Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.

Файлы: 1 файл

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (шпорка).docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря  активному участию в играх, требующих  сознательного запоминания каких-либо предметов, действий,

 

слов, а также благодаря  постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений  старших.

 

Дошкольникам свойственно  не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное  запоминание. К механическому запоминанию  они прибегают лишь тогда, когда  затрудняются понять и осмыслить  материал.

 

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и  эмоциональная память.

 

Воображение дошкольников имеет  свои особенности. Для 3—5-летних детей  характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое  за день детьми воспроизводится в  образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора  в виде игрушек, предметов, выполняющих  символическую функцию.

 

Первые проявления воображения  можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка  накапливается некоторый жизненный  опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения  имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

 

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение  скупо.

 

30 КРИЗИС 6–7 ЛЕТ. СТРУКТУРА  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К  ОБУЧЕНИЮ

 

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному  обучению.

 

Становление ее предпосылок  обусловлено кризисом 6–7 лет, который  Л. С. Выготский связывал с утратой  детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных  переживаниях (т. е. обобщением переживаний).

 

Е. Д. Божович связывает  кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет  выполнять социально значимую и  социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в  школе.

 

К 6–7 годам выделяются две  группы детей:

 

1) дети, которые по внутренним  предпосылкам уже готовы стать  школьниками и осваивать учебную  деятельность;

 

2) дети, которые, не имея  этих предпосылок, продолжают  оставаться на уровне игровой  деятельности.

 

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе  рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны.

 

Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым  для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже  относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его  организацией.

 

Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить  перед собой задачу запомнить  что-либо. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с  его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память.

 

Речь ребенка ко времени  поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически  правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже  может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.

 

Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность  выстраивать свое поведение таким  образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью  сиюминутных желаний.

 

Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки  зрения их общественной значимости.

 

Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к  школьному обучению.

 

31 ПОДРАЖАНИЕ И ЕГО  РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

Подражание имеет большое  значение для становления личности, формирования интеллектуальных способностей и социальной адаптации ребенка.

 

Л. С. Выготский говорил  о его роли в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности.

 

На каждом этапе своего развития ребенок сталкивается с  новыми задачами, новой социальной ситуацией, ориентироваться в которой  ему помогает подражание. При подражании взрослым у него формируются новые  формы поведения.

 

Уже в период 1-го года жизни  ребенок может повторять за взрослыми  некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения.

 

В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые  вокализации. Он может имитировать  различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает  мимике взрослого и его жестикуляции.

 

После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации.

 

Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с  предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ  предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее  ребенок начнет имитировать их.

 

Со 2-го года жизни ребенок  становится более активным, увеличивается  количество его подражательных движений.

 

Взрослый становится для  него примером, глядя на который, ребенок  начинает активно взаимодействовать  с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая  вид, что читает ее, и т. д. Это обусловливает  у него формирование нового вида деятельности – предметной игры.

 

Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые  в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и  пр.

 

В 3 года подражание ребенка  все больше становится похожим на поведение взрослых.

 

В дошкольный период подражание становится глубже и охватывает большие  стороны жизни. Ребенок повторяет  не только действия с предметами, но и старается отразить особенности  поведения и общения взрослых.

 

32 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ  ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

 

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени  дети проводят в играх.

 

Дошкольный период делится  на старший дошкольный и младший  дошкольный возраст, т. е. от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются.

 

Изначально они носят  предметно-манипуля-тивный характер, к 7 годам становятся символическими и сюжетно-ролевыми.

 

Старший дошкольный возраст  – это то время, когда почти  все игры уже доступны детям. Также  в этом возрасте зарождаются такие  виды деятельности, как труд и учение.

 

Этапы дошкольного периода:

 

1) младший дошкольный  возраст (3–4 года). Дети этого  возраста чаще всего играют  одни, их игры предметны и служат  толчком для развития и совершенствования  основных психических функций  (памяти, мышления, восприятия и т.  д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым  играм, в которых отражается  деятельность взрослых;

 

2) средний дошкольный  возраст (4–5 лет). Дети в играх  объединяются во все большие  группы. Теперь для них характерна  не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения  между собой, появляются ролевые  игры. Дети распределяют роли, устанавливают  правила и следят за их соблюдением.

 

Темы для игр могут  быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте  детей. В этот период формируются  лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая  форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представления. Сначала ребенок рисует то, что  видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший  дошкольный возраст (5–6 лет). Для этого  возраста характерно формирование и  освоение элементарных трудовых навыков  и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического  мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

 

Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование. Важны и художественно-творческая деятельность детей, занятия музыкой.

 

33 НОВООБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО  ПЕРИОДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

Самыми важными новообразованиями  в начальный период школьной жизни  являются произвольность, рефлексия  и внутренний план действий.

 

С появлением этих новых  способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения –  переходу к обучению в средних  классах.

 

Возникновение этих психических  качеств объясняется тем, что, придя  в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

 

Ребенку следует научиться  управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей  и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для  достижения цели, избегая или преодолевая  возникающие сложности.

 

Изначально дети, решая  различные задачи, сначала обсуждают  пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний план действия.

 

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и  аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных  умозаключений и рассуждений  ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

 

Значимым является еще  одно новообразование – умение управлять  собственным поведением, т. е. саморегуляция  поведения.

 

До того как ребенок  поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные  желания (бегать, прыгать, разговаривать  и т. д.).

 

Попав же в новую для  себя ситуацию, он вынужден подчиняться  установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время  урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

 

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это  требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в  формировании которых ему должен помочь взрослый.

 

34 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.  РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ

 

В период младшего школьного  возраста осуществляется развитие таких  психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень  развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и  формы предметов. Высок уровень  развития зрительного и слухового  восприятия.

 

На начальном этапе  обучения выявляются сложности в  процессе дифференциации. Это обусловлено  еще не сформировавшейся системой анализа  восприятия. Способность детей производить  анализ и дифференциацию предметов  и явлений связана с еще  не сформировавшимся наблюдением. Уже  мало просто ощущать и выделять отдельные  свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного  обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень  – уровень произвольного наблюдения.

 

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким  познавательным характером. Ребенок  в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и  приемов запоминания.

 

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще  запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются  в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"