Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.
6) окончательное становление
социальных установок (общей
имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;
7) своеобразие акцентуации
характера. Подобные
8) появление первой любви,
зарождение более
40 МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА
Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний.
Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.
В юном возрасте кругозор значительно
расширяется, обогащаются умственные
возможности, появляется интерес к
теоретическим знаниям и
В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.
Становление научного мировоззрения обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать новые знания и, конечно, умственным развитием.
Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.
Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.
Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.
Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:
1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;
2) отношение к труду
(как к умственному, так и
кфизическому). Готовность и способность
овладеть определенной
3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;
4) формирование чувства
долга и ответственности,
41 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ. КРИЗИС МОЛОДОСТИ
Четких границ у периода
молодости нет. Началом его можно
считать тот момент, когда физически
и психологически человек сформировался:
завершилось его
Завершающим этапом периода
молодости можно считать
Взрослость отличается от
молодости появлением новых возможностей,
самостоятельным принятием
Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты.
Качество личностных изменений значительно возрастает в этом возрасте, чего нельзя сказать о количестве. Человек проходит духовно-нравственное становление, устанавливается его мировоззрение, он овладевает несколькими социальными ролями, сформировывается его психика.
Все это зависит не только от социальной активности человека в данный период, но и от его самосознания. Человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя.
Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме.
Как и все периоды, молодость
проходит кризисы развития. Они обусловлены
социализацией личности, необходимостью
сделать выбор будущей
1) неопределенная идентичность
– молодого человека пугает
новая ситуация, он не хочет
ничего менять и,
2) долгосрочная идентификация
– человек давно определился
в выборе профессии, но
3) этап моратория –
человек стоит перед сложным
выбором, когда перед ним
42 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В
По достижении определенного
возраста перед человеком встает
необходимость выбора профессии, каждая
из которых предъявляет
От этого зависит то,
насколько он преуспеет в работе
в дальнейшем, насколько будет
удовлетворен результатами своего труда.
Молодость является периодом становления
профессионального
Молодой человек должен четко
понимать свои желания и реально
оценивать свои возможности. Он должен
разграничить сферу своих интересов
и интеллектуальных способностей. Также
на выбор профессии оказывает
влияние мировоззрение
В молодости происходит осознание
социальных ролей. Становление определенных
психологических и социальных свойств
происходит под влиянием занимаемого
человеком профессионального
Если общество принимает эти свойства, то интеграция проходит успешно. То, насколько хорошо человек сможет освоить социальные роли, влияет на благополучную социализацию личности. Это предполагает освоение социального опыта и успешное его применение на практике. Рассмотрим профессиональное определение человека с разных сторон.
Профессиональное
1) это ряд задач, предъявляемых
человеку обществом, которые
2) умение балансировать
между собственными
Выбор профессии во многом определяет будущий образ жизни человека, формирует его индивидуальный стиль.
В тот период, когда выбор профессии остался в прошлом, человек самоопределяется и начинает занимать определенную нишу в обществе, приобретает социальный статус.
Теперь для него более важной является престижность занимаемой им должности, то, насколько он авторитетен.
Авторитет определяет социальную значимость человека и то, насколько успешно он справляется с возложенными на него обязанностями.
43 КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Период взрослости является самым большим из всех периодов жизни человека. Он начинается в 20–25 лет и заканчивается в 60–65 лет, а это более сорока лет жизни.
Этапы периода взрослости:
1) ранняя взрослость;
2) средняя взрослость.
Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.
Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности.
Происходит его становление в профессиональном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя.
Первый период взрослости
обладает психологическими, физиологическими
и познавательными
Человек продолжает свое индивидуальное
развитие. Его основные психологические
функции стабилизируются, а сенсорная
чувствительность достигает пика развития.
Внимание также изменяется, становится
избирательным, увеличиваются его
объем и способность к
Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).
Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.
В эмоциональной сфере
также присутствуют свои особенности.
Человек стремится к
Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.
Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.
Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной.
44 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
С момента рождения человек начинает развиваться как личность, постепенно входя в социальную среду.
Большое значение для благоприятного течения этого процесса имеет окружение. Изначально ребенок вступает в контакт с социумом, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, по прошествии времени – социальные.
В процессе социализации человек проходит ряд стадий: входит в социальные отношения, осваивает социальную деятельность, формирует свойственные для социума качества, усваивает социальный опыт и знания.
Этапы становления личности:
1) младенчество (1-й год
жизни). Ребенок впервые сталкивается
с социумом. Его контакты очень
ограниченные, но уже сейчас имеют
большое значение для
2) раннее детство (период
от 1 года до 3 лет). Этот этап характеризуется
появлением самостоятельности
3) дошкольное детство
(период от 3 до 7 лет). На этом этапе
проявляется инициативность
4) школьный возраст (период от 7 до 14 лет).