Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:15, шпаргалка
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.
В эксперименте экспериментатор
проводит опыт, осуществляет наблюдение
за психическими явлениями, процессами
испытуемого. Если при наблюдении исследователь
пассивно ждет проявления интересующих
его психических процессов, то в
эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят
интересующие его процессы, сам создает
необходимые условия, чтобы вызвать
эти процессы у испытуемого. Существуют
две разновидности
Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.
6 ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств).
Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое – это так называемые новообразования.
К таким новообразованиям
относятся, например, субъективная готовность
к школьному обучению детей семилетнего
возраста, чувство взрослости у подростков.
В возрастной психологии само понятие
«развитие» применяется относительно
психики человека. Возрастное психическое
развитие – это процесс становления
психики (ее роста, развития) ребенка
от момента рождения до созревания
его как личности, наступления
его социальной зрелости. Развитие
отличается качественными
Детское развитие – это
удивительный и даже уникальный процесс.
Его особенность заключается
в том, что начинается он сверху под
влиянием деятельности, а не снизу.
Эту практическую деятельность задает
уровень общественного
В социуме не существует процессов развития, которые действуют по уже имеющемуся, т. е. сложившемуся, образцу (за исключением процессов развития в онтогенезе).
Следовательно, процесс развития
человека не подчинен биологическим
законам, действующим у животных,
а подчинен законам общественно-
Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.
Движущими силами в психическом развитии выступают те факторы, которые и обусловливают развитие ребенка. Они заключают в себе побуждающие источники развития и направляют сам его процесс.
Необходимыми условиями являются внешние и внутренние факторы, всегда присутствующие и воздействующие. Законами психического развития называют закономерности. С их помощью описывают процесс психического развития людей и управляют им.
7 ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:
1) частные классификации,
посвященные отдельным
2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.
К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:
1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);
2) период организации
конкретных операций (от 3 до 15 лет).
В этом подпериоде он
а) 8—11 лет – конкретные операции;
б) 12–15 – период формальных
операций, когда подросток может
успешно действовать в
В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:
1) раннее детство;
2) детство;
3) подростковый возраст.
Также Д. Б. Эльконин выделил
ряд сменяющихся видов
Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.
Э. Эриксонописал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:
1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;
2) 2—3-й годы жизни –
вторая стадия, характеризующаяся
самостоятельностью в
3) 4—5-й годы жизни –
третья стадия, отличающаяся появлением
предприимчивости и чувства
4) 6—11-й годы жизни –
четвертая стадия, где появляется
ощущение неполноценности и
5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;
6) начало зрелого возраста.
Эта стадия отличается
7) зрелый возраст –
человек поглощен собой и
8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.
8 ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО
В ранний и дошкольный периоды главным в становлении ребенка как личности является взрослый. Именно его мнение, порицание или одобрение, подбадривание являются важными условиями для гармоничного развития ребенка в согласии с окружающим миром и собственными ощущениями.
Желание ребенка услышать похвалу от взрослых, прежде всего от родителей, заставляет его совершать не свойственные ему поступки, вести себя так, чтобы заслужить одобрение. С поступлением ребенка в школу его социальные роли увеличиваются. У него появляется больше прав и обязанностей, он начинает свое взаимодействие с социумом, занимая в нем благодаря своим стараниям и умениям определенное место.
Конец младшего школьного возраста характеризуется тем, что у детей появляется желание услышать похвалу и одобрение от школьных товарищей. Значимым является для него и мнение учителя. Стремление к родительскому одобрению проявляется не так ярко, как прежде. Эти изменения являются своего рода подготовительным этапом для перехода в подростковый возраст.
Ярким проявлением подростковых стремлений является желание завоевать некий авторитет, занять определенную нишу среди своих одноклассников и друзей. Именно поэтому подростки так стремятся соответствовать установившимся требованиям.
Общение со сверстниками, сравнение
себя с другими приводит к тому,
что важнейшим содержанием
Это заставляет их действовать на основе не только общих установившихся требований, но и на основе собственных взглядов и представлений. Старший школьный возраст – это период становления и формирования научного и морального миросозерцания.
В этом возрасте стремления и желания детей организуют и управляют их поведением идеятельностью. Потребности школьников претерпевают количественные и качественные изменения. Они становятся осознанными и опосредованными. Как таковые условия жизни не могут регулировать, задавать психическое развитие (дети, выросшие в одних и тех же условиях, могут быть совершенно разными, абсолютно не похожими друг на друга). Важной является гармония в отношениях ребенка с окружающим миром.
Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации.
9 ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В каждой стадии, которую
проживает ребенок, действуют одинаковые
механизмы. Принцип классификации
– смена ведущих видов
1) ориентация ребенка
на основные смыслы
2) усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.
Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:
1) ребенок – «общественный взрослый»;
2) ребенок – «общественный предмет».
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);
2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3) младший и средний
дошкольный возраст – от 3 до 4
или 5 лет (ведущим видом
4) старший дошкольный
возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим
видом деятельности по-
5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе
(в этот период основным
видом деятельности является
учение, формируются и развиваются
интеллектуальные и
6) подростковый возраст
– от 11 до 17 лет, охватывает процесс
обучения в старших классах
(для этого периода характерны:
личностное общение, трудовая
деятельность; происходит определение
профессиональной деятельности
и себя как личности). Каждый
период возрастного развития
имеет свои отличия и
Если взять процесс развития ребенка в общем, то можно выделить три основных этапа:
1) дошкольное детство
(это достаточно большой
2) младший школьный возраст
(этот период охватывает жизнь
ребенка с момента его
3) средний и старший
школьный возраст (этот период
охватывает жизнь ребенка с
момента перехода его в
10 ЭТАП ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО СОСТАВ
Если рассматривать детское развитие как этап становления личности, то можно разделить его на несколько периодов. Периоды детства:
1) кризис новорожденности;
2) младенчество (первый год жизни ребенка);
3) кризис 1-го года жизни ребенка;
4) кризис детства;
5) кризис 3 лет;