Ассортиментная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствование управления товарным ассортиментом;
анализ ассортиментной политики на примере ООО «Электросервис и Ко».

Файлы: 1 файл

дип.docx

— 171.51 Кб (Скачать файл)

Кп = Пд / Пб * 100%

где, Пд – полнота действительная,

Пб – полнота  базовая,

Кп – коэффициент полноты.

Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит  не только от торговой площади магазина, объёмов товарооборота.

Важными факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар  крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень  надёжности.

Обновление  ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.

Кн = Н / Шб * 100%

где, Н –  новизна товара,

Шб – широта базовая,

Кн – коэффициент новизны.

Постоянное  и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано  определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании  обновление ассортимента так же должно быть рациональным.

Показатели  структуры ассортимента выражается в натуральном или денежном выражении. Когда преобладание дорогих или  дешёвых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платёжеспособность сегмента потребителей на который ориентируется  торговая организация. Относительный показатель структуры (Ci) отдельных товаров (I).

Ci = Ai / Si

где, Ci – относительный показатель структуры,

Ai – показатель отдельных показателей,

Si – показатель отдельных показателей.

Показатель  гармоничности выражает специализацию  магазина и его отдельных секций.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров  разных групп, характеризующее степень  их близости по обеспечению рационального  товародвижения, реализация и использования.

Гармоничность даёт качественную характеристику товару и носит описательный характер.

 

1.3 Основные этапы разработки ассортиментной политики торгания

 

Сущность  формирования ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям  определенных категорий покупателей [7, c.4].

Формирование  ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения  соотношений между "старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и серийного производства, "наукоемкими" и "обычными" товарами, овеществленными  товарами и или лицензиями и "ноу-хау". При формировании ассортимента возникают  проблемы цен, качества, гарантий, сервиса.

Формированию  ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения, при этом за основу принимаются, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка) [8, c.18].

Ассортиментная  концепция выражается в виде системы  показателей,

характеризующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:

-разнообразие  видов и разновидностей товаров  (с учетом типологии потребителей);

-уровень  и частота обновления ассортимента;

-уровень  и соотношения цен на товары  данного вида и др. [13, c.119].

Цель  ассортиментных концепций – сориентировать организацию на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и  разнообразию спроса конкретных покупателей.

Подкрепленная мерами организационного и иного  характера ассортиментная концепция  может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием  реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная – систему мер  по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный  характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности  выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки [16, c.98].

Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров организации  и спросом на них связано с  определением и прогнозированием структуры  ассортимента. Прогноз структуры  ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие  важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам, а  в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи [19, c.225].

Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия  меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Суть  проблемы формирования ассортимента состоит  в планировании фактически всех видов  деятельности, направленных на отбор  продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в  соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции – непрерывный  процесс, продолжающийся в течение  всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы [16, c.99].

Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:

1. Определение  текущих и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках.

2. Оценка  существующих аналогов конкурентов  по тем же направлениям.

3. Критическая  оценка выпускаемых предприятием  изделий в том же ассортименте, но уже с позиции покупателя.

4. Решение  вопросов, какие продукты следует  добавить в ассортимент, а какие  исключить из него из-за изменений  в уровне конкурентоспособности;  следует ли диверсифицировать  продукцию за счет других направлений  производства предприятия, выходящих  за рамки сложившегося профиля.

5. Рассмотрение  предложений о создании новых  продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах  и областях применения товаров.

6. Разработка  спецификаций новых или улучшенных  продуктов в соответствии с  требованиями покупателей.

7. Изучение  возможностей производства новых  или усовершенствованных продуктов,  включая вопросы цен, себестоимости  и рентабельности.

8. Проведение  испытаний (тестирование) продуктов  с учетом потенциальных потребителей  в целях выяснения их приемлемости  по основным показателям.

9. Разработка  специальных рекомендаций для  производственных подразделений  предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии  с результатами проведенных испытаний,  подтверждающих приемлемость характеристик  изделия или предопределивших  необходимость их изменения.

10. Оценка  и пересмотр всего ассортимента.

Формирование  ассортимента – неотъемлемая часть  маркетинга. Даже хорошо продуманные  планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при формировании ассортимента [7, c.9].

Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям  службы маркетинга предприятия, которые  должны решать вопрос о том, когда  более целесообразно вложить  средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать  цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент  новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним [16, c.101].

 

 

 

 

 

 

2. Оценка  эффективности ассортиментной политики  на ООО «Электросервис и Ко»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

«Электросила» - это одна из крупнейших в Белоруссии розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники. Торговая сеть «Электросила» представляет собой синхронно работающий технологический комплекс, специализирующийся на оптовой и розничной реализации электроники под товарным знаком Электросила.

Торговая  сеть «Электросила», основанная в 1995 году, к настоящему времени имеет разветвленную, постоянно растущую торговую сеть. По состоянию на начало ноября 2011 года сеть насчитывает 10 магазинов , в т.ч. 7 – в Минске, остальные  – в регионах, в ноябре 2012 откроются еще 2 магазина. Сеть также располагает 4 крупными складскими терминалами.

В 2007 году Компания совместно с Компанией  «HiTechnic» запускает

новый проект – доставка и установка бытовой  техники и электроники любой сложности

  • 2008 год – открытие магазинов формата «ЭТО»
  • 2009 год – запуск нового проекта «HiTechnic»
  • 2009 год – введение «Стандартных рабочих процедур»
  • 2009 год – доля рынка составляет 60%, оборот 6млн.$.

Торговая  сеть «Электросила» входит в тройку лидеров белорусского рынка ритейла электроники и является одной из самых быстрорастущих розничных сетей в своём сегменте рынка.

Финансовое  положение предприятия обуславливается  в немалой степени его деловой  активностью. В критерии деловой  активности включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны  развития деятельности предприятия, объем  реализации товара и услуг, прибыль, показатели оборачиваемости активов  и пассивов. Данная группа показателей  характеризует, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Электросервис и Ко» ведется главным бухгалтером. Рассмотрим основные показатели деятельности на примере таблицы 1.

 

Основные показатели деятельности предприятия

Показатели

Год

Изменение (+;-)

Темп изменения, %

2009

2010

2011

2010 к   2009

2011   к 2010

2010  к 2009

2011  к 2010

Выручка от реализации товара (млрд. руб.)

4054,4

4304,6

4311,8

250,2

7,2

106,17

100,17

Стоимость      реализованного товара

(млрд. руб.)

3765,5

3965,6

3937

200,1

-28,6

105,31

99,28

Валовая прибыль

(млрд. руб.)

288,9

339

374,8

50,1

35,8

117,34

110,56


Примечание:

 

Анализ  деловой активности, проведенный  в таблице 2 показывает, что выручка  от реализации товаров в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась  на 250,2 млрд. руб. или на 6,17%.

В 2011 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2010 годом 7,2 млрд. руб. или 0,17%.

Стоимость проданных товаров в предприятии  ООО «Электросервис и Ко» в 2009 году составила 3765,5 млрд. руб., в 2010 году - 3965,6 млрд. руб., в 2011 году - 3973 млрд. руб., то есть, наблюдается увеличение Стоимости  на 200,1 млрд. руб. или 5,31% в 2010 году по сравнению  с 2009 годом и сокращение на 286 млрд. руб. или 0,72% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Валовая прибыль ООО «Электросервис и  Ко» за исследуемый период имеет  ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2009 году она составила 288,9 млрд. руб., в 2010 году - 339 млрд. руб., в 2011 году - 374,8 млрд. руб. Темп изменения в 2010  году составил 10,56%,а в 2011 году - 17,34%.

Происходящие  изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки.

Рп2009 = (288,9 млрд. руб. / 4054,4 млрд. руб.) * 100% = 7,13%

Рп2010 = (339 млрд. руб. / 4304,6 млрд. руб.) * 100% = 7,88%

Рп2011 = (374,8 млрд. руб. / 4311,8 млрд. руб.) * 100% = 8,0%

Как показывают вышеприведенные расчеты рентабельность продаж ООО «Электросервис и Ко»  увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует  коммерческую деятельность предприятия.

Таким образом, в целом за период 2009 - 2011 гг. наблюдается  тенденция роста основных показателей  деятельности.

Информация о работе Ассортиментная политика