Ассортиментная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное.
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса.

Файлы: 1 файл

показатели ассортимента.docx

— 23.52 Кб (Скачать файл)

Широта ассортимента – количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.

Рассчитывается по формуле:

                     Кш = Шд/Шб*100%     

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями:

  • Действительной широтой (Шд) – фактическое количество видов,

разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличие (д).

  • Базовой широтой (Шб) – широта принятая за основу для сравнения.

В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или  техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное.

Широта может служить  косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости  от насыщенности рынка, а также от состояния спроса.

В условиях дефицита, когда  спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий  ассортимент товаров, поскольку  при большой широте требуется  дополнительные затраты на разработку и производства новых товаров.

В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того увеличиваются  транспортные расходы. Широта выступает  в качестве одного из критериев конкурентоспособности  фирмы.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Рассчитывается по формуле:

                          Кп = Пд/Пб*100%,      

Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут  быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим

количеством характеристик (свойств) товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что  потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств  товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать  о них потребителей.

Устойчивость  ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на один и те же товары.

Особенностью таких товаров  является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости рассчитывается по формуле:

                          Ку = У/Пд,      

Коэффициент устойчивости –  отношение количества видов, разновидностей  и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Пд).

Устойчивость связывается  со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и  наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия  устойчивого спроса и постоянного  пополнения товарных запасов на эти  товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности  спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможности  реализации товаров. Поэтому сроки  реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут  быть использованы при определении  рациональности ассортимента.

 

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых потребностей, рассчитывается по формуле:

                          Кн = Н/Пд        

Новизна характеризуется  действительным обновлением – количеством  новых товаров в общем, перечне (Н) и степенью обновления (Кн.), которая  выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (Пд) (или действительной широте).

В условиях насыщенного рынка  обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Причины обновления ассортимента:

  1. Замена товаров морально устаревших;
  2. Разработка новых товаров улучшенного качества;
  3. Проектирование  новых товаров, не имеющих аналогов;
  4. Расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ.

Следует учитывать, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для продавца связанно с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента должно быть рациональным.

 

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем, наборе. 

Показатели структуры  ассортимента могут иметь натуральное  или денежное выражение и носят  относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных  товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Выбор показателей структуры  ассортимента в том или ином выражении  определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность  в складских площадях, а также  площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При  анализе прибыльности отдельных  видов товаров учитывают структуру  ассортимента в денежном выражении.

 

Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей:

  1. отвечает запросам потребителей;
  2. соответствует регламентам;
  3. обеспечивает экономическую эффективность.

Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие  коэффициенты весомости (ρш, ρп, ρн, ρу)

Коэффициент рациональности рассчитывается по формуле:

         Кр= (Кш*ρш +Кп*ρп+Ку*ρу+Кн*ρн)/4

 

Ассортиментный  минимум (перечень) – минимально допустимое количество товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

С правилами осуществления  розничной торговли ассортимент  определяется продавцом самостоятельно с учётом ассортиментного минимума (перечня).

 

Гармоничность ассортимента – степень близости товаров разных групп на обеспечение рационального товародвижения реализации или использования.

 

Глубина ассортимента – характеризуется действительным абсолютным показателем (Гд) и базовым абсолютным показателем (Гб): 1) Разнообразие товаров внутри каждой позиции по широте; 2) Количество разновидностей продукции в одной ассортиментной группе или подгруппе.

            Кг = Гд/Гб


Информация о работе Ассортиментная политика