Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.

Файлы: 1 файл

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (шпорка).docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 

Периоды развития мышления:

 

1) преобладание наглядно-действенного  мышления. Период схож с процессами  мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически  доказывать свои умозаключения.  Они выстраивают суждения на  основе отдельных признаков, чаще  всего внешних;

 

2) дети овладевают таким  понятием, как классификация. Они  все еще судят о предметах  по внешним признакам, но уже  способны выделить и соединить  отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному  мышлению.

 

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет  высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

 

35 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО  И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ПОДРОСТКОВ (МАЛЬЧИКОВ, ДЕВОЧЕК)

 

В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений.

 

Первой начинает меняться их эндокринная система. В кровь  поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту тканей. Дети начинают быстро расти. В это же время происходит их половое созревание. У мальчиков  эти процессы происходят в 13–15 лет, тогда как у девочек – в 11–13.

 

Скелетно-мышечная система  подростков также изменяется. Поскольку  в этот период происходит скачок в  росте, то эти перемены ярко выражены. У подростков появляются свойственные женскому и мужскому полу черты, меняются пропорции тела.

 

Размеров, подобных взрослым, в первую очередь достигают голова, кисти рук и ступни, после удлиняются конечности, а самым последним  увеличивается туловище. Это расхождение  в пропорциях и является причиной угловатости детей в подростковом возрасте.

 

Сердечно-сосудистая и нервная  системы также подвержены изменениям в этот период. Поскольку развитие организма идет достаточно быстрыми темпами, то могут появиться сложности  в работе сердца, легких и в кровоснабжении головного мозга.

 

Все эти изменения обусловливают  как прилив энергии, так и острую чувствительность к различным воздействиям. Негативных проявлений можно избежать, не перегружая ребенка множеством заданий, ограждая его от воздействия длительных отрицательных переживаний.

 

Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка  как личности. Внешние изменения  делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее).

 

Психические процессы, как  и физиологические, также претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок  начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание. Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать  различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.

 

Память проходит процесс  интеллектуализации. Иными словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно.

 

В I период возрастает значение функции общения. Происходит социализация личности. Ребенок усваивает моральные  нормы и правила.

 

36 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок  узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой  он, и составляет мнение о себе, в  зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими  людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить  перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию  – социально-регуляторную. Понимая  и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так  и положительные). С этого момента  он старается реально оценивать  свои возможности и достоинства.

 

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для  подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его  поведение, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие  подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т. д.), к которым  стремятся. Чаще всего идеалом для  них выступает человек, который  старше по возрасту.

 

Развитие личности подростка  достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся  к общению со сверстниками, формируются  межличностные контакты, уподростков  возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

 

В это же время ребенок  становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе  начинает смотреть на окружающих и  внешний мир. Эти особенности  психики ребенка перерастают  в подростковый комплекс, в который  входят:

 

1) мнение окружающих по  поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.;

 

2) самонадеянность (подростки  достаточно резко высказываются  в отношении других, считая свое  мнение единственно верным);

 

3) полярные чувства, поступки  и поведение. Так, они могут  быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут  быть против общепризнанных людей  и поклоняться случайному идеалу  и пр.

 

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с  формированием личности, характера.

 

37 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ  РАННЕЙ ЮНОСТИ

 

Юность – это один из этапов развития человека, его жизни. Четких установленных границ юности нет. По мнению одних ученых, она  наступает с 11–12 лет, по мнению других – с 16–17 лет.

 

Существует определенный стандарт, которого все придерживаются. Он определяет границы юности следующим  образом: ее начало – 16–17 лет, а окончание  – 20–23 года.

 

Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы  выбора.

 

Сложность определения нижней границы юности заключается в  том, что не все проходят одинаковые этапы обучения.

 

Некоторые, заканчивая 9 классов  школы, уходят в колледжи, лицеи, училища, кто-то начинает работать, кто-то переводится  на вечернюю форму обучения. Их социальная ситуация изменяется раньше, чем у  других, влияя на жизненные установки, мировоззрение и личность в целом. Их период юности наступает раньше, так же как и кризис развития, который проходит у них в 15 лет.

 

Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.

 

Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также  переживают кризис развития, вставая  на пути выбора своей дальнейшей деятельности.

 

Тех, кто тяжело переживает юношеский кризис, отличает появление  страхов, повышенной тревожности, беспокойства. В это время они решают, чем  будут заниматься в дальнейшем, при  этом боясь совершить ошибку.

 

Еще одними пугающими факторами  выступают новая социальная обстановка, новые требования и правила. У  юношей это время усугубляется вопросом об армии, который в этот период встает особенно остро.

 

Но даже тот, кто относится  к изменению ситуации оптимистично, все же сталкивается с некоторыми сложностями. Прежде всего они касаются адаптации, принятия и усвоения новых  требований.

 

В этот период большое значение имеют поддержка и помощь семьи. Взрослые могут давать полезные и  ценные советы, помогать в освоении новых социальных условий и правил. Важно, чтобы взрослые не настаивали на собственной точке зрения, оставляя право выбора за молодыми людьми.

 

При этом молодые люди должны четко осознавать свою ответственность  за правильность выбора, от которого, возможно, будет зависеть вся их дальнейшая судьба.

 

38 ЮНОШЕСКАЯ ДРУЖБА И  ЛЮБОВЬ. САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Юношеский возраст характеризуется  большим стремлением к дружеским  отношениям и любви.

 

Дружба юношей и девушек  отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной  теплоте, искренности. Возникает желание  поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.

 

В то же время они достаточно требовательны по отношению к  ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

 

Для юношеского возраста, так  же как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения  с людьми своего пола. Но взаимоотношения  девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание  испытать новые глубокие чувства.

 

В ранней юности делятся  с другом своими переживаниями, ощущениями, планами и т. д. Позже его заменяет любимая или любимый.

 

В это время юноша или  девушка могут раскрыться полностью  как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого  возраста потребность в любви  – это желание быть понятым, ощутить  эмоциональную привязанность и  тепло, духовную близость.

 

То, как юноши выстраивают  свои отношения, учатся проявлять нежность и заботу, скажется на их дальнейшей жизни.

 

Особенностью юношеского возраста является стремление к достижению поставленных целей в будущем. Это  положительно влияет на становление  личности.

 

Уровень самооценки и уверенность  в собственных силах определяют то, насколько велики будут жизненные  планы. Самооценка учеников 10-го класса достаточно стабильна, отличается высоким  уровнем и сравнительной устойчивостью. В это время они не так сильно обеспокоены выбором будущей  профессии, оптимистично настроены, верят  в собственные способности и  возможности.

 

Ситуация резко меняется в выпускном классе. В это время  можно выделить следующие группы:

 

1) дети, чья самооценка  возросла. Они не могут реально  оценить ситуацию, их желания  и стремления смешиваются с  реальностью;

 

2) дети, чья самооценка  несколько понижается. Однако юноши  вполне адекватно воспринимают  реальность, соотнося свои возможности  и способности с уровнем своих  притязаний;

 

3) дети, чья самооценка  резко падает, так как они осознают, что их запросы и стремления  слишком велики и не соответствуют  их способностям и возможностям. Несмотря на это, в юношеский  период происходит стабилизация  личности. Юноши в большей степени  готовы принять себя, формируется  самоуважение.

 

39 ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ  ЮНОСТИ

 

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как  личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины  и мужчины. Юношеский период –  это своеобразный переход от детства  к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

 

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное  мировоззрение. Для юношей характерно  стремление ставить перед собой  новые задачи и цели, решать  и добиваться их. У них появляется  больше возможностей, которые они  чаще всего способны реализовать;

 

2) понимание своего индивидуального  единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности  и возможности и может сравнивать  их со способностями других;

 

3) формирование нравственного  самосознания. Юноши придерживаются  установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное  сознание достигает значительного  уровня. Нормы, которых придерживаются  юноши, достаточно сложны по  своей структуре и индивидуальны.  Они затрагивают все стороны  жизни, в том числе общение  и деятельность;

 

4) дифференциация половых  ролей. В этот период происходит  осознание себя как мужчины  (или женщины). Вырабатываются новые  формы поведения, свойственные  определенному полу, которые достаточно  гибки. При этом еще может  наблюдаться инфантильность в  поведении с некоторыми людьми;

 

5) самоопределение в будущем,  выбор профессии. Юноши осознают  свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются  в разнообразии выбора. Индивидуальные  возможности и способности здесь  проявляются значительнее. Время  самоопределения чаще всего не  имеет значения для дальнейших  достижений. Чем раньше сделан  выбор, тем больше времени на  его подготовку;

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"