Ассортиментная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствование управления товарным ассортиментом;
анализ ассортиментной политики на примере ООО «Электросервис и Ко».

Файлы: 1 файл

дип.docx

— 171.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний  день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей  или оказанием, каких-либо видов  услуг.

Потребитель предъявляет всё новые, более  изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми  и долговечными. Торговые организации  вынуждены удовлетворять постоянно  возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Ошибки  при выборе товара, незнание его  свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка качества могут обернуться для предпринимателя  крупными потерями и убытками. Поэтому  будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении  различных групп товаров.

От неправильного  формирования ассортимента влияющего  на товарное предложение и потребительский  спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика  предприятия.

В работе освящены вопросы формирования торгового  ассортимента и основные направления  развития торговой сети в настоящее  время. Особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии, что является весьма актуальной темой для любого торгового предприятия.

Объектом  исследования работы является ООО «Электросервис и Ко».

Целью курсовой работы является изучение эффективной  ассортиментной политики фирмы и  теоретических аспектов выбранной  темы.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
  • изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
  • совершенствование управления товарным ассортиментом;
  • анализ ассортиментной политики на примере ООО «Электросервис и Ко».

 

 

1. Роль и значение ассортиментной политики в системе маркетинга

 

1.1 Сущность и принципы формирования ассортиментной  политики

 

Товарный  ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров,  входящих в состав торговли.

Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль  магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. [1]

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности товарного  предприятия в значительной степени  зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов  и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс  формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы  его товарной специализации и  размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности. [1]

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его  соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей. Так как успешное проникновение  и закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное  построение ассортимента товаров в  магазине предусматривает комплексное  удовлетворение спроса покупателей  в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

Важным  принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число  разновидностей товаров по отдельным  потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина  ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение этого  принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый  ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени  покупателей на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10].

Так же необходимо обратить внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделить следующие стадии:

  • внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
  • рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
  • зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
  • устаревшие – распродажа остатков товара.

Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации  и специфики обслуживаемого контингента  покупателей.

В процессе распределения отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. [5]

Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся  структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые  другие факторы.

 

1.2Показатели Оценки эффективности политики в области ассортимента

Одним из показателей товарного ассортимента характеризуются широтой, количеством  позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки  зрения общности потребителей, конечно  использования, каналов распределения  и цен.

Показатель  широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение  действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп  к базовому.

Кш = Шд / Шб * 100%

где, Шд – широта действительная,

Шб – широта базовая,

Кш – коэффициент  широты.

Широта  ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда  спрос превышает предложение  производитель и продавец диктует  свои цены на рынке. С увеличением  ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием конкурентно – способности торгового розничного предприятия.

Формирования  ассортимента – проблема подбора  конкретных товаров их отдельных  серий. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой  политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.

Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, берётся за основу потребительские  требования определённых групп. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы  подготовить "потребительскую" спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы  опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован  и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить  средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать  цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент  новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом  обычно подчинено руководителю службы маркетинга.

В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством  генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача – принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

Наряду  с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос  на одни и те же товары.

Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у  потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

Ку = У / Шб * 100%

где, У –  устойчивый спрос на определённый товар,

Шб – широта базовая,

Ку – коэффициент устойчивости.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

-Для универсамов  и гастронома – 0,90;

- Для универмагов  – 0,80;

- Для магазинов  обуви и одежды – 0,75;

- Для магазинов  по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров  – 0,85.

Широкий и устойчивый ассортимент товаров  в магазинах обеспечивается, комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Один  из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты  бывает

как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.

Информация о работе Ассортиментная политика