Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка
1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.
Вопросы к экзамену по возрастной и педагогической психологии для ФППД ОЗО в 2012/- 2013 учебном году
Преподаватели: Кушнер Ю.З., Котлярова Э.В.
1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.
8. Факторы психического развития.
9.Возрастная периодизация психического развития.
10. Психического развитие ребенка в период новорожденности.
11.Социальная ситуация развития в младенчестве.
12.Ведущая деятельность младенца.
13. Психические
новообразования в
14.Кризис первого года жизни.
15.Социальная
ситуация развития ребенка
16.Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
17.Психические
новообразования в раннем
18.Кризис трех лет.
19.Социальная
ситуация развития ребенка
20.Ведущая
деятельность ребенка в
21 .Другие виды деятельности дошкольного возраста.
22.Психического развитие ребенка в дошкольном возрасте.
23. Личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
24.Кризис 6-7лет.
25.Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
26.Социальная
ситуация развития младшего
27.Структура учебной деятельности младшего школьника.
28.Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности младшего школьника.
29.Мотивы учения младшего
30.Психическое и личностное
31.Социальная ситуация развития подростка.
32.Ведущая деятельность в
33.Биологическое и социальное
развитие в подростковом
34.Познавательное развитие
35.Личностное развитие подростка
36.Кризис подросткового возраста.
37.Социальная ситуация развития в юности.
38. Ведущая
деятельность в юношеском
39.Общение с взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
40.Психические
новообразования юношеского
41 .Понятие зрелого возраста в психологии развития.
42.Возрастной кризис в развитии личности при переходеот юности к зрелости.
43.Самоактуализация взрослой зрелой личности.
44.Социальная ситуация развития после 50-лет. Смена социальных ролей.
45.Внутриличностный конфликт в пожилом возрасте.
46.Возрастной
кризис при переходе от
47.Психологические проблемы пенсионного возраста.
48.Характеристика
основных методов
49.Основные требования к компетентности воспитателя.
50.Педагогическая
психология в системе
51 .Образование
Беларуси на пути
52.Принципы
формирования содержания
53.Позитивные
тенденции в развитии
54.Основные факторы развития личности.
55.Наследственность и развитие личности.
56.Перинатальное воспитание и его основы.
57.Сущность прогресса учения и явлений научения. Основные типы научения, виды научения.
58.Структура процесса обучения.
59. Актуальные проблемы
60.Психолого-педагогические особенности семейного воспитания. Авторитет родителей, его социальная сущность.
61.Основные задачи психологии воспитания. Цели воспитания. Условия развития личности.
62.Общение
как важный фактор
63.Работа
психолога с «трудными»
64.Общая характеристика педагогической профессии. Требования современного общества, государства к личности педагога.
65.Структурная
модель психолого-
66.Основные
идеи построения
67.Психологические особенности педагогического мастерства в процессе обучения.
68.Психологические
особенности технологий
69. Основные психологические концептуальные особенности успешного обучения и воспитания.
70.Познавательный интерес в
1. Предмет возрастной и
Возрастная н пед. психология - 2 отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения - развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа - поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая, особенности возрастных периодов развития человека.
Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез (индивидуальное развитие организма) психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.
Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.
Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – ребенком, подростком, юношей. Возрастная и педагогическая психология образуют нерасторжимое единство, рассматривая ребенка в процессе обучения и воспитания.
2. Структура возрастной
Возрастная психология – это наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст – от младенческого до старческого.
Структура возрастной психологии:
1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;
3) психология
зрелого возраста изучает
4) геронтопсихология
– отрасль психологической
3. Структура педагогической
Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. В этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии.
Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Т.о, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
- взаимосвязей внешних и
- соотношения мотивационного и
интеллектуального планов
- возможностей управления
- психолого-педагогических
ПОисследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условии и критериев успешного протекания. Особую задачу ПО составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.
Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает 'закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены на изучение:
- содержания мотивационной
- различий в самосознании
структуры детских и
- условий и последствий психической депривации и др.
Предмет психологии учителя – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.
4. Методологические основы
Методология - это учение о методах и принципах познания.
Психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.
Развитие возр. и пед. психологии как науки напрямую зависит от методологической обеспеченности. Это означает, что каждый исследователь и психолог-практик должны четко знать методологические основы возр. и пед. психологии, уметь выбирать, а при необходимости и создавать в соответствии с целями и задачами исследования конкретные методики, иметь достаточное представление о системе методов, пригодных для познания психических явлений в области возрастной психологии.
В своих научных поисках возр. и пед. психология опирается на такие общефилософские принципы:
а) принцип всеобщей связи. Гносеологический смысл его заключается в необходимости учитывать в процессе изучения психического явления всю совокупность фактов, которые его касаются, а также выявлять иерархию связей между элементами структуры этого явления, выделяя в них главные и второстепенные.
б) принцип развития Он ориентирует на рассмотрение психики и окружения личности в процессе закономерных изменений, в развитии, динамике.
в) принцип единства теории и практики. Этот принцип обусловлен особенностями отношений человека с миром. Он не приспосабливается к природе, как животное, и не находится на созерцательных, теоретических позициях по отношению к ней, а активно действует, и эта ее деятельность является способом и формой отношения к объективному (природному, общественному) миру. Деятельность человека состоит в теоретико-практическом освоении, преобразовании внешнего мира. Поэтому теория и практика неразрывно связаны и взаимообусловлены гранями жизнедеятельности человека.
г) принцип конкретно-исторического подхода к анализу явлений. Согласно этому принципу все предметы и явления действительности необходимо рассматривать в их конкретных исторических связях и отношениях, как такие, которые возникают, функционируют, развиваются, отмирают, состояние которых на определенный момент обусловлен особенностями их предшествующему развитию.
5. Методы возрастной психологии.
Основные этапы психолого-
Наука не может развиваться, пока не будет постоянно обогащаться все новыми и новыми фактами. Для сбора фактов в психологии используются разные методы.
Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"