Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

       Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

       Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. [6, c. 84]

 

3.6. Формы проведения  налогового контроля. Порядок постановки на учет и снятие с учета организаций и физических лиц

 

       Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

       Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК.

       Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

       При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

       Организация налогового контроля в РФ показана ни рисунке 3.1.

 

 

 

Рисунок 3.1. Организация  налогового контроля в Российской Федерации

 

       Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.[12].

        Формами налогового контроля являются:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий.

       Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью полнотой уплаты налогов и сборов, осуществление путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Выделяют камеральную, встречную и выездную налоговую проверку.

       Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Выделение законодателем данной формы налогового контроля выглядит довольно странным, поскольку в иных нормах главы 14 НК РФ не предусмотрен порядок получения указанных объяснений и об этой форме налогового контроля вообще ничего не упоминается. В то же время положения НК РФ говорят о право проверяемого лица давать объяснения при назначении и производстве экспертизы, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

       Проверки данных учета и отчетности. Целесообразность указания таких проверок в качестве формы налогового контроля также вызывает серьезные сомнения, поскольку законодатель не установил какого-либо самостоятельного порядка проведения указанных проверок. Содержание данного вида проверок в НК РФ также не раскрывается. Анализ ст.82 НК РФ в совокупности с другими положениями НК РФ не позволяет четко разграничить данную форму налогового контроля и налоговые проверки. Правоприменительная практика также не разделяет указанные действия. В связи с этим выделение законодателем проверки данных учета и отчетности в самостоятельную форму налогового контроля представляется не вполне обоснованным.

       Осмотр помещений и территорий. Регламентации данной формы налогового контроля посвящена ст.92 НК РФ. В то же время законодатель не предусмотрел четких и развернутых норм, которые определяли бы порядок проведения осмотра.

       Как уже отмечалось, ст.82 НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными в норме допускается использование других форм. Однако, несмотря на это, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены нормами законодательства о налогах и сборах (подп.5 п.2 ст.1 НК РФ). "Применение каких-либо иных форм может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих нормативных актов".       

       К формам налогового контроля можно отнести также истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, которое осуществляется в порядке ст.93.1 НК РФ. [8, c. 71].

       Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

        При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве).

       Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

       Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

       В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

       Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

       Формы и форматы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах, а также порядок заполнения форм заявлений, уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

       Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. [10].

       Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.

       В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ: "Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом".

       В данное время в России основными органами, занимающимися непосредственно налоговым контролем остаются: Министерство по налогам и сборам. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.

       Основными элементами налогового контроля являются:

  • субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
  • объект контроля;
  • формы и методы контроля;
  • порядок осуществления налогового контроля;
  • мероприятия налогового контроля;
  • направления налогового контроля;
  • и другие.

       В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

       1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

       2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

       3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

       4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

       5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

       При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

       В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

       Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

       Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

       Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

       Основными задачами камеральной проверки являются:

       - визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

       - проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

       - проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

       - проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;

       Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

Информация о работе Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)