Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).
Разделами возрастной психологии являются следующие:
1) детская психология
– отрасль психологической
2) психология юности –
отрасль психологической науки,
3) психология зрелого
возраста изучает
4) геронтопсихология –
отрасль психологической науки,
Понятие «возраст» разделяют
на психологический и
2 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ
В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.
1. Развитие психики и
поведения ребенка,
2. Влияние на развитие
психики ребенка обучения и
воспитания, причем как спонтанного,
стихийного, так и специально
организованного. На данный
3. Проблема, обусловленная
возможностями ребенка,
4. Сравнение и выявление
наиболее влияющих на
5. Выявление основной
определяющей психического
3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В возрастной психологии выделяется несколько разделов:
1) детская психология;
2) психология юности;
3) психология зрелого возраста;
4) геронтопсихология.
Детская психология – отрасль
психологической науки, изучающая
условия и движущие силы развития
психики детей, а также закономерности
функционирования ребенка как личности.
Детская психология занимается исследованием
деятельности детей, особенностями
этого процесса. Этот раздел включает
в себя исследование детей с момента
рождения до наступления юности, т.
е. детей до 14–15 лет. Детская психология
изучает формирование и становление
ребенка как личности, его развитие
в раннем детстве, дошкольном, начальном
школьном, подростковом периодах. Она
также исследует кризисы
Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.
Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.
Геронтопсихология выявляет
инволюционные тенденции
4 СВЯЗЬ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Общая психология, изучая человека,
исследует его личностные особенности
и познавательные процессы (а это
все психологические функции, такие
как речь, мышление, воображение, память,
ощущения, внимание, восприятие), благодаря
которым человек познает
Личность включает в себя свойства, которые определяют дела, поступки человека, эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивации, темперамент, характер и волю. Теоретические и практические знания о воспитании и обучении детей неразрывно связаны со всеми отраслями психологии, такими как:
1) генетическая психология;
2) психофизиология;
3) дифференциальная психология;
4) возрастная психология;
5) социальная психология;
6) педагогическая психология;
7) медицинская психология.
Генетическая психология
Педагогическая психология занимается изучением процессов воспитания и обучения, созданием их новых методов, учитывая особенности каждого возраста.
Медицинская психология (а также патопсихология и психотерапия) изучает возникающие отклонения в психике и поведении человека от принятой нормы.
Главными целями этих отраслей
психологии являются исследование и
объяснение причин возникновения различных
психических нарушений и
Существует еще одна отрасль
в психологии – юридическая, которая
имеет большое значение в воспитании.
Она исследует возможности
Сама возрастная психология делится на несколько разделов: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.
Все эти отрасли психологии тесно взаимосвязаны, так как незнание или непонимание одной из них является большим недостатком в процессе формирования обучения и воспитания. Психологические процессы каждого возраста имеют свои особенности, и, для того чтобы избежать или грамотно устранить возникающие проблемы, необходимы знания иных отраслей психологии.
5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Методами исследования возрастной психологии являются:
1) наблюдение;
2) опрос;
3) эксперимент;
4) моделирование.
Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.
Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).