Учет поступлений налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Файлы: 1 файл

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГО1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая инспекция по новому местожительству  гражданина устанавливает точный адрес  плательщика, открывает ему новый  лицевой счет и принимает меры к взысканию начисленных ему  по прежнему местожительству платежей. Одновременно о принятии к взысканию указанных платежей она уведомляет налоговую инспекцию по прежнему местожительству гражданина, которая на основании данного уведомления закрывает лицевой счет.

По итогам сводных реестров ф. № 25, сводных книг учета ф. № 26, книги учета ф. № 11 каждая налоговая инспекция, на учете которой состоят плательщики налогов — юридические и физические лица, составляет отчеты о фактически поступивших суммах налогов и других обязательных платежей по установленной ф. № 1-Н, а также отчеты о недоимке по платежам в бюджет по ф. № 4-Н. Отчеты направляются вышестоящим налоговым органам для учета поступлений платежей и недоимки в целом по городу (с районным делением), области, краю, автономным образованиям и республикам в составе Российской Федерации, а также в целом по стране.

Отчеты составляются в полном объеме на 1-е число каждого месяца и  по отдельным, как правило, основным налогам — на 16-е число каждого  месяца. Данные в отчетах отражаются нарастающим итогом с начала года.

Порядок и периодичность составления  отчетов ф. № 1-Н и 4-Н устанавливаются  Государственной налоговой службой  РФ.

Отчет ф. № 1-Н содержит два раздела. В первом разделе показывается фактическое  поступление платежей в бюджет, во втором разделе — поступления платежей во внебюджетные фонды: дорожный, экологический, занятости, обязательного медицинского страхования.

В первом разделе отчета ф. № 1-Н  указывается общая сумма фактических  поступлений всех налогов и платежей с выделением из нее поступлений  в федеральный бюджет и отдельно — в местные бюджеты. Затем указываются поступления но каждому виду налогов и платежей в целом и с выделением сумм, зачисленных как в федеральный, так и местные бюджеты. Поступления акцизов указываются в целом и с распределением по бюджетам, а также по каждой группе подакцизных товаров.

Второй раздел отчета ф. № 1-Н содержит сведения о фактическом поступлении  средств в каждый внебюджетный фонд отдельно. Общий итог этих сумм не подводится. Данные второго раздела не включаются в итоговые данные первого раздела.

В отчете ф. № 4-Н указывается общая  сумма недоимки по всем платежам и  по отдельным налогам с выделением недоимки в федеральный, а также  в местные бюджеты.

Отдельным предприятиям по ряду причин предоставляются на определенный период отсрочки по уплате причитающихся с них платежей. По платежам в федеральный бюджет они предоставляются органами казначейства и по платежам в местные бюджеты финансовыми органами. В этой связи в отчете ф. № 4-Н указывается отсроченная сумма недоимки по срокам ее уплаты.

Учет начисленных и фактически поступивших налогов и других обязательных платежей трудоемок, особенно в крупных регионах с большим  числом плательщиков. Упрощение учета  может быть достигнуто на основе автоматизации  учетных операций и унификации форм учета и отчетности. 

 

9.2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Налоги — один из главных инструментов государства в осуществлении  экономической и социальной политики. Решение этих задач прямо зависит  от объемов поступлений налогов.

Анализ поступлений  налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов  и на этой основе прогнозирование  объемов поступлений платежей в  бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических  ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке  законодательства, регулирующего взаимоотношения  хозяйствующих субъектов между  собой, с государством и населением. Своевременно внесенные и принятые в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов.

Весь комплекс работ  по анализу и прогнозированию  служит основой по своевременному и  обоснованному составлению бюджетов.

Поскольку на налоговые  органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, они также проводят активную работу по анализу налогооблагаемой базы и прогнозированию объемов поступлений средств в бюджеты, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и других нормативных актов.

Результаты указанной  работы налоговых органов учитываются  органами исполнительной и законодательной  власти при составлении и утверждении  доходной части бюджетов.

Наряду с этим налоговые  органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.

Предметом анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы, определяющие налогооблагаемую базу. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, объем которых в настоящее время составляет свыше 85% от суммы поступлений всех налогов в бюджеты.

Выход экономики страны или отдельных регионов на новые  ступени на пути к рыночным отношениям может изменить акценты в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую базу, включить в орбиту анализа новые явления и обсюятельства.

Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, которой в соответствии с действущим налоговым законодательством присущи  определенные особенности. Ряд составляющих налогооблагаемой базы определенного налога одновременно входит в состав налогооблагаемой базы других видов налогов. Например, фонд оплаты труда, являясь основой налогооблагаемой базы подоходного налога с физических лиц, ча-

стично входит в состав налогооблагаемой базы НДС,) а также  налога на прибыль в части превышения pac-f ходов на оплату труда.

Налогооблагаемая база налога на прибыль в общем виде включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного  имущества; прибыль от внереализационных  операций; сумму превышения расходов на оплату труда в сравнении с ее нормируемой величиной.

На основе бухгалтерских  отчетов предприятии, налоговых  расчетов составляется сводная табл. 9.1, в которую вносятся основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Например, выручка от реализации продукции (работ, услуг); валовая прибыль; затраты на производство, в том числе на сырье и материалы; фонд оплаты труда и превышение фонда оплаты труда; льготы по налогу на прибыль; необлагаемые обороты по НДС; сумма налога на прибыль, НДС и т.п.

На уровне отдельного региона данные показатели в табл. 9.1 могут группироваться по принципу однородности предприятий по видам  деятельности, формам собственности, другим признакам, а также в целом  по району или региону.

Наряду с перечисленными в табл. 9.1 в зависимости от целей и задач анализа могут быть включены и другие показатели.

Информация, содержащаяся в табл. 9.1, дает возможность определить рентабельность производства по каждому  предприятию, группе предприятий и  району в целом; материалоемкость; затраты, в том числе и размер оплаты труда на 1 руб. реализованной продукции; налогооблагаемую базу по конкретному налогу за отчетный период, которая, в свою очередь, служит базой для расчетов поступлений налогов на перспективу. Одновременно налоговые органы, анализируя содержащиеся в табл. 9.1 показатели, имеют возможность определить предприятия, в которых необходимо по первичным документам выяснить причины отклонений отдельных показателей от средних или наивысших значений по группе однородных показа! елей.

Например, необходимо выяснить непосредственно на предприятии  № 1 достоверность отсутствия превышения фонда оплаты труда. Возможно, предприятие  неправильно показало в отчете размер фонда оплаты труда и не уплатило в бюджет налог с суммы его превышения по сравнению с нормируемой величиной,

а также не удержало полностью  с работников подоходный налог с  их реальных доходов. Также необходимо выяснить на предприятии № 1 причины  резкого отклонения материалоемкости продукции от среднего показателя по району. Возможно, предприятие необоснованно отнесло на реализованную продукцию затраты по всему закупленному сырью и материалам вместо отнесения их только в части, списанной на производство реализованной продукции. По этим причинам предприятие, возможно, занизило налогооблагаемую прибыль, налогооблагаемый оборот и не уплатило в полном объеме налоги.

^ Анализируя показатели  предприятия № 3, следует обратить  внимание на высокий, в сравнении  со средним, уровень удельного  веса льгот по прибыли. В  этом случае необходимо подвергнуть тщательному рассмотрению специальный расчет, представленный предприятием по обоснованию льгот по прибыли.

Как правило, прогноз  поступлений налогов и формирование доходной части бюджета на перспективу  осуществляются на основе отчетных данных за 9 месяцев с учетом их динамики в IV квартале. Таким образом определяю гея показатели отчетного года как база для прогнозных расчетов. При этом следует учитывать возможные изменения налогового законодательства и их влияние на поступление налогов в прогнозируемом периоде.

Представленные в табл. 9.1 показатели условно приняты за базу отчетного года для прогнозных расчетов. В частности, валовая прибыль, фонд оплаты труда и среднемесячная оплата труда в размере 148,0 тыс. руб., процент превышения фонда оплаты труда, удельный вес льгот по налогу на прибыль и НДС и другие показатели. В случаях, когда в IV квартале отчетного года приведенные показатели по различным причинам могут быть существенно изменены, это обстоятельство должно учитываться в расчетах на прогнозируемый период. Рассмотрим условный пример расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль не ограничивается перечисленными факторами. В зависимости  от видов деятельности конкретного  предприятия она может включать в себя и другие составляющие в соответствии с действующим законодательством, например прибыль от дивидендов, процентов, полученных по ценным бумагам, долевого участия в других предприятиях и т.д.

При контроле за правильностью  уплаты налогов в бюджет предприятием используются установленные законодательством конкретные ставки налога на прибыль, НДС в зависимости от вида деятельности предприятия (производство, посредничество, банковская деятельность и т.д.), выпускаемой продукции (продовольственные и непродовольственные товары), наличия льгот и других факторов.

Контроль за правильностью  уплаты налогов группой предприятий, осуществляющих различные виды деятельности и производящих продовольственные  и непродовольственные товары, возможен лишь на основе суммирования их налогооблагаемой базы по определенному налогу и средней ставке данного налога. Механизм расчета средней ставки налога на прибыль и НДС описан ниже.

Например, средняя ставка налога на прибыль исчисляется как  частное суммы произведений налогооблагаемой прибыли по отдельным видам деятельности на ставку налога, установленную действующим законодательством по этому виду деятельности, к общему объему налогооблагаемой прибыли по всем видам деятельности.

Расчет средней ставки налога на прибыль по выбранному примеру составит 36,3% (35% ■ 80 + 35% х х 20 + 45% ■ 15): 100% ■ 115, а сумма налога на прибыль — 41,7 млн. руб. (115% " 36,6 :100).

Определив расчетно сумму  налога, сопоставляем ее с размером налога на прибыль, уплаченным предприятием в бюджет исходя из фактической прибыли и конкретной ставки налога по каждому виду деятельности. Отклонение между этими величинами и будет предметом пофакторного анализа.

Одной из причин отклонения может быть обстоятельство, когда  фактическая сумма налога на прибыль включает такую составляющую, которая не предусмотрена в расчетах, к примеру, разница между авансовыми взносами налога и суммой налога, подлежа-

щей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, скорректированной  на учетную ставку Центрального банка РФ.

Другой причиной отклонения расчетной и фактической сумм поступления налога на прибыль может  быть недоимка по данному виду налога, образовавшаяся как за предыдущие, так и за отчетный периоды.

В практике работы часто  встречающейся причиной отклонения средней ставки налога от основной является наличие льгот у предприятия по налогу на прибыль по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, а также исключаемые из прибыли суммы отчислений в резервный и другие аналогичные фонды.

В случае, когда ставки налога дифференцированы по видам деятельности, налогооблагаемая прибыль определяется по каждому из них отдельно.

Так, основная ставка на прибыль банков установлена в  размере 40%. Наряду с этим установлены  и другие ставки на прибыль банков: 18% от дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным принадлежащим банку ценным бумагам, доходов от долевого участия в других банках и предприятиях; 20% при осуществлении кредитных вложений в размере не менее 50% от общих сумм в сельскохозяйственные предприятия и организации.

Допустим, прибыль банка, облагаемая налогом по основной ставке, составила 40 млн. руб., дивиденды — 6 млн. руб., прибыль от осуществления  кредитных вложений в сельскохозяйственные предприятия — 30 млн. руб. Общая прибыль  банка за отчетный период оценивается в 76 млн. руб., а средняя ставка налога — 30,4%[(40% -40 + 18% " 6 + 20% • 30): 76 • 100%].

Выше были рассмотрены  условные примеры расчета налогооблагаемой базы и средних ставок на прибыль  предприятия и банка. По аналогичной схеме определяются налогооблагаемая база и средняя ставка налога на прибыль по группе предприятий, региону в целом.

Информация о работе Учет поступлений налогов