Учет поступлений налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Файлы: 1 файл

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГО1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Сумма льгот по налогу на прибыль определяется в соответствии с действующим законодательством, количеством и структурой зарегистрированных в налоговых органах юридических лиц. За отчетный период информация о суммах льгот систематизируется в расчетах налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Определяется ее удельный вес в валовой прибыли в отчетном периоде, и этим процентом исчисляется сумма льгот уже от валовой прибыли прогнозируемого периода. Этот прием может быть использован в том случае, если законодательство но налогу на прибыль в этой части не претерпевает изменений. Если таковое имеет место, сумму льгот необходимо рассчитывать с учетом внесенных в налоговое законодательство изменений.

В соответствии с данными  табл. 9.1 в отчетном периоде удельный вес суммы льгот по налогу на прибыль  составил 8% к валовой прибыли. В  налоговое законодательство изменений  пе внесено. При таких условиях  размер   льгот   в  прогнозируемом   периоде

определится в сумме 42,8 млрд. руб. (535,4 ■ 8% : :100%), а налогооблагаемая прибыль в виде разницы между  валовой прибылью и суммой льгот  — 492,6 млрд. руб. (535,4 — 42,8).

Согласно законодательству предприятия, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов по ставкам налога на прибыль.

Сумма превышения расходов на оплату труда определяется следующим  образом. Допустим, что минимальная месячная заработная плата на прогнозируемый период законодательно установлена на уровне 21 670 руб., а не облагаемые налогом на прибыль расходы предприятий на оплату труда — в размере шести минимальных заработных плат. В этом случае сумма превышения расходов на оплату труда в сравнении с нормируемой величиной составит 57,4 млрд. руб. [369,4 млрд. руб. — 21 670 руб. ■ 6 • 200 тыс. чел. • 12].

С учетом всех составляющих налогооблагаемая прибыль определится  в 550 млрд. руб.

В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль кроме валовой прибыли и сумм превышения расходов на оплату труда могут включаться и другие составляющие, круг которых очерчен законодательством по этому налогу. В данном примере налогооблагаемая база условно ограничена двумя составляющими.

Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога на прибыль  исчисляется как произведение налогооблагаемой базы и средней ставки налога. В  выбранном для иллюстрации расчете  сумма налога на прибыль составит 199,7 млрд. руб. (500 ■ 36,3% : 100%).

Сумма налога на прибыль  относится к числу регулирующих налогов, поступает в федеральный  и местные бюджеты. В этой связи  в прогнозных расчетах следует выделять суммы налогов по каждому бюджету, в соответствии с установленными законом ставками. В примере в федеральный бюджет поступит 71,5 млрд. руб., в местный — 128,2 млрд. руб.

Наибольшую сложность  представляют прогнозные расчеты НДС. Это обусловлено новизной самого налога, относительно большим числом входящих в понятие «добавленная стоимость» факторов, разными ставками налога в зависимости от вида продукции (товаров), в том числе продовольственных, непродовольственных, от рода деятельности предприятий (производствеиный сектор, ropi овля, общественное питание), а также рядом других обстоятельств.

Добавленная стоимость включает в себя ФОТ работников материальной сферы, вошедший в себестоимость продукции, работ, услуг; отчисления на социальное и медицинское страхование и в фонд занятости по этой группе работников; валовую прибыль: акцизы; амортизацию и прочие денежные расходы.

ФОТ работников материальной сферы рассчитывается на основе прогнозной величины ФОТ всех работников региона  и удельного веса в них ФОТ  работников материальной сферы, сложившегося в отчетном периоде. Предположим, что  доля ФОТ работников материальной сферы в отчетном периоде составила 60%. В этом случае ФОТ работников материальной сферы на прогнозируемый период составит 221.6 млрд. руб. (369,4 ■ 60% : 100%).

Отчисления на социальное и медицинское страхование, в  фонд занятости принимаются по установленным нормативам от расчетного значения прогноза ФОТ работников материальной сферы.

Порядок определения  прогноза по валовой прибыли описан выше, и ее величина принимается  для расчета НДС из табл. 9.3.

В основе расчетов по акцизам  лежат прогноз объемов производства подакцизной продукции, уровень их предполагаемой свободной оптовой цены, ставки акцизных налогов по каждому виду продукции в соответствии с действующим законодательством. Условно примем сумму акцизов на уровне 30 млрд. руб.

Прогнозная величина по строке «Амортизация» рассчитывается по аналогичному показанию за отчетный период, предполагаемых темпов обновления и выбытия основных фондов, изменения цен на оборудование, станки, машины, инфляционных ожиданий и других факторов. По такой же схеме определяется прогноз по прочим денежным расходам. Значения этих показателей приведены в табл. 9.4. Таким образом, добавленная стоимость есть сумма перечисленных составляющих.   В нашем примере она равна

917,1 млрд. руб.

Не облагаемые НДС суммы определяются в соответствии с законодательством. Они включают стоимость товаров (работ, услуг), экспортируемых за пределы государства; услуг городского пассажирского транспорта; услуг в сфере народного образования; жилищного строительства; финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет бюджета, и т.д.

Добавленная стоимость по не облагаемым НДС оборотам определяется за вычетом  стоимости материальных затрат, списанных  на производство реализованной продукции (работ, услуг).

Сумма добавленной стоимости по не облагаемым НДС товарам (работам, услугам) во многом определяется спецификой региона, специализацией предприятий, объемами экспорта продукции, работ, услуг и т.д.

Добавленная стоимость по не облагаемым НДС суммам принята в 15% от общей суммы добавленной стоимости, т.е. по фактически сложившемуся в отчетном периоде их процентному соотношению

Облагаемый налогом оборот (добавленная  стоимость) рассчитывается как разница  между общей суммой добавленной  стоимости и не облагаемой добавленной стоимостью. Его размер составляет 779,6 млрд. руб. (^17,1 — 137,5). Сумма НДС определяется как произведение облагаемого оборота и средней ставки налога.

В соответствии с показателями табл. 9.4 сумма причитающегося к уплате в бюджет налога составит 132,5 млрд. руб. (779,6 • 17% : 100%).

НДС, как и налог на прибыль, относится  к числу регулирующих налогов. В  соответствии с установленными нормативами  в федеральный бюджет поступают 80% НДС, местные бюджеты — 20%. Эти  нормативы могут изменяться.

По результатам прогпозных расчетов основных видов налогов составляется сводная табл. 9.5 поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет с выделением сумм поступлений в местные бюджеты.

В табл. 9.5 определяются наряду с основными  налогами также поступления по остальным налогам и обязательным платежам по их удельному весу к общим поступлениям налогов за отчетный период.

Условно примем, что в отчетном году сумма четырех основных налогов  в общей сумме налоговых поступлений  составила 94%, а в общей сумме  поступлений в местный бюджет — 92%.

В этом случае сумма общих поступлений  в прогнозируемом периоде определится  на уровне 429,4 млрд. руб. [(199,7 + 132,5 + 41.4 + 30): 94% ■ 100%], в том числе в местный  бюджет — 230,4 млрд. руб. [(128,2 + + 26,5 + 37,3 + 20) : 92% ■ 100%].

Вместе с тем в практике работы по формированию бюджетов составляются прогнозные расчеты поступлений  каждого вида налогов. По ряду налогов  они могут быть составлены только с учетом динамики их поступлений. Для  этого, как правило, принимаются  отчетные данные об их фактическом поступлении за 9 месяцев отчетного года и ожидаемых поступлениях в IV квартале. Таким образом определяется база за отчетный год, на основе которой прогнозируются поступления налогов на перспективу.

Предложенный метод расчета прочих налогов, в том числе и в местные бюджеты, не исключает возможности их исчисления прямым путем, подобно тому, как это иллюстрировалось по подоходному налогу, налогу на прибыль, НДС.

Выше был рассмотрен расчет прогноза по группе предприятий, по району или отдельно взятому региону. Аналогично предложенному прогнозные расчеты могут производиться на уровне административно-территориальных образований, входящих в Российскую Федерацию, по стране в целом.

Прогнозирование налоговых поступлений  — достаточно сложная и ответственная работа, требующая глубоких познаний происходящих в народном хозяйстве социально-экономических процессов, развития их тенденций в перспективе, знаний налогового и иного законодательства, освоения методологии прогнозирования, в том числе с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).

Только в этом случае возможно с  достаточно высокой степенью надежности разрабатывать прогнозы поступлений  налогов и своевременно утверждать бюджеты всех уровней.


Информация о работе Учет поступлений налогов