Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инновационной политики и выделить ее принципы
2. выделить основные элементы регулирования инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

курсовая Пинчук ольги.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной жизни очень  часто встречаются такие термины, как научно-технический прогресс, инновация, нововведение, ноу-хау. И  с каждым годом все чаще об этих понятиях рассуждают на телевизионных  каналах; эти понятия пестрят  в прессе; не редко они проскальзывают на радиоволнах.

В инновационной экономике  знания, информация превращаются из латентного в определяющий фактор экономического роста. От развития национальной науки  все в большей мере зависит  возможность страны по обеспечению  ее конкурентоспособности и технологической  безопасности. Возросший уровень  затрат на создание рабочих мест в  высокотехнологичной сфере производства требует все больших начальных  капиталовложений. Приток инвестиций и трансферт технологий лимитируются главным образом наличием в стране благоприятного инвестиционно-инновационного климата.

Инновационная экономика  предъявляет требования к ускоренному  развитию инновационной культуры социума, формированию креативного образа мышления у индивидов. Потребительское отношение  к природе уступает место стратегии  устойчивого развития.

Научно-технический прогресс трактует государству необходимость  применения все более действенных  механизмов стимулирования процессов  разработки, внедрения и использования  нововведений. Инновационная парадигма  экономического развития приходит на смену научно-технической, формируя под себя новые постулаты и  императивы.

В результате, как ответ  на вызов современности, в системе  исполнительной власти спонтанно выстраивается  механизм государственного регулирования, определяемый как инновационная  политика. Эффективность последней  напрямую зависит от степени ее обоснованности: уровня разработки теоретических основ, наличия действенных механизмов целеполагания.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Постоянная научно-техническая  деятельность, и как результат  – множество нововведений, является неотъемлемым атрибутом самых высокоразвитых государств мира. Высокую ступень  развития занимают такие государства, как США, Япония, некоторые страны Западной Европы.

Вышеназванные государства  тратят огромные усилия, а также  «кругленькие» суммы денежных средств  на развитие науки, техники, на строительство  научно-технических лабораторий, стимулируют  введение инноваций в экономику  и производство, всячески поощряют научных деятелей за проделанную  работу, осуществляемую с целью научных  открытий.

Неужели действительно научно-технический  прогресс и в дальнейшем будет  основным двигателем развития мировой  экономики? Неужели научно-технический  прогресс является таким понятием, о котором стоит говорить?

И ответ утвердительный.

Поэтому в данной курсовой работе будет раскрыта суть и содержание научно-технического прогресса и  инновационной деятельности, а также  использование научно-технического потенциала в развитых зарубежных странах  и в Республике Беларусь.

Объектом исследования является национальная политика Беларуси. Предметом  исследования является инновационная  политика Республики Беларусь.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной  политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие инновационной политики и выделить ее принципы
  2. выделить основные элементы регулирования инновационной деятельности
  3. Проанализировать механизм реализации инновационной политики в Республике Беларусь
  4. Разработать предложения по развитию экономических методов стимулирования инновационной деятельности

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инновации в системе экономических отношений

 

 

Инновациями называются нововведения как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, внедренного  на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого  в практической деятельности, либо в новом подходе к организации  и управлению производством [5, c. 14].

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В.Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования[6, c. 34].

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

– использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  – продажа);

– внедрение продукции  с новыми свойствами;

– использование нового сырья;

– изменения в организации  производства и его материально-технического обеспечения;

– появление новых рынков сбыта[6, c. 36].

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной  деятельности:

1) инструментальная подготовка  и организация производства (приобретение  производственного оборудования  и инструмента, изменения в  них, а также в процедурах, методах  и стандартах производства и  контроля качества изготовления  нового продукта или применения  нового технологического процесса);

2) пуск производства и  предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

3) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

4) производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения  производственных процедур, технических  спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая  новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению  к инновации выступает как  потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно – технические инновации  характеризуют конечный результат  научно-производственного цикла, который  выступает в качестве особого  товара – научно-технической продукции  – и является материализацией  новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей[5, с. 98].

Из сказанного следует, что  инновацию-результат нужно рассматривать  с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны  все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое[5, c. 28].

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями и потребителями.

Диффузия инновации –  процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам  между членами социальной системы  во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже  однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения[6, c. 43].

Инновационный процесс имеет  циклический характер, что демонстрирует  хронологический порядок появления  новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация  – это такой технико-экономический  цикл, в котором использование  результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические  изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

К техническим инновациям относятся: новые продукты, новые  технологии или новые услуги. Часто  успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при  внедрении нового продукта, новой  технологии и новых услуг. Технические  нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие предприятия. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по усовершенствованию изделий и наименьший – модификационные нововведения[6, c. 78].

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее  технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции[7, с. 25].

С учетом последовательности проведения работ и реализации отдельных  этапов жизненный цикл инноваций  рассматривается как инновационный  процесс. 

 

 

1.2 Основные элементы государственного регулирования инновационной деятельности

 

 

Для отдельных стран развитие именно инновационной деятельности стало стартовой площадкой в  процессе экономического подъема. При  этом необходимым условием для становления  и развития инновационной системы  является наличие не только благоприятной экономической, но и отвечающей требованиям сегодняшнего дня правовой среды.

Точкой отсчета для  формирования нормативной правовой базы можно обоснованно считать  принятие в 1993 г. законодательного акта, являющегося и до настоящего времени  основополагающим в сфере инноваций, – Закона Республики Беларусь «Об  основах государственной научно-технической  политики».

Названный Закон заложил  основы для формирования и развития инновационной деятельности, определив  основные понятия в сфере инноваций, принципы государственной политики и государственного управления в  данной сфере, урегулировал отношения  между государственными органами и  субъектами инновационной деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической  политики.

Значительное место в  деле становления правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность, принадлежит  актам Главы государства. В числе наиболее значимых актов следует отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. №7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», указы Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. №244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях», от 23 августа 2000 г. №456 «Об отчислении средств в инновационные фонды хозяйственных обществ, имеющих доли (акции) государственной собственности в уставных фондах», от 31 августа 2000 г. №479 «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности», от 5 июля 2002 г. №362 «О дополнительных мерах государственной поддержки науки».

Вышеприведенные акты Главы  государства направлены на активизацию  инновационной деятельности в республике, в частности, посредством стимулирования формирования инновационных фондов, создаваемых государственными органами, в том числе местными исполнительными  и распорядительными органами, и  использования их средств; создания условий для использования инноваций  в производстве продукции, поощрения  научных работников.

Информация о работе Инновационная политика