Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.

Файлы: 1 файл

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (шпорка).docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 

Он капризничает, показывая  негативное отношение к требованиям  взрослого. Кризис 3 лет – явление  преходящее, но связанные с ним  новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими  людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

 

Стремление быть таким, как  взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается  путем перехода ребенка к игровой  деятельности.

 

Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:

 

1) негативизм – нежелание  ребенка подчиняться установленным  правилам и выполнять требования  родителей;

 

2) упрямство – когда  ребенок не слышит, не воспринимает  чужих доводов, настаивая на  своем;

 

3) строптивость – ребенок  не принимает и выступает против  заведенного домашнего уклада;

 

4) своеволие – желание  ребенка быть независимым от  взрослого, т. е. быть самостоятельным;

 

5) обесценивание взрослого  – ребенок перестает уважительно  относиться к взрослым, может  даже оскорблять их, родители  перестают быть для него авторитетом;

 

6) протест-бунт – любое  действие ребенка начинает походить  на протест;

 

7) деспотичность – ребенок  начинает проявлять деспотизм  по отношению к родителям и  взрослым в целом.

 

25 ИГРА И ЕЕ РОЛЬ  В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она  представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием  которых является система отношений  со взрослыми.

 

Характерная черта игры в  том, что она позволяет ребенку  выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его  результатов, поскольку мотив каждого  действия заключен не в получении  результатов, а в самом процессе его выполнения.

 

В игре и других видах  деятельности, таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются  следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и  правил социальных взаимоотношений.

 

В игре впервые открываются  отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что  участие в каждой деятельности требует  от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры.

 

В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность  замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также  может замещать предметы, животных и других людей своей собственной  персоной.

 

Игра на этом этапе становится символической. Использование символов, способность замещать один объект посредством  другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение  социальными знаками.

 

Благодаря развитию символической  функции у ребенка формируется  классифицирующее восприятие, существенно  изменяется содержательная сторона  интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и  произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить  и припомнить) выделяется для ребенка  раньше и легче в игре.

 

Большое влияние игра оказывает  на развитие речи. Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова.

 

Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок  переходит к мышлению представлениями.

 

В ролевой игре начинает развиваться способность действовать  в мыслительном плане. Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

 

26 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РЕБЕНКА К КОНЦУ РАННЕГО ДЕТСТВА

 

К концу раннего детского возраста начинают складываться новые  виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и  продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

 

На 2-ом году жизни ребенка  игра носит процессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается  фантазия, следовательно, повышается уровень  мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет  значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ребенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.

 

К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они  становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между  реальностью и воображением. Игровое  замещение позволяет отрывать действие или назначение от названия, т. е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений  ребенку нужна поддержка и  помощь взрослого.

 

Этапы, благодаря которым  ребенок включается в игру-замещение:

 

1) ребенок не реагирует  на те замещения, которые производит  взрослый во время игры, ему  не интересны ни слова, ни  вопросы, ни действия;

 

2) ребенок начинает проявлять  интерес к тому, что делает  взрослый, и повторять его движения  самостоятельно, но действия ребенка  пока автоматические;

 

3) ребенок может производить  замещающие действия или их  имитацию не сразу же после  показа взрослого, а по прошествии  времени. Ребенок начинает понимать  разницу между реальным предметом  и замещающим его;

 

4) ребенок сам начинает  замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока  не носят осознанного характера;

 

5) ребенок может самостоятельно  замещать один предмет другим, при этом давая ему новое  название. Чтобы игровые замещения  были успешными нужна эмоциональная  вовлеченность взрослого в игру.

 

К 3 годам у ребенка  должна сложиться вся структура  игры:

 

1) сильная игровая мотивация;

 

2) игровые действия;

 

3) оригинальные игровые  замещения;

 

4) активное воображение.

 

27 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ  РАННЕГО ДЕТСТВА

 

Новообразования раннего  возраста – развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых  замещений, складывание иерархии мотивов.

 

На этой базе появляется произвольное поведение, т. е. самостоятельность. К. Левин описывал ранний возраст  как ситуативный (или «полевое поведение»), т. е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения.

 

Развитие психики ребенка  в период раннего детства зависит  от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.

 

На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным  телом служит самовознаграждением  для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.

 

На 2 году жизни ребенок  с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызывает у малыша положительные эмоции. Способность  к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим  последствиям.

 

Благодаря способности к  передвижениям ребенок вступает в период более свободного

 

и самостоятельного общения  с внешним миром. Овладение ходьбой  развивает способность ориентироваться  в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.

 

Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться  предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами  обращения с предметами, которые  выработаны обществом.

 

Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать  бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии  познакомить его с назначением  предметов.

 

Функциональные свойства предметов открываются малышу через  воспитывающее и обучающее влияние  взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание  матрешек).

 

В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением – это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).

 

28 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ  (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ  И РЕЧИ РЕБЕНКА

 

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая  целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

 

Восприятие детей дошкольного  возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

 

Процесс перестает быть аффективным  и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

 

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное  мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что  происходит развитие произвольной и  опосредованной памяти, преобразуется  наглядно-образное мышление.

 

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического  мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых  разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

 

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

 

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию  на них.

 

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное  с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией  предметного мышления. Мышление ребенка  дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и  явления, которые он воспринимает или  представляет.

 

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений  и понятий входят лишь внешние  и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это  не птица, потому что летать не может»). С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

 

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения  со взрослыми, слушания их речи. На 1-м  году жизни ребенка создаются  анатомо-физиологические и психологические  предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически  овладевает речью, но его речь носит  аграмматический характер: в ней  нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

 

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок  достаточно хорошо владеет устной разговорной  речью.

 

29 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ  (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ  И ВООБРАЖЕНИЯ

 

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным  и устойчивым. Дети учатся управлять  им и уже могут направлять его  на различные предметы.

 

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого  возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка  и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может  удерживать до 8 секунд.

 

Для детей 6–7 лет интересны  сказки, головоломки, загадки, которые  способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами  развивается способность к произвольному  вниманию.

 

 

 

На развитие произвольного  внимания влияет развитие речи и способности  выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

 

Под влиянием игровой (отчасти  и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает  достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность  обучения в школе.

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"