Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование вопросов эффективности менеджмента организации и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента на примере ООО «Проминдустрия».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «эффективность менеджмента»;
- исследовать факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
- определить стратегические альтернативы и осуществить выбор стратегии;
- рассмотреть технико-экономические показатели и организационную структуру организации ООО «Проминдустрия»;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Проминдустрия»;
- провести анализ и дать оценку существующей системы менеджмента;
- предложить проект мероприятий по совершенствованию эффективности менеджмента в ООО «Проминдустрия»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Содержание понятия «эффективность менеджмента организации»……..5
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента………………….…6
1.3. Социальная ответственность и организационная культура…………...…..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПРОМИНДУСТРИЯ»
2.1. Технико-экономическая характеристика и организационная структура организации ООО «Проминдустрия»…………………………………………..13
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
ООО «Проминдустрия»…………………………………………………………23
2.3. Анализ и оценка существующей системы менеджмента организации ООО «Проминдустрия»…………………………………………………...…….31
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПРОМИНДУСТРИЯ»
3.1. Рекомендации по разработки эффективной стратегии управления в ООО «Проминдустрия»…………………………………………………….………….39
3.2. Разработка мероприятий по рационализации управления организации ООО «Проминдустрия»…………………………………………………………43
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий в организации
ООО «Проминдустрия»………………………………………………...……….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Средневзвешенная оценка критерия определяется по формуле:

,      (1)

где  n – количество экспертов, чел.;

n i – оценка эксперта (от 0 до 5);

v – вес (значимость) критерия.

         Интегральная оценка эффективности каждого элемента системы управления представляет собой сумму оценок критериев.

Основой системы управления системы управления является организационная структура, которая выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования хозяйствующего субъекта. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы организации.

Оценка структуры управления представлена в таблице (Приложение 1). ООО  «Проминдустрия» имеет линейно - функциональную структуру, представленную. Такой тип структуры характерен для небольших российских предприятий и отличается своими достоинствами и недостатками. В результате экспертной оценки структуры можно говорить о ее достаточно хорошем уровне ее организации.

Эффективность системы целей в целом (Приложение 2) находится на хорошем уровне. Наиболее низкое значение получило само наличие «Дерева целей» в виду своей недостаточной проработанности, а наиболее высоко оценена миссия ООО «Проминдустрия».

Низкую экспертную оценку получил критерий стратегии управления развития (Приложение 3). Это связано, во-первых, с недостаточно хорошей адаптацией ООО «Проминдустрия», а, во-вторых, с невниманием к структурной организации стратегической работы на предприятии, недостаточной активностью отдела анализа рынка. Наименьшую оценку получил именно уровень работы подразделения менеджмента. Более подробны анализ стратегии управления ООО «Проминдустрия» будет приведен ниже.

Показатель состояния аппарата управления находится также на достаточно высоком уровне. Единственным недостатком в этой области является довольно низкая квалификация работников.

Система информационного обеспечения ООО  «Проминдустрия» находится на достаточно высоком уровне. Наиболее развитые направления – документооборот и обеспечение информационной безопасности. Недостаточен уровень информационной осведомленности, не всегда все информационные потоки доводятся до работников организации.

Показатель уровня организационной культуры – наиболее низкий среди остальных. На него влияют рассмотренные ранее недостатки в формулировании целей ООО  «Проминдустрия», доведении информации до работников, а также недостаточного образования и квалификации работников. Организационная культура ООО  «Проминдустрия» довольно «тонкая». Также наблюдаются проблемы с осознанием работников своего места и климатом в коллективе.

Процесс управления организован на хорошем уровне, однако наблюдается недостаток использования современных методов управления и проблемы с осуществлением аналитической функции.

Итоговая оценка системы управления представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3. Экспертная оценка системы управления ООО «Проминдустрия»

Как видно, на рисунке 2.3, наиболее развитым направлением является система информации ООО «Проминдустрия», а наименее организованными – стратегия развития и организационная культура.

Таким образом, в работе дана качественная оценка управления системы управления ООО «Проминдустрия». Для количественной оценки рассчитаем показатели,

Система стратегического управления (ССУ) является тем регулятором системы управления предприятием, который, совместно с системами оперативного (СОУ) и текущего (СТУ) управления, обеспечивает стабильность развития объекта управления на основе обоснованного целеполагания и достоверного прогнозирования будущего качественного и количественного состояния организации. В этом случае качество управления объектом определяется достоверностью прогнозирования.

Систему управления предприятием можно представить и следующим образом:

СУ = (ССУ, СОУ, СТУ, ОУ),

где ОУ — объект управления;

СТУ = [управление экономикой, управление финансами, управление производством, управление снабжением, управление продажами, управление качеством, управление кадрами, капитальное строительство] – система текущего управления с временным циклом функционирования 1 – 3 месяца;

СОУ = [управление экономикой, управление финансами, управление производством, управление снабжением, управление продажами, управление НИОКР, управление качеством, управление кадрами, капитальное строительство] – система оперативного управления с временным циклом функционирования 1 – 2 года;

ССУ = [команда, философия бизнеса и менеджмента, управление маркетингом, управление процессами, управление процедурами, управление интеграцией] – система стратегического управления организации с временным циклом функционирования 3—5 лет.

В настоящее время высшим руководителям желательно знать, насколько эффективно функционирует на их организациях ССУ. Проведем диагностику системы стратегического управления ООО «Проминдустрия» с помощью независимых экспертов по следующим критериям:

1) качество команды  организации;

2) философские основы бизнеса и управления предприятием;

3) качество управления циклом (бизнес-процессами) стратегического управления;

4) качество управления процедурами  стратегического управления;

5) качество управления маркетингом;

6) интеграция внутрифирменного  управления.

Каждый из этих критериев представляет собой совокупность параметров, которые необходимо оценить по 10-ти балльной шкале (1 – минимальная оценка, 10 – максимальная оценка). Кроме того, важно также оценить вес (важность) каждого критерия для организации. После проведения некоторых математических расчетов можно визуализировать состояние ССУ и получить совокупную оценку ее состояния. В таблице 2.11 приведены результаты индивидуальной экспертной оценки критериев системы стратегического управления ООО «Проминдустрия».

 

Таблица 2.11.

 Оценка критериев  системы стратегического управления ООО «Проминдустрия».

Наименование критерия

Весомость параметра (а)

р

 

а*р

1. Качество команды организации

0,368

5

1,84

2. Философия бизнеса и  менеджмента 

0,193

2

0,386

3. Управление маркетингом

0,195

3

0,585

4. Управление процессами

0,097

3

0,291

5. Управление процедурами

0,041

3

0,123

6. Управление интеграцией

0,070

3

0,210

Суммарная оценка критериев

3,435


Как видно из таблицы 2.11 суммарная оценка критериев составила 3,435.

На рисунке 2.11. показано состояние ССУ ООО «Проминдустрия», которое можно охарактеризовать как неудовлеторительное.

Дадим более подробную характеристику каждому критерию. Команда – творческая, компетентная, высокомотивированная группа руководителей и специалистов. Качество команды ООО «Проминдустрия» оценим, исходя из количества работников в возрасте не старше 40 лет, и работников, имеющих высшее образование.


Рисунок 2.4. Состояние ССУ ООО «Проминдустрия»

Сведем полученные результаты в таблицу 2.12.

Таблица 2.12.

 Оценка качества команды  ООО «Проминдустрия»

Критерий

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Количество работников в возрасте до 40 лет

539

500

492

Доля в общей численности

0,35

0,34

0,34

Количество работников, имеющих высшее образование

193

172

172

Доля в общей численности

0,13

0,12

0,12


Исходя из представленных в таблице 2.12. результатов, доли работников организации в возрасте до 40 лет и работников с высшим образованием остается стабильной в течение рассматриваемого периода. При этом абсолютное количество работников рассматриваемых категорий снижается от года к году, как и среднесписочная численность работников организации.

Качество команды ООО «Проминдустрия» возможно оценить, как низкий, так как доля работников моложе 40 лет составляет 35%, а доля работников с высшим образованием только 12% от общей численности персонала. Данная оценка позволяет сделать вывод о «качестве» персонала. Для более глубокого анализа необходимо оценить кадровый потенциал с позиции инициативности, креативности и активности работников. Однако такая оценка затруднительна в силу отсутствия необходимой информации.

Философия бизнеса и менеджмента – миссия, будущий образ организации, ценности – как элементы самоорганизующейся системы. Следует отметить, что миссия ООО «Проминдустрия» не сформулирована.

Для развития системы менеджмента руководству ООО «Проминдустрия» следует принять экстренные меры по совершенствованию своей системы управления. Совершенно очевидно, что предприятие не имеет сплоченной команды. Решение этой проблемы возможно с помощью привлечения к управлению высокопрофессиональных, порядочных и приверженных предприятию людей. Предприятию также целесообразно развивать свою систему подготовки и обучения руководителей и их резерва.

Состояние системы менеджмента ООО  «Проминдустрия» можно определить как неудовлетворительное. Команда ООО «Проминдустрия» не достаточно эффективна. На предприятии отсутствует система управления маркетингом и не определена философия бизнеса. Управление процессами, процедурами и интеграцией на предприятии осуществляется в рамах текущей деятельности. Не существует четко разработанных систем управления процессами управления, процедурами и интеграцией в рамках менеджмента на исследуемом предприятии. Для ООО  «Проминдустрия» характерен авторитарный механизм принятия решений. В условиях снижения эффективности деятельности организации за последние три года, под влиянием воздействий внешней среды и жесткой конкуренции руководству ООО  «Проминдустрия» следует принять экстренные меры по совершенствованию своей стратегического системы управления. Главным образом, необходимо сосредоточиться на разработке эффективной стратегии  управления  на ООО  «Проминдустрия», учитывая угрозы со стороны внешней среды и ориентируясь на сильные стороны.

Как уже упоминалось ранее, определению стратегии развития предшествует осознание миссии и целей организации. Применительно к ООО «Проминдустрия» миссия может быть сформулирована следующим образом: " Миссия ООО «Проминдустрия» - обеспечивать потребителей более качественными стройматериалами.

  Таким образом,  предлагается разработать эффективную стратегию управления деятельности ООО «Проминдустрия»  посредством создания  эффективной системы менеджмента и на основе метода сценариев выбрать одну из предложенных альтернативных стратегий ООО «Проминдустрия».

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПРОМИНДУСТРИЯ»

3.1. Рекомендации по разработки эффективной стратегии управления в ООО «Проминдустрия»

Стратегический механизм эффективности управления деятельности является наиболее приемлемым для ООО «Проминдустрия». Однако его следует применять с корректировкой. На первый план следует выносить не саму стратегию и стремиться реализовать ее в любых условиях, а необходимо изменять существующую стратегию адекватно изменениям во внешнем окружении. Процесс формирования эффективной стратегии, ориентированной на внешние изменения, представлен на рисунке 3.1.


 

 

 

 

Рисунок 3.1. Процесс формирования эффективной стратегии менеджмента, ориентированной на внешние изменения

Как представлено на рисунке 3.1., постоянное изменение внешней среды приводит к тому, что каждая реальная стратегия организации состоит из двух компонентов – заранее запланированных действий (плановая стратегия) и «ответной» реакции на изменение ситуации или механизма приспособления. В таблице 3.1. предложена модель процесса разработки эффективной стратегии управления на предприятии, в рамках которой систематизирована структура и задачи его этапов. Как видно из таблицы 3.1., формирование эффективной стратегии – сложный и ответственный процесс, который позволит предприятию повысить устойчивость к изменениям внешней среды, обеспечить устойчивую позицию в условиях обострения конкуренции, так как учитывает внутреннюю и внешнюю составляющие среды функционирования организации.

Таблица 3.1

 Процесс разработки эффективной стратегии управления

Основные

этапы процесса разработки стратегии

Реализация возможностей

Стратегический анализ

- выявление конкурентной  ситуации на локальных и глобальных  рынках;

- выявление во внешней  среде организации реальных возможностей для развития предпринимательской деятельности и формирования конкурентных преимуществ;

- выявление реальных угроз, исходящих из внешней среды организации, преодоление и учет которых необходимо предусмотреть;

- выявление сильных сторон организации для формирования и усиления конкурентных преимуществ, развития и расширения бизнеса;

- выявление слабых сторон организации для нейтрализации или устранения;

- определение стратегической  позиции организации в бизнес-пространстве для выявления стратегического потенциала и возможностей его развития

Целеполагание

- согласование требований  рынка и возможностей организации в комплексной целевой модели;

-  развитие организационной  культуры организации, стратегического мышления персонала как основы преодоления любых негативных воздействий;

- демонстрация необходимости  и полезности организации для окружающей среды, сотрудников, партнеров, акционеров, общества в целом;

- выявление целевых приоритетов  в развитии деятельности для  формирования и усиления конкурентных преимуществ организации

Выбор стратегических альтернатив

- формирование четкой  направленности действий по достижению  поставленных целей с учетом реальных возможностей внешней среды и сильных сторон организации;

- вовлечение в развитие  предпринимательской деятельности организации заинтересованных субъектов рынков;

- оптимизация всех параметров  развития и сокращения организации в соответствии с адаптивными реакциями организации на возникающие идеи и изменяющиеся в бизнес-пространстве и внутренние условия функционирования

Формализация стратегии

- учет всех тенденций  внешней среды, а также перспектив  развития и  взаимоувязывание их конкретными стратегическими (маркетинговыми, производственными, финансовыми, кадровыми, инновационными и др.) целями и стратегиями организации, обеспечивающими повышение эффективности деятельности организации. Выбор и формализация стратегий.

Информация о работе Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности