Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:46, реферат
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Налоговая инспекция по новому местожительству гражданина устанавливает точный адрес плательщика, открывает ему новый лицевой счет и принимает меры к взысканию начисленных ему по прежнему местожительству платежей. Одновременно о принятии к взысканию указанных платежей она уведомляет налоговую инспекцию по прежнему местожительству гражданина, которая на основании данного уведомления закрывает лицевой счет.
По итогам сводных реестров ф. № 25, сводных книг учета ф. № 26, книги учета ф. № 11 каждая налоговая инспекция, на учете которой состоят плательщики налогов — юридические и физические лица, составляет отчеты о фактически поступивших суммах налогов и других обязательных платежей по установленной ф. № 1-Н, а также отчеты о недоимке по платежам в бюджет по ф. № 4-Н. Отчеты направляются вышестоящим налоговым органам для учета поступлений платежей и недоимки в целом по городу (с районным делением), области, краю, автономным образованиям и республикам в составе Российской Федерации, а также в целом по стране.
Отчеты составляются в полном объеме на 1-е число каждого месяца и по отдельным, как правило, основным налогам — на 16-е число каждого месяца. Данные в отчетах отражаются нарастающим итогом с начала года.
Порядок и периодичность составления
отчетов ф. № 1-Н и 4-Н устанавливаются
Государственной налоговой
Отчет ф. № 1-Н содержит два раздела. В первом разделе показывается фактическое поступление платежей в бюджет, во втором разделе — поступления платежей во внебюджетные фонды: дорожный, экологический, занятости, обязательного медицинского страхования.
В первом разделе отчета ф. № 1-Н
указывается общая сумма
Второй раздел отчета ф. № 1-Н содержит сведения о фактическом поступлении средств в каждый внебюджетный фонд отдельно. Общий итог этих сумм не подводится. Данные второго раздела не включаются в итоговые данные первого раздела.
В отчете ф. № 4-Н указывается общая сумма недоимки по всем платежам и по отдельным налогам с выделением недоимки в федеральный, а также в местные бюджеты.
Отдельным предприятиям по ряду причин предоставляются на определенный период отсрочки по уплате причитающихся с них платежей. По платежам в федеральный бюджет они предоставляются органами казначейства и по платежам в местные бюджеты финансовыми органами. В этой связи в отчете ф. № 4-Н указывается отсроченная сумма недоимки по срокам ее уплаты.
Учет начисленных и фактически поступивших налогов и других обязательных платежей трудоемок, особенно в крупных регионах с большим числом плательщиков. Упрощение учета может быть достигнуто на основе автоматизации учетных операций и унификации форм учета и отчетности.
9.2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
Налоги — один из главных инструментов государства в осуществлении экономической и социальной политики. Решение этих задач прямо зависит от объемов поступлений налогов.
Анализ поступлений
налогов, тенденций развития налогооблагаемой
базы и составляющих ее элементов
и на этой основе прогнозирование
объемов поступлений платежей в
бюджет на определенный период являются
важнейшей задачей
Неотъемлемой частью
анализа и прогнозирования
Весь комплекс работ
по анализу и прогнозированию
служит основой по своевременному и
обоснованному составлению
Поскольку на налоговые органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, они также проводят активную работу по анализу налогооблагаемой базы и прогнозированию объемов поступлений средств в бюджеты, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и других нормативных актов.
Результаты указанной работы налоговых органов учитываются органами исполнительной и законодательной власти при составлении и утверждении доходной части бюджетов.
Наряду с этим налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендаций по целенаправленному выбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия мер к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.
Предметом анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы, определяющие налогооблагаемую базу. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, объем которых в настоящее время составляет свыше 85% от суммы поступлений всех налогов в бюджеты.
Выход экономики страны или отдельных регионов на новые ступени на пути к рыночным отношениям может изменить акценты в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую базу, включить в орбиту анализа новые явления и обсюятельства.
Каждый вид налога
имеет свою налогооблагаемую базу,
которой в соответствии с действущим
налоговым законодательством
стично входит в состав налогооблагаемой базы НДС,) а также налога на прибыль в части превышения pac-f ходов на оплату труда.
Налогооблагаемая база налога на прибыль в общем виде включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества; прибыль от внереализационных операций; сумму превышения расходов на оплату труда в сравнении с ее нормируемой величиной.
На основе бухгалтерских
отчетов предприятии, налоговых
расчетов составляется сводная табл.
9.1, в которую вносятся основные показатели
финансово-хозяйственной
На уровне отдельного региона данные показатели в табл. 9.1 могут группироваться по принципу однородности предприятий по видам деятельности, формам собственности, другим признакам, а также в целом по району или региону.
Наряду с перечисленными в табл. 9.1 в зависимости от целей и задач анализа могут быть включены и другие показатели.
Информация, содержащаяся в табл. 9.1, дает возможность определить рентабельность производства по каждому предприятию, группе предприятий и району в целом; материалоемкость; затраты, в том числе и размер оплаты труда на 1 руб. реализованной продукции; налогооблагаемую базу по конкретному налогу за отчетный период, которая, в свою очередь, служит базой для расчетов поступлений налогов на перспективу. Одновременно налоговые органы, анализируя содержащиеся в табл. 9.1 показатели, имеют возможность определить предприятия, в которых необходимо по первичным документам выяснить причины отклонений отдельных показателей от средних или наивысших значений по группе однородных показа! елей.
Например, необходимо выяснить непосредственно на предприятии № 1 достоверность отсутствия превышения фонда оплаты труда. Возможно, предприятие неправильно показало в отчете размер фонда оплаты труда и не уплатило в бюджет налог с суммы его превышения по сравнению с нормируемой величиной,
а также не удержало полностью с работников подоходный налог с их реальных доходов. Также необходимо выяснить на предприятии № 1 причины резкого отклонения материалоемкости продукции от среднего показателя по району. Возможно, предприятие необоснованно отнесло на реализованную продукцию затраты по всему закупленному сырью и материалам вместо отнесения их только в части, списанной на производство реализованной продукции. По этим причинам предприятие, возможно, занизило налогооблагаемую прибыль, налогооблагаемый оборот и не уплатило в полном объеме налоги.
^ Анализируя показатели
предприятия № 3, следует обратить
внимание на высокий, в
Как правило, прогноз
поступлений налогов и
Представленные в табл. 9.1 показатели условно приняты за базу отчетного года для прогнозных расчетов. В частности, валовая прибыль, фонд оплаты труда и среднемесячная оплата труда в размере 148,0 тыс. руб., процент превышения фонда оплаты труда, удельный вес льгот по налогу на прибыль и НДС и другие показатели. В случаях, когда в IV квартале отчетного года приведенные показатели по различным причинам могут быть существенно изменены, это обстоятельство должно учитываться в расчетах на прогнозируемый период. Рассмотрим условный пример расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль не ограничивается перечисленными факторами. В зависимости от видов деятельности конкретного предприятия она может включать в себя и другие составляющие в соответствии с действующим законодательством, например прибыль от дивидендов, процентов, полученных по ценным бумагам, долевого участия в других предприятиях и т.д.
При контроле за правильностью уплаты налогов в бюджет предприятием используются установленные законодательством конкретные ставки налога на прибыль, НДС в зависимости от вида деятельности предприятия (производство, посредничество, банковская деятельность и т.д.), выпускаемой продукции (продовольственные и непродовольственные товары), наличия льгот и других факторов.
Контроль за правильностью уплаты налогов группой предприятий, осуществляющих различные виды деятельности и производящих продовольственные и непродовольственные товары, возможен лишь на основе суммирования их налогооблагаемой базы по определенному налогу и средней ставке данного налога. Механизм расчета средней ставки налога на прибыль и НДС описан ниже.
Например, средняя ставка налога на прибыль исчисляется как частное суммы произведений налогооблагаемой прибыли по отдельным видам деятельности на ставку налога, установленную действующим законодательством по этому виду деятельности, к общему объему налогооблагаемой прибыли по всем видам деятельности.
Расчет средней ставки налога на прибыль по выбранному примеру составит 36,3% (35% ■ 80 + 35% х х 20 + 45% ■ 15): 100% ■ 115, а сумма налога на прибыль — 41,7 млн. руб. (115% " 36,6 :100).
Определив расчетно сумму налога, сопоставляем ее с размером налога на прибыль, уплаченным предприятием в бюджет исходя из фактической прибыли и конкретной ставки налога по каждому виду деятельности. Отклонение между этими величинами и будет предметом пофакторного анализа.
Одной из причин отклонения может быть обстоятельство, когда фактическая сумма налога на прибыль включает такую составляющую, которая не предусмотрена в расчетах, к примеру, разница между авансовыми взносами налога и суммой налога, подлежа-
щей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, скорректированной на учетную ставку Центрального банка РФ.
Другой причиной отклонения расчетной и фактической сумм поступления налога на прибыль может быть недоимка по данному виду налога, образовавшаяся как за предыдущие, так и за отчетный периоды.
В практике работы часто встречающейся причиной отклонения средней ставки налога от основной является наличие льгот у предприятия по налогу на прибыль по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, а также исключаемые из прибыли суммы отчислений в резервный и другие аналогичные фонды.
В случае, когда ставки налога дифференцированы по видам деятельности, налогооблагаемая прибыль определяется по каждому из них отдельно.
Так, основная ставка на прибыль банков установлена в размере 40%. Наряду с этим установлены и другие ставки на прибыль банков: 18% от дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным принадлежащим банку ценным бумагам, доходов от долевого участия в других банках и предприятиях; 20% при осуществлении кредитных вложений в размере не менее 50% от общих сумм в сельскохозяйственные предприятия и организации.
Допустим, прибыль банка, облагаемая налогом по основной ставке, составила 40 млн. руб., дивиденды — 6 млн. руб., прибыль от осуществления кредитных вложений в сельскохозяйственные предприятия — 30 млн. руб. Общая прибыль банка за отчетный период оценивается в 76 млн. руб., а средняя ставка налога — 30,4%[(40% -40 + 18% " 6 + 20% • 30): 76 • 100%].
Выше были рассмотрены
условные примеры расчета