Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа выполнена по теме «Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма». Целью данной работы было исследование ассортиментной и инновационной политики туристской организации. В ней рассмотрены основные понятия сферы туризма, понятия, характеризующие ассортиментную и инновационную политику. Охарактеризована инновационная и ассортиментная политика в сфере туризма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Общая характеристика основных понятий сферы туризма……………..6
Сфера туризма. Основные понятия и определения……………………........6
Основная характеристика туристской услуги……………………………….9
Глава 2. Понятие ассортиментной и инновационной политики…………...….…12
2.1. Основная характеристика инноваций и инновационной политики организации………..…………...……………………………...……………………12 2.2. Понятие политики. Характеристика ассортимента и ассортиментной политики организации ………………………...……...…….…………………......16
Глава 3. Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма…….….19
3.1. Инновационная деятельность в туризме………………………..……..……19
3.1.1 Применение новейших инновационных технологий в сфере туризма…………………………..…………………………..…..…………….…..21 3.1.1.1 Информационные технологии в туризм…..…..……….………………..21
3.1.1.2 Глобальные распределительные системы……..…………………...……23
3.1.1.3 Электронная коммерция…………………………………………………24
3.1.2 Продуктовые инновации в сфере туризма……….…………………….26
3.1.2.1 Тенденции развития авиационного транспорта………………………...27
3.1.2.2 Железнодорожный транспорт……………………………………...……29
3.1.2.3 Развитие морских круизов………………………………………….……30
3.1.2.4 Инновации в гостиничном бизнесе……………..…………………….…31
3.1.3 Инновационная модель организационной структуры туристической корпорации………………………………………………………………………….31
3.1.4 Маркетинговые инновации в сфере туризма……………………………34
3.1.4.1 Брендинг как инновационный инструмент продвижения туристического продукта………………...………….………………………..……34
3.1.5 Ассортиментная политика туристской организации…..…………...…...37
Заключение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

При характеристике ассортиментной и инновационной политики, данное понятие трактуется как образ  действий, направленный на достижение чего-нибудь.

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие [14].

Данная политика отвечает за формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели,  например,  компания,  может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов.

Рассмотрев, характеристику В.В. Зотова ассортиментной политики фирмы, следует  сказать, что под ассортиментной политикой фирмы понимаются процессы формирования оптимальной структуры ассортимента организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Оптимальность в данном случае будет определяться соответствием структуры ассортимента спросу, целям (в первую очередь финансовым) фирмы, требованиям текущего законодательства РФ и этическим нормам [15, с.6]. 

 Главная цель ассортиментной политики заключается в определении набора товаров или услуг, входящих в ассортимент организации, а также пропорции, в которых они должны быть произведены.

Критерии успешной ассортиментной политики с точки зрения производителя:

v Товары или услуги, произведенные данной организацией пользуются спросом;

v Емкость рынка устраивает организацию;

v Удовлетворенность занимаемой на рынке позицией;

v Удовлетворенность прибыльностью продукции или предлагаемых услуг;

v Продукция или дополнительные услуги удачно дополняют основной ассортимент товаров либо услуг;

Предметом ассортиментной политики является ассортимент. Ассортимент (фр. assonimeni) — состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в производственном и торговом предприятиях; перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам). Принято различать групповой и развернутый ассортимент (номенклатуру). Групповой ассортимент — это перечень различных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;  под  развернутым ассортиментом понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам — маркам, профилям, артикулу, модели, фасону, росту, размеру, цвету, рисунку, расфасовке, рецепту, упаковке и др.

Различают ассортимент услуг, ассортимент  продукции и торговый ассортимент:

• ассортимент услуг — набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации ассортимент услуг подразделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой [16, с.28-29]. Групповой ассортимент услуг включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг, например, образования, здравоохранения, дошкольных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, бытовые услуги и т.д. Видовой ассортимент услуг представляет собой расчленение группового ассортимента. Например, услуги транспорта подразделяются на услуги морского, речного, железнодорожного, воздушного, автобусного транспорта. Внутривидовой ассортимент услуг включает перечень конкретных работ, выполняемого в рамках определенного вида услуг. Например, в услугах парикмахерских могут значиться такие виды работ, как стрижка, завивка волос, маникюр и т.п.; в услугах прачечных – стирка белья, глаженье, крахмаление, ароматизация и др. Ассортимент предоставляемых услуг населению постоянно совершенствуется, появляются новые их виды и разновидности.

• ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учётом их качества и сортности.

• ассортимент товаров — группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент товаров, также, как и ассортимент услуг подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой:

1. Групповой  - перечень укрупненных товарных групп, на которые разбивается вся номенклатура товаров народного потребления, реализуемых в розничной торговой сети. Он включает такие группы, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, ткани, швейные изделия и т.д.

2. Видовой - ассортимент товаров, который отражает деление группового ассортимента на виды. Например, внутри группы молочных продуктов выделяют, такие как молоко, сливки, творог и т.д. Внутри группы тканей - хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и т.д.

3. Внутривидовой - ассортимент товаров,  который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т.д. Внутривидовой ассортимент называют также развернутым. Например, внутривидовым ассортиментом являются конкретные марки телевизоров, артикулы  шерстяных изделий, модели электробритв и т.д. В зависимости от детализации внутривидовой номенклатуры товаров народного потребления различают товары простого и сложного ассортимента. [15]

 

 

Глава 3. Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма.

 

3.1  Инновационная деятельность  в туризме.

 

Инновации  -  это  ничто иное, как действия по внедрению  достижений науки и техники в  технологии и управление, в том  числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением  услуг населению. Несомненно, к ним  относятся и туристские организации. Туризм, являясь в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туркорпораций фактором [19, с.3]. В ходе работы над данной темой, был сделан следующий вывод:  развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширение их ассортимента. В связи с этим, туристской фирме необходимо проводить инновационную и ассортиментную политику, соответствующую условиям, сложившимся на рынке, и требованиям времени. Для осуществления инновационной политики необходимо проанализировать:

  1. мотивы и причины появления инноваций;
  2. внутренние и внешние факторы, которые влияют на инновационную деятельность туристской фирмы;
  3. виды инноваций в сфере туризма;

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов.

На внедрение инноваций  в туризме влияет экономическая  ситуация в стране, социальное положение  населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт [19, с.37]:

• растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;

• насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);

• опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

• обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;

• необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

• гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;

• технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

• переход от экономики предложения к экономике спроса.

В работе выделены следующие факторы, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности туристских компаний:

• экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

• политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);

• организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);

• социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).

Все эти факторы зависят от состояния  внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной  деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе состояния внешней  среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

  • общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
  • действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
  • интенсивность и масштаб конкуренции;
  • состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);
  • возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, Особенно в регионах);
  • период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней  среды, сдерживающих инновационные  процессы в развитии туристского  бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:

  • политика и стратегия туристской компании;
  • наличие в коллективе работника-инициатора; безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;
  • всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;
  • использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;
  • наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;
  • необходимый уровень финансовых возможностей;
  • развитые коммуникационные системы;
  • организационно-техническая готовность к реализации новшества.

Таким образом, политика по внедрению инноваций в туризм зависит от множества объективных  и субъективных факторов. Кроме того существенно воздействуют на такую  политику фирмы и инновационные  процессы во смежных с туризмом областях. Вследствие этого  при анализе инновационной политики в сфере туризма невозможно обойти вниманием инновационные процессы в транспорте, средствах размещения.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) [20], в туристской сфере  развивается инновационная деятельность по трем направлениям:

1. Организационные инновации.  Внедрение нововведений, связанных  с развитием предприятия и  туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов, позиционирование туристского продукта и дающие ему конкурентные преимущества.

3. Продуктовые инновации – периодические нововведения, направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта.

4.  Технологические инновации  - применение новейших информационных  технологий и коммуникационных  систем.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

3.1.1  Применение новейших  инновационных технологий в сфере  туризма.

 

В данном разделе описываются  важнейшие технологические инновации  в сфере туризма. Наиболее важные из них: информационные технологии в  туризме, глобальные распределительные  системы, электронная коммерция.

 

3.1.1.1  Информационные  технологии в туризме.

 

Несмотря на быстрое  развитие информационных технологий, телекоммуникаций и электронной  торговли, большинство туристских организаций  только в середине 1990-х гг. стали  активно использовать Интернет в  своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что использование Интернета является главной внедренной инновацией последнего десятилетия. «Глобальная паутина» на сегодня является незаменимой составляющей деятельности туристской фирмы.

Информация о работе Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма