Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

 

       Нефтегазовые доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составляет 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократился ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

       Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

   Изменения поступлений  в бюджет представлены в диаграмме 1.1.

 Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы

         

       В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

        Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

       Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы №1.1., видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.

       Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составила  21,13% в 2008 году,  в 2009 году - 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма  показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

       Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

       Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета в 2008 году составили в сумме 36,57млрд. руб., планируется к 2010 году -  37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

       Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2010 год 36,56 млрд. руб.

       Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела на 2008 год составила 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год прогнозируется ещё на 4,73 млрд. руб.

       Прочие доходы. В прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы к прочим доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Этот показатель является обобщенным.

       Общая величина уменьшения налогов при формировании бюджета на 2009 г. министром финансов РФ министром финансов была оценена в 900-1000 млрд. рублей (2,3-2,5 % к ВВП), меры бюджетной политики (без размещения сумм резервных фондов) - в 1145 млрд. рублей (2,9 % к ВВП). Общая величина антикризисных мер, включая уменьшение налогов и бюджетные расходы, составляет 2045-2145 млрд. рублей (5,2-5,4 % к ВВП).

       Прогнозирование и анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет — достаточно сложная и ответственная работа, требующая глубоких познаний происходящих в народном хозяйстве социально-экономических процессов, развития их тенденций в перспективе, знаний налогового и иного законодательства, освоения методологии прогнозирования, в том числе с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).

       Только в этом случае возможно с достаточно высокой степенью надежности разрабатывать прогнозы поступлений налогов и своевременно утверждать бюджеты всех уровней.

1.3. Изъятие недоимок по налогам и сборам

       Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законодательством порядке.

       НК РФ закреплено понятие недоимки как суммы налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

       В случае нарушения срока уплаты налога с налогоплательщика подлежат взысканию пени. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

       В  соответствии с НК РФ  уплата пени является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

       Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

       Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

       Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

       Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время (в момент просрочки) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки. В настоящее время отменены действовавшие ранее ограничения при начислении пени - в отношении размера ставки пени и в отношении суммы пени.

       Сумма пени может превышать сумму недоимки.

       Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

       В  соответствии с НК РФ осуществлять бесспорное взыскание налога могут только налоговые и таможенные органы. Порядок бесспорного взыскания налога распространяется только на организаций (как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов).

       Взыскание производится по следующим видам платежей:

  • налога;
  • сбора;
  • пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

       В случае если налогоплательщик нарушил срок уплаты налога, то налоговый орган должен составить следующие документы:

       1) направить налогоплательщику требование об уплате налога, сбора и соответствующей суммы пени;

       2) принять решение о взыскании налога, сбора и соответствующей суммы пени, которое является основанием для бесспорного взыскания;

       3) по истечении срока исполнения требования об уплате налога, сбора составить на основании решения инкассовое поручение на списание денежных средств и направить его в банк.

       По истечении года на основании документальной проверки определяются точные суммы недоимки на 1 января, и составляется общий список недоимщиков. Списки недоимщиков составляются отдельно по каждому виду налогов. [6, c.109].

       Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

       - по федеральным налогам и сборам

       - Правительством Российской Федерации;

       - по региональным и местным налогам и сборам;

       - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

 

1.4. Ответственность за  нарушение налогового законодательства

 

       Федеральная налоговая служба выявляет большое количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства.

       Перечислим типичные виды налоговых нарушений:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;

уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

  • нарушение порядка предоставления налоговым органам сведений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;
  • нарушение порядка предоставления информации об открытии счета в банке;
  • уклонение от предоставления информации об открытии счета в банке;
  • нарушение порядка предоставления налоговой декларации;
  • уклонение от подачи налоговой декларации;
  • нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения и составления отчетов об экономической деятельности предприятия;
  • уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налогообложения, а также ведение заведомо недостоверного учета;
  • нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;
  • действия, направленные на неправомерное уменьшение налогов или сборов: предоставление налогоплательщиком в налоговую инспекцию документов или сведений, содержащих недостоверную информацию;
  • действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налога или сбора;
  • воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение предприятия;
  • отказ в выдаче документов и иных сведений;
  • уклонение от налогообложения, то есть совершение налогоплательщиком действий, которые заведомо направлены на невозможность налогового контроля в установленном порядке в отношении этого плательщика и прочие нарушения.

       За нарушение налогового законодательства может наступить уголовная, административная, финансовая и дисциплинарная ответственность.

       Уголовная ответственность, в соответствии с Уголовным кодексом РФ, распространяется на налоговые преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Решения о мерах уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов принимаются только в судебном порядке.

Информация о работе Учет, анализ и прогнозирование поступления налогов и сборов. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)