Учет поступлений налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Файлы: 1 файл

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГО1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Рассчитывается налогооблагаемая прибыль по отдельным группам  предприятий или по всем предприятиям и организациям региона с учетом видов их деятельности, которая объединяется в данном случае по признаку одинаковых размеров ставок налога. Например, налогооблагаемая прибыль предприятий, к которым применяется ставка налога 35%, объединяется в самостоятельную группу. Такой же подход к предприятиям, осуществляющим платежи по ставке 45%, и т.д.

Ставка налога у банков, страховых компаний отличается от ставки налога предприятий. Поэтому налогооблагаемая прибыль банков и страховых компаний объединяется в самостоятельные  группы.

Суммируя налогооблагаемую прибыль всех предприятий, банков, страховых компаний, а также превышение расходов на оплату труда, определяются налогооблагаемая база и средняя ставка налога по участку, группе предприятий, налоговой инспекции, региону в зависимости от поставленной цели.

Произведение налогооблагаемой базы и средних ставок налога показывает расчетное значение налога на прибыль, которое необходимо сопоставить  с фактическим поступлением данного  налога в отчетном периоде. В случае отклонений расчетного и фактического поступлений налога на прибыль проводится анализ причин отклонений.

Наряду с причинами  отклонений, названными при рассмотрении налогооблагаемой базы отдельного предприятия, здесь можно дополнительно отметить такие, как неполный охват всех плательщиков региона, учет результатов контрольной работы по полноте и своевременности уплаты налогов и другие факторы организационного порядка.

В налогооблагаемую базу по НДС включаются обороты по реализуемым  товарам, выполненным работам, оказанным  услугам; суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги; суммы авансовых и плановых платежей, поступивших на счет предприятия в счет предстоящих поставок товаров, и ряд других платежей.

По составу облагаемого оборота налоговое законодательство может предусматривать особенности по определенным группам плательщиков или видам деятельности.

Так, в 1992- 1993 гг. состав облагаемого  оборота предприятия торговли, общественного  питания и ставки налогов отличались от аналогичных показателей предприятий производственного сектора. У предприятий торговли облагаемым оборотом является разница между суммой выручки по реализованным товарам и стоимостью товара, уплаченной поставщику, включая сумму налога.

Если предприятие занимается различными видами деятельности, облагаемый оборот рассчитывается по каждому виду деятельности отдельно.

Например, налогооблагаемая база по предприятию, занимающемуся  производством продукции и торговыми  операциями, за отчетный квартал определилась следующим образом: по производственному сектору — 250 млн. руб., торговым операциям — 8 млн. руб. Общая налогооблагаемая база в этом случае составит 258 млн. руб.

Известны ставки налога: по производственному сектору — 20%, торговым операциям — 16,67%. Средняя ставка НДС, исходя из приведенных значений налогооблагаемого оборота по различным видам деятельности, составит 19,99% [(20% 250 + 16,6% ■ 8): : 100%-258].

На практике исчисление средней ставки применяется при  определении суммы налога по группе предприятий, осуществляющих различные виды деятельности, в целях оценки сумм поступления в бюджет НДС.

Например, налогооблагаемый оборот предприятий региона за отчетный квартал составил: но производству непродовольственных товаров (ставка налога 20%) — 1340 млн. руб.; выпуску продовольственных товаров (ставка налога 10%) — 460 млрд. руб.; торговым операциям, транспортным услугам (ставка налога 16,67%) — 200 млрд. руб.; общественному питанию (ставка налога — 9,09%) — 100 млрд. руб.

По приведенной выше схеме рассчитывается средняя ставка налога. В данном случае она будет равна 17%.

20% ■ 1340 + 10% ■ 460 + 16,67% ■ 200 + 9,09% ■ 100 (1340 + 460 + 200 + 100) - 100%

Размер средней ставки НДС отражает соотношения в стоимости  реализуемых товаров предприятий  производственного и непроизводственного секторов экономики региона, объемы реализации продовольственных и непродовольственных товаров, облагаемых и не облагаемых НДС, и ряд других факторов.

Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как  разница между НДС по налогооблагаемому обороту от реализации товаров, работ, услуг и НДС по списанным на производство реализованной продукции материальным ресурсам, нематериальным активам, основным средствам.

Увеличение удельного  веса валовой прибыли в реализованной  продукции, рост оплаты труда в затратах на производство, технологические и рецептурные отступления от стандартов и нормативно-технической документации привели к искусственному снижению материалоемкости продукции.

Так, сопоставительный анализ материалоемкости промышленной продукции по народному хозяйству Москвы показывает, что в 1993 г. в сравнении с 1985 г. она снизилась на 15 пунктов, рентабельность производства за этот же период увеличилась более чем на 20 пунктов.

Такие трансформации  основных экономических показателей обусловлены в основном ростом цен на продукцию (работы, услуги); сужением зоны действия государственных регулируемых цен; монопольным положением многих предприятий государственного сектора; снижением требований к стандартам качества и другими факторами.

Выше был дан краткий  анализ основных факторов, влияющих на поступление налога на прибыль, НДС, формирование налогооблагаемой базы, показаны примеры расчетов средних  ставок но этим налогам и ряд других вопросов. Они рассмотрены в свете  действующего налогового законодательства и других нормативных актов. По мере совершенствования налогового законодательства подход к анализу функционирования налоговой системы, факторам, влияющим на ход налоговых поступлений, соотношение тех или иных налогов в формировании доходной части бюджета, должен быть соответствующим образом скорректирован при сохранении общей схемы методологии анализа.

Результаты анализа  являются основой для прогнозирования  налоговых поступлений.

Прогнозирование налоговых  поступлений в федеральный и  местный бюджеты выполняет самостоятельную роль, выступая в качестве инструмента познания и предвидения объективных и субъективных фак-

торов, влияющих на объемы поступлений налогов в их конкретной, количественно определенной форме.

Прогноз поступлений  налогов является исследованием перспективного характера, он имеет вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны и конкретного региона. При этом необходимо оценивать и такие отклонения, которые могут иметь место в прогнозируемом периоде, господствующие тенденции, определять возможные области их расхождения, т.е. дать оценку вероятности выявленной тенденции.

Прогноз поступлений  налогов и других обязательных плагежей должен базироваться на общеэкономических  показателях развития страны, ведущих  отраслей народного хозяйства, конкретного  региона, разрабатываемых центральными экономическими ведомствами, Государственным комитетом по статистике. Центральным банком РФ, местными органами управления, а также на исследованиях, публикуемых в специальной экономической литературе и других источниках.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативный (до одного месяца), краткосрочный (до одного года), среднесрочный (до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).

Содержание прогнозов  с различными временными горизонтами  определяется природой прогнозируемых процессов. Чем более устойчивый характер носят эти процессы и тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

При расчетах прогнозов  необходимо принимать во внимание фактические  динамические ряды поступления налогов  за предыдущие периоды. При этом следует  иметь в виду, что показатели за прошлые периоды должны подвергаться в необходимых случаях корректировке, основанной на изучении конкретных экономических особенностей данного периода.

В условиях неустойчивого  характера экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, из названных выше видов прогнозов на практике по существу могут быть реализованы лишь первые два.

Рассмотрим на примерах расчетов подоходного налога, налога на прибыль, НДС механизм составления  оперативного и краткосрочного прогнозов.

Названная очередность  прогнозных расчетов объясняется тем, что показатели, на которых основывается прогноз подоходного налога, являются исходной информацией для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд показателей налога на прибыль, в свою очередь, находит отражение в определении прогноза НДС.

Таким образом, прогнозные расчеты взаимоувязаны между  собой, вытекают один из другого, и корректировка  их может производиться лишь в  комплексе. Прогноз поступлений  подоходного налога с физических лиц, взимаемый предприятиями, рассчитывается на основе показателей

В общем плане численность  работников в народном хозяйстве  страны, республики, края, области, города, конкретного региона принимается  по данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений, влияющих на численность занятых в народном1 хозяйстве работников. Например, изменение объемов производства продукции и производительности груда, трансформация форм собственности предприятий, их количественный состав, факторы демографического характера и т.п.

В нашем примере численность  работников по региону условно принята 200 тыс. человек, что на 5 тыс. человек, или на 2,4%, меньше в сравнении  с отчетным годом (табл. 9.1). Сокращение численности обусловлено в основном ростом производительности труда и некоторыми другими причинами.

Темпы изменений объемов  производства и производительности труда вкупе с уровнем инфляции, размером индексации заработной платы  работников бюджетной сферы, ростом оплаты труда в отраслях материального  производства и целый ряд других обстоятельств определяют расчетный коэффициент отставания темпов оплаты труда от изменения цен, а следовательно, и абсолютную величину среднемесячной оплаты труда в прогнозируемом периоде.

Так. если среднемесячная оплата труда в отчетном периоде составляла 148 тыс. руб., расчетный темп инфляции на прогнозируемый период — 5%, коэффициент отставания роста оплаты груда от темпов инфляции — 0,8 (в условиях расширенного воспроизводства он должен быть меньше единицы), размер среднемесячной оплаты труда в прогнозируемом году составит 153,9 тыс. руб. [148+ (148'5%-0,8): 100%].

При этом следует иметь  в виду, что в соответствии с  законодательством под оплатой  труда понимается как заработная плата в стоимостной оценке, гак  и средства в натуральной и денежной форме, выплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Фонд оплаты труда (ФОТ) на прогнозируемый -период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в народном хозяйстве  региона, среднемесячной оплаты труда и количества месяцев. ,В примере годовой ФОТ составит 369,4 млрд. руб. ■ (153, 9 ' 12- 200 тыс. чел.).

По Закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц» совокупный годовой доход уменьшается на размер установленной минимальной  месячной оплаты труда каждого работника, занятого в народном хозяй-, стве, с учетом количества отработанных месяцев и в этом же размере на его детей и других иждивенцев.

В прогнозных расчетах льготируемую часть ФОТ с высокой долей  достоверности можно определять по ее удельному весу в ФОТ огчетного периода. Такой подход оправдан и целесообразен не только потому, что прямой расчет льготируемой части ФОТ трудоемок. Практика показывает, что величина льготируемой части ФОТ относительно невелика (15—20% от общего ФОТ) и, что более важно, ее доля в ФОТ достаточно стабильна. . Примем условно, что доля льготируемой части ФОТ составила в отчетном периоде 20%. Следовательно, абсолютная величина льготируемой части ФОТ будет равна 73,9 млрд. руб. (369, 4 ■ 20% : 100%).

Сумма подоходного налога рассчитывается как произведение облагаемого налогом ФОТ и средней ставки этого налога, сложившейся в году, предшествовавшем прогнозируемому. Предположим, что средняя ставка подоходного налога в отчетном году сложилась в размере 14%. В этом случае сумма подоходного налога будет равна 41,4 млрд. руб. (295,5 * 14% : 100%).

В соответствии с действующим  законодательством 11 % подоходного  налога с физических лиц поступают  в местный бюджет и 1% — в федеральный  бюджет. В 1992 — 1993 гг. вся сумма подоходного налога поступала в местный бюджет.

Расчеты прогноза производятся накануне прогнозируемого периода, когда еще не может быть рассчитана средняя ставка подоходного налога за отчетный период. В таких случаях  в прогнозных расчетах следует принимать  минимальную ставку подоходного налога, установленного действующим законодательством. При таком подходе прогноз поступлений подоходного налога может оказаться несколько заниженным, что обусловлено ростом оплаты труда по мере отдаления от начала года и соответственно совокупного годового дохода. При этом доход опреде- г ленной части работников будет облагаться по повышенным ставкам.

Прогноз валовой прибыли  определяется на основе экономических  показателей, разрабатываемых федеральными ведомствами, такими, как Министерство экономики, Центральный банк России, Государственный комитет по статистике, Государственная налоговая служба РФ, а также местными органами власти. Перечень показателей включает валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, общий объем товарооборота, индекс цен промышленной и иной продукции, темпы росга инфляционных ожиданий и др.

Расчет прогноза валовой  прибыли в схематичном виде можно  проиллюстрировать следующим образом. Принимаем, что валовая прибыль  отчетного периода составила 519,8 млрд. руб. (см. табл. 9.1), интегральный прирост объемов производства продукции, индекс цен и инфляционных ожиданий прогнозируются: в Т квартале — 1,7%, во II квартале — 1,55, в ТП квартале — 1,4, в IV квартале — 1,35, а по году в целом - 5% (1,7% ■ 1,55% ■ 1,35%). Сложившийся в отчетном периоде коэффициент отставания роста прибыли от интегрального показателя вышеназванных количественных и качественных показателей развития экономики региона принимается в 0,6 (как правило, он должен быть меньше единицы). В этом случае прогнозируемая величина валовой прибыли составит 535,4 млрд. руб. [519,8 + (519,8 ■ 5 • 0,6) : 100].

Информация о работе Учет поступлений налогов