Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.

Файлы: 1 файл

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (шпорка).docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 

Ребенок поступает в школу, меняется социальная ситуация, он приобретает  новую социальную роль. В это время  ребенок пытается освоить свои новые  возможности и права, усвоить  социальные правила. По-прежнему семья  остается значимой для развития личности ребенка. Одобрение со стороны родителей  и сверстников, уважение и поддержка  повышают самооценку ребенка;

 

5) юношеский возраст (период  от 14 до 25 лет).

 

В этот период самосознание достаточно устойчиво. Юноши и девушки  могут реально оценивать свои способности и возможности. Они  продолжают осваивать социальные отношения, встают перед сложным выбором  профессии, пытаясь найти свое «я»  и утвердиться в обществе. К  концу этого периода человек  представляется как вполне сформировавшаяся личность.

 

Человек, выбрав себе определенную профессию, предполагает, что займет некий социальный статус. Он должен будет освоить новую социальную роль, под которой понимают некий  шаблон поведения, действий человека. Делая свой профессиональный выбор, человек может ориентироваться  на реализацию материальных и нравственных потребностей.

 

Но на этом процесс социального  развития личности не останавливается.

 

Человек, попадая в новые  социальные ситуации, вынужден приспосабливаться  к ним и изменяться под их воздействием.

 

45 СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.ВИДЫ СЕМЕЙ

 

Семья имеет большое значение в социализации человека, так как  в ней ребенок впервые начинает взаимодействовать с другими  людьми.

 

В начале жизни она имеет  наибольшее значение. После того как  ребенок начинает общаться со сверстниками (в детском саду, в школе, в институте  и т. д.), значение семьи по-прежнему велико.

 

В семье социализация личности происходит посредством воспитания (это целенаправленный процесс). Отмечается процесс социального научения, когда  ребенок общается со взрослыми или  наблюдает за ними. Влияние родителей  на социализацию личности ребенка очень  велико. Есть несколько стилей поведения  родителей. Д. Баумринд называет три  из них: 1) авторитетный родительский контроль. Родители были нежными и доброжелательными  со своими детьми, осуществляли над  ними контроль, учили ребенка отдавать отчет своим поступкам. Общение  занимало в их жизни большое место. Родители были едины в своих требованиях  и объясняли ребенку свою мотивировку, стараясь не ущемлять его независимости. Дети, выросшие в такой семье, отличаются уверенностью в себе, они дружелюбны и активны, достаточно независимы, умеют  сдерживать свои эмоции, ко многому  проявляют интерес, умеют ориентироваться  в новых обстановках;

 

2) родители, воспитывающие  детей по властной модели. Они  не стремились к тому, чтобы  ребенок научился быть независимым,  осуществляли жесткий контроль  над ним, в разных ситуациях  показывали свою власть, часто  наказывали. Ребенку не хватало  понимания и теплоты. У детей,  выросших в такой семье, самооценка  занижена, они замкнуты и не  доверяют людям;

 

3) родители, воспитывающие  детей по снисходительной модели. Они не предъявляли к детям  больших требований, были с ними  снисходительны, их домашний уклад  не устоялся. Это неорганизованные  родители. Они не считали нужным  воспитывать в ребенке независимость  и уверенность в себе. У детей,  воспитывающихся в подобной семье,  проявляется большая неуверенность  в своих силах. Их не научили  сдерживать свои эмоции, они редко  проявляют интерес к чему-то. Большинство  черт характера, сформировавшихся  у детей, обусловлены семейными  отношениями. Неправильное формирование  процесса обучения может стать  причиной возникновения у ребенка  невроза и других нарушений.  А. Е. Личко называет несколько  видов неправильного воспитания: гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание  в «культе болезни», эмоциональное  отвержение, условия жестких взаимоотношений,  условия повышенной эмоциональной  ответственности, противоречивое  воспитание.

 

46 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ  ЛЮДЕЙ

 

Общение предполагает диалоговую речь между двумя или более  людьми. Оно должно содержать некую  информацию, которой обмениваются собеседники. Существует два вида общения:

 

1) межличностное;

 

2) массовое.

 

При первой форме люди непосредственно  общаются друг с другом, при второй – с помощью средств массовой информации, таких как радио, телевидение. В процессе общения формируется  личность человека, его психические  свойства и качества, которые и  проявляются в этом процессе. Посредством  общения человек учится, усваивает  знания, перенимает опыт. Из этого можно  сделать вывод, что общение является важным моментом в формировании психики  человека.

 

Функции общения:

 

1) связующая – это функция  установления связи, контакта  одного человека с другим;

 

2) формирующая – это  функция изменения, развития психики  посредством общения;

 

3) подтверждающая – эта  функция позволяет человеку выявить  правоту своих суждений, помогает  его самоутверждению;

 

4) функция установления  и поддержания межличностных  связей. Она позволяет человеку  входить в контакт с новыми  людьми и поддерживать новые  или прежние связи;

 

5) функция монообщения.  Она дает возможность человеку  строить общение наедине с  собой.

 

Форму межличностного общения  можно разделить на 3 типа: 1) императивное общение, построенное на связке «начальник – подчиненный». Это общение авторитарного  типа;

 

2) манипулятивное общение  – общение, возникающее в процессе  определенной деятельности;

 

3) диалогическое общение  – общение, подразумевающее обмен  информацией между двумя и  более людьми.

 

Стороны общения:

 

1) коммуникативная сторона  общения (или непосредственное  общение), позволяющая людям обмениваться  информацией;

 

2) перцептивная сторона  общения, позволяющая людям узнать  и понять друг друга;

 

3) интерактивная сторона  общения, позволяющая людям организовать  общую деятельность. Общение людей  подвержено изменениям на

 

каждом этапе развития человека. Для общения младенца свойственны  произнесение подражательных звуков, гуление, лепет. Его общение находится  на начальном этапе развития и  проявляется не только в речевой  форме. В период раннего возраста изменения в общении обусловлены  появлением у детей нового вида деятельности. Их общение становится ситуационно-личностным, а в дошкольном возрасте – более  продуктивным и носит внеситуативно-личностный характер.

 

В младшем школьном возрасте общение значительно увеличивается  и начинает приобретать новое  значение. В подростковом возрасте оно становится ведущим видом  деятельности и занимает большую  часть в жизни ребенка. В юношеском  возрасте раздвигаются границы общения, оно становится более разнообразным. Для людей зрелого возраста общение  является неотъемлемой частью их жизни.

 

47 ЗРЕЛОСТЬ. ТИПОЛОГИЯ И  ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ

 

Зрелость – один из самых  длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших  свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

 

Во многом это зависит  непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают  его развитие и становление как  личности.

 

В период зрелости человек  имеет больше возможностей, он может  ставить перед собой самые  высокие цели и добиваться их. Его  знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать  период индивидуального расцвета.

 

В зрелом возрасте человек  уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья –  это то, что в большей степени  занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении  человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или  же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).

 

Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными  возможностями и правами, но и  должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом  на него ложится ответственность  за других.

 

Как и любой жизненный  этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями  возникновения, протекания и прекращения.

 

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился  определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились  и приумножились. Человек сам  ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

 

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными  задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей  и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную  или неспокойную и негативную.

 

В период зрелости человек  может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

 

48 КРИЗИСЫ 40 ЛЕТ, ЗРЕЛОГО  ВОЗРАСТА, БИОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

 

В 40 лет человек как  бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения  нет.

 

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек  заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями  в семейной жизни.

 

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них  появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как  было до этого момента).

 

Супруги, связанные до этого  момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может  показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения  друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

 

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к  жизни. В этот период происходит становление  новой «я-концепции».

 

В период молодости основными  новообразованиями являются семья (отношение к ней и внутри нее) и профессиональное становление.

 

В период зрелости эти новообразования  претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности.

 

Новообразованием зрелого  возраста является переосмысление. Человек  как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

 

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного  профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его  профессиональной деятельности. Это  объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его  познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

 

Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время  нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет  ему почувствовать прилив сил. Новая  деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей  их достижения.

 

49 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕНЕНИЙ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫХОДОМ  НА ПЕНСИЮ

 

Выход на пенсию – это  очень важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение  образа, стиля жизни. Это переход  человека из одной социальной роли в другую.

 

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться  с новой социальной ролью, т. е. понять, какие возможности перед ним  открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

 

Е. С.Авербух говорит о  том, что выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему  необходимо заново устроить свою жизнь.

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"