12]
Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.
Весь комплекс работ по анализу и прогнозированию служит основой по своевременному и обоснованному составлению бюджетов.
Результаты работы налоговых органов учитываются органами исполнительной и законодательной власти при составлении и утверждении доходной части бюджетов. Наряду с этим налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет.
В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета прогнозируются в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Профицит федерального бюджета составил в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008-09 гг. и на плановый 2010 год. Рассмотрим таблицу 1.2.
Таблица 1.2.
Доходы федерального бюджета на 2008,2009 и на плановый 2010 год
| Доходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | Отклонение | 2010г | ||||
| Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд. руб. | По удельному весу,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
| Нефтегазовые доходы | 2 383,11 | 35,87% | 2 351,91 | 31,50% | -31,20 | -4,36% | 2 348,32 | 29,03% | 
| Ненефтегазовые доходы, в том числе: | 4 261,34 | 5 113,54 | 767,34 | 5 741,35 | ||||
| Налог на прибыль | 533,38 | 8,03% | 583,76 | 7,82% | 50,38 | -0,21% | 636,28 | 7,87% | 
| Налоги и взносы на социальные нужды | 435,79 | 6,56% | 496,36 | 6,65% | 60,57 | 0,09% | 562,8 | 6,96% | 
| Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1 404,05 | 21,13% | 1 914,47 | 25,64% | 510,42 | 4,51% | 2 206,46 | 27,28% | 
| Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 888,97 | 13,38% | 1 029,76 | 13,79% | 140,79 | 0,41% | 1 182,54 | 14,62% | 
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование пр. ресурсами | 36,57 | 0,55% | 39,50 | 0,53% | 2,93 | -0,02% | 37,31 | 0,46% | 
| Государственная пошлина | 32,24 | 0,49% | 34,49 | 0,46% | 2,25 | -0,02% | 36,56 | 0,45% | 
| Неналоговые доходы | 291,61 | 4,39% | 297,00 | 3,98% | 5,39 | -0,41% | 301,73 | 3,73% | 
| Прочие доходы | 638,73 | 9,61% | 718,20 | 9,62% | 79,47 | 0,01% | 777,67 | 9,61% | 
| ВСЕГО | 6 644,45 | 100,00% | 7 465,45 | 100,00% | 821,00 | 0,00% | 8 089,67 | 100,00% |