Учет поступлений налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Файлы: 1 файл

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГО1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ

Бесперебойное финансирование предусмотренных  бюджетами мероприятий требует  систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных  уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими  лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п.

На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности  уплаты юридическими и физическими  лицами причитающихся налогов и  других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных  налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).

Проверки непосредственно  на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации  бухгалтерского учета и платежной  дисциплины плательщиков. Вместе с  тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

В этих условиях всеобъемлющий  контроль за предприятиями достигается  посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плетельщику.

Оперативно-бухгалтерский  учет представляет собой стройную систему  учета и отчетности. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т. п.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной  налоговой службой РФ. Его ведут  налоговые инспекции, у которых  непосредственно состоят на учете  в качестве налогоплательщиков юридические  и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране.

Учет начисленных и  фактически поступивших сумм налогов  и финансовых санкций ведется  в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые соответственно зачисляются отдельные виды налогов и платежей, платежи, объединенные в одну группу, или платежи от отдельных групп плательщиков. В то же время многие разделы бюджетной классификации подразделяются на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей.

Например, в Классификации  доходов и расходов бюджетов в  Российской Федерации, утвержденной в 1992 г., предусмотрено, что НДС зачисляется  на раздел 21 (без подразделений на параграфы). Акцизы зачисляются на раздел 22, имеющий 17 параграфов, на каждый из них зачисляется акциз по конкретной продукции (спирт питьевой — §1, водка — §2, меховые изделия — §13 и т. д.). Налог на прибыль предприятий зачисляется на раздел 2, имеющий 9 параграфов, каждый из них соответствует определенной группе плательщиков: государственные, кооперативные, общественные и акционерные предприятия — § 1, предприятия с иностранными инвестициями — §2, банки — §6 и т. п, Прочие налоги, сборы и другие поступления зачисляются на раздел 12, имеющий 48 параграфов, каждый из них соответствует определенному виду налогов и сборов: административные штрафы и санкции — §2, налог на рекламу — §70, курортный сбор — §73 и т. п.

Разделы, параграфы и  в целом классификация доходов  бюджетов уточняются Министерством  финансов РФ по мере изменений налогового законодательства, введения новых и отмены отдельных налогов и других обязательных платежей.

Классификация доходов  и расходов 1992 г. не определяет виды бюджетов, в которые должны поступать  те или иные налоги и другие обязательные платежи.

Указания о порядке зачисления конкретных налогов и платежей на определенные разделы, параграфы и виды бюджетов содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей. В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» непосредственно в местные бюджеты зачисляется ряд налогов, введенных федеральными органами власти, а также налоги и сборы, введенные местными органами власти. Все другие налоги (кроме регулирующих) полностью зачисляются в федеральный бюджет. Регулирующие налоги распределяются между федеральным и местными бюджетами в долях, устанавливаемых законодательством. К таким налогам относятся налог на прибыль, НДС, акцизы на отдельные группы товаров. К ним могут быть в законодательном порядке отнесены и другие налоги.

Налог на прибыль в  установленных долях уплачивается предприятиями одновременно в федеральный  и местные бюджеты. НДС, акцизы по ряду товарных групп (например, по спирту и водке) первоначально поступают  в федеральный бюджет, а затем часть их в установленном размере отчисляется в местные бюджеты.

Юридические лица при  исчислении и уплате налогов и  других обязательных платежей руководствуются  указанными выше законодательными и  нормативными актами. В установленные сроки они представляют налоговым органам бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.

Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.

Для уплаты обозначенных в расчетах и справках платежей предприятия  сдают в банк платежные поручения  с указанием в них бюджета, видов налогов или платежей, раздела и параграфа бюджетной классификации и наименования налоговой инспекции. По каждому виду налога (кроме налога на прибыль) и акцизов по некоторым группам товаров оформляется по одному платежному поручению. По налогу на прибыль и акцизам по некоторым группам товаров оформляется по два поручения. В каждом из них указывается сумма, соответствующая доле налога, подлежащего уплате в федеральный или местные бюджеты. Банк списывает со счетов плательщиков — своих клиентов обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета.

Для обеспечения правильного  зачисления налогов и других платежей налоговые органы сообщают кредитным  учреждениям список плательщиков, перечень уплачиваемых ими платежей с указанием, в какой бюджет и на какие подразделения бюджетной классификации они должны зачисляться.

Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению  сдачи в банк платежных поручений  накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. В случаях сдачи платежных поручений после срока налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию причитающихся бюджету платежей с одновременным начислением плательщикам пени. Не позднее следующего за сроком уплаты дня налоговые органы имею! право выписать инкассовые поручения с указанием реквизитов плательщика, бюджета, суммы и вида платежа, раздела и параграфа бюджетной классификации. Инкассовые поручения передаются банку, который обязан

списать со счета своего клиента-плательщика обозначенную в поручении сумму и зачислить ее в бюджет. В каждой налоговой инспекции в течение календарного года ведется журнал регистрации инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм со счета плательщика в погашение недоимок. В нем указываются дата передачи в банк распоряжения, наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором открыт счет, сумма платежа и его наименование.

Исполнение банками  инкассовых поручений налоговых  органов на списание с предприятий  сумм в уплату любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке.

Копии исполненных платежных  поручений с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета  и по счетам регулирующих доходов территориальных бюджетов поступают для учета по исполнению бюджета органам казначейства по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, и финансовым органам — по налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Затем они передаются в налоговые, органы для учета и контроля за поступлениями платежей в бюджеты всех уровней.

Несколько иной порядок  уплаты налогов физическими лицами.

Подоходный налог с  доходов граждан, выплачиваемых  им по месту основной работы, удерживается предприятиями в определенных законодательством размерах. В сроки, установленные для выплаты заработной платы, каждое предприятие сдает в банк платежное поручение на перечисление удержанного с граждан подоходного налога в бюджет. Если законодательством будет установлено, что перечисление части налога должно производиться в федеральный бюджет, то предприятие сдает в банк два платежных поручения — одно для уплаты доли в установленном размере в федеральный бюджет, другое — для уплаты остальной суммы в местный бюджет. В платежных поручениях указываются наименование предприятия, сумма подоходного налога, раздел и параграф бюджетной классификации, в какой бюджет должен быть зачислен налог. Банк списывает со счета предприятия-клиента указанные в платежных поручениях суммы и зачисляет их в бюджет. Копии исполненных платежных поручений с выписками банка передаются: одна — финансовому органу по месту нахождения предприятия для

учета исполнения доходной части местного оюджета, а вторая — местному органу казначейства для  учета исполнения доходной части  федерального бюджета. Не позднее следующего дня эти документы из финансового органа и местного органа казначейства должны передаваться налоговой инспекции, на учете которой состоит предприятие.

Аналогично удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с граждан, имеющих в течение .года доходы на других предприятиях кроме основного места работы. Каждое такое предприятие, производящее выплаты, обязано сообщать налоговым органам о суммах произведенных конкретному гражданину выплат и суммах удержанного с него подоходного налога. Гражданин должен вести учет всех доходов, полученных в течение года как в денежной, так и в натуральной форме. По окончании года он обязан к установленному законодательством сроку представить в налоговую инспекцию по местожительству декларацию о совокупном годовом доходе, полученном в истекшем году. В практике работы законодательством устанавливается порядок представления деклараций только гражданами, у которых полученный из нескольких источников выплат совокупный годовой доход превышает сумму, облагаемую по минимальной ставке подоходного налога. Это значительно сокращает объем поступающих в налоговые органы деклараций.

На основе полученных от предприятий сведений, декларации и других документов, свидетельствующих  о совокупном годовом доходе гражданина, налоговая инспекция производит ему окончательный расчет подоходного налога за истекший год. Налог исчисляется по ставке, соответствующей размеру годового дохода. Гражданину предъявляется к дополнительной уплате в бюджет разница в сумме налога, исчисленного налоговой инспекцией но совокупному годовому доходу, и сумме налога, удержанного предприятиями при выплатах ему доходов. Уплату указанной разницы гражданин производит в Сберегательном банке, который обязан выдать ему квитанцию, а копию квитанции направить местному органу казначейства или финансовому органу в зависимости от вида бюджета, в который зачисляется налог. Затем она передается налоговой инспекции.

По ряду категорий  граждан, получающих доходы у различных  источников выплат (например, писатели, работники искусств й т. д.), из совокупного годового

дохода исключаются  расходы, связанные с деятельностью  этих граждан. Предприятия, производящие им в течение года выплаты, удерживают подоходный налог с полных сумм выплат. По окончании года на основе деклараций и других документов, свидетельствующих о совокупном годовом доходе, налоговые инспекции производят окончательный расчет налога. При этом из совокупного годового дохода исключаются подтвержденные документально или в установленных законодательством размерах суммы расходов. Исчисленная таким образом налоговой инспекцией сумма налога по совокупному годовому доходу может оказаться меньше суммы, удержанной с граждан у источника выплаты доходов. Разница в суммах налога подлежит возврату из бюджета.

Подоходный налог с  граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, исчисляется налоговыми инспекциями. Гражданин, получивший в  установленном порядке разрешение на занятие такой деятельностью, обязан заявить в налоговую инспекцию о доходах, которые он предполагает получить в течение года. Исходя из этой суммы налоговая инспекция производит расчет авансовых платежей налога и вручает гражданину платежное извещение на их уплату в установленные сроки. В течение года гражданин может заявить о повышении (снижении) суммы первоначально предполагаемого дохода. В этом случае налоговая инспекция обязана сделать перерасчет авансовых платежей налога и вручить гражданину новое платежное извещение.

По окончании года или при прекращении предпринимательской деятельности в течение года гражданин обязан представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных им доходах, журнал учета доходов и расходов, а также документы, подтверждающие расходы. С учетом этих документов, актов обследований деятельности гражданина, проведенных налоговой инспекцией, сведений, полученных от предприятии о выплатах гражданину доходов, и других документов, подтверждающих его совокупный годовой доход, налоговая инспекция производит окончательный расчет подоходного налога за истекший год. Разница в суммах налога, определенного по окончательному расчету и уплаченного в виде авансовых платежей, подлежит дополнительной уплате или возврату из бюджета. Если налоговая инспекция устано-

Информация о работе Учет поступлений налогов