Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.

Файлы: 1 файл

шпоры ПСИХ 2014.docx

— 270.34 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по возрастной и педагогической психологии для ФППД ОЗО в 2012/- 2013 учебном году

Преподаватели: Кушнер Ю.З., Котлярова Э.В.

 

1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.

2. Структура возрастной психологии.

3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).

4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.

5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.

6. Основные понятия возрастной психологии.

7. Закономерности и движущие силы психического развития.

8. Факторы психического развития.

9.Возрастная  периодизация психического развития.

10. Психического развитие ребенка в период новорожденности.

11.Социальная ситуация развития в младенчестве.

12.Ведущая  деятельность младенца.

13. Психические  новообразования в младенческом  возрасте.

14.Кризис  первого года жизни.

15.Социальная  ситуация развития ребенка раннего  возраста.

16.Ведущая  деятельность ребенка раннего  возраста.

17.Психические  новообразования в раннем возрасте.

18.Кризис  трех лет.

19.Социальная  ситуация развития ребенка дошкольного  возраста.

20.Ведущая  деятельность ребенка в дошкольном  возрасте.

21 .Другие  виды деятельности дошкольного  возраста.

22.Психического  развитие ребенка в дошкольном  возрасте.

23. Личностное  развитие ребенка в дошкольном  возрасте.

24.Кризис 6-7лет.

25.Психологическая  готовность детей шестилетнего  возраста к обучению в школе.

26.Социальная  ситуация развития младшего школьника.

27.Структура  учебной деятельности младшего  школьника.

28.Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности младшего школьника.

29.Мотивы учения младшего школьника.

30.Психическое и личностное развитие  младшего школьника.

31.Социальная ситуация развития подростка.

32.Ведущая деятельность в подростковом  возрасте.

33.Биологическое и социальное  развитие в подростковом возрасте.

34.Познавательное развитие подростка.

35.Личностное развитие подростка

36.Кризис подросткового возраста.

37.Социальная  ситуация развития в юности.

38. Ведущая  деятельность в юношеском возрасте.

39.Общение  с взрослыми и сверстниками  в юношеском возрасте.

40.Психические  новообразования юношеского возраста.

41 .Понятие  зрелого возраста в психологии  развития.

42.Возрастной  кризис в развитии личности  при переходеот юности к зрелости.

43.Самоактуализация взрослой зрелой личности.

44.Социальная  ситуация развития после 50-лет. Смена  социальных ролей.

45.Внутриличностный  конфликт в пожилом возрасте.

46.Возрастной  кризис при переходе от зрелого  к пожилому возрасту.

47.Психологические  проблемы пенсионного возраста.

48.Характеристика  основных методов педагогической психологии (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).

49.Основные  требования к компетентности  воспитателя.

50.Педагогическая  психология в системе современного  образования.

51 .Образование  Беларуси на пути трансформации.

52.Принципы  формирования содержания образования  в Республике Беларусь.

53.Позитивные  тенденции в развитии образования  в Республике Беларусь.

54.Основные  факторы развития личности.

55.Наследственность  и развитие личности.

56.Перинатальное воспитание и его основы.

57.Сущность прогресса учения  и явлений научения. Основные  типы научения, виды научения.

58.Структура  процесса обучения.

59. Актуальные проблемы воспитания  трудных детей Типология трудных  детей

60.Психолого-педагогические  особенности семейного воспитания. Авторитет родителей, его социальная сущность.

61.Основные  задачи психологии воспитания. Цели воспитания. Условия развития личности.

62.Общение  как важный фактор формирования  личности.

63.Работа  психолога с «трудными» школьниками (пример, любой возраст).

64.Общая  характеристика педагогической  профессии. Требования современного общества, государства к личности педагога.

65.Структурная  модель психолого-педагогической готовности воспитателя (педагога) к профессиональной деятельности.

66.Основные  идеи построения гуманистической  системы воспитания.

67.Психологические  особенности педагогического мастерства в процессе обучения.

68.Психологические  особенности технологий учебного  процесса.

69. Основные  психологические концептуальные особенности успешного обучения и воспитания.

70.Познавательный интерес в учебно-воспитательном  процессе.

 

 

1. Предмет возрастной и педагогической  психологии и его место в  системе наук.

Возрастная н пед. психология - 2 отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения - развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа - поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая, особенности возрастных периодов развития человека.

Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез (индивидуальное развитие организма) психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – ребенком, подростком, юношей. Возрастная и педагогическая психология образуют нерасторжимое единство, рассматривая ребенка в процессе обучения и воспитания.

 

2. Структура возрастной психологии.

Возрастная психология – это наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст – от младенческого до старческого.

Структура возрастной психологии:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология  юности – отрасль психологической науки,  занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология  зрелого возраста изучает закономерности  механизмов развития человека  на ступени его зрелости и  особенно при достижении им  наиболее высокого уровня в  этом развитии, т.е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология  – отрасль психологической науки, изучающая психические явления  и процессы, связанные со старением  организма, выявляющая инволюционные  тенденции притупления и затухания  некоторых психических функций, спад активности.ослабление психической  устойчивости, исследующая условия  личностной сохранности пожилых  людей, психологическую помощь.

 

3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология  воспитания, психология педагога).

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. В этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии.

Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Т.о, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

- взаимосвязей внешних и внутренних  факторов, обусловливающих различия  познавательной деятельности в  условиях различных дидактических  систем;

- соотношения мотивационного и  интеллектуального планов учения;

- возможностей управления процессами  учения и развития ребенка;

- психолого-педагогических критериев  эффективности обучения и др.

ПОисследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условии и критериев успешного протекания. Особую задачу ПО составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает 'закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

Исследования в этой области направлены на изучение:

- содержания мотивационной сферы  личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных  установок;

- различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

 структуры детских и юношеских  коллективов и их роли в  формир. личности;

- условий и последствий психической депривации и др.

Предмет психологии учителя – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

 

4. Методологические основы возрастной  и педагогической психологии.

Методология - это учение о методах и принципах познания.

Психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Развитие возр. и пед. психологии как науки напрямую зависит от методологической обеспеченности. Это означает, что каждый исследователь и психолог-практик должны четко знать методологические основы возр. и пед. психологии, уметь выбирать, а при необходимости и создавать в соответствии с целями и задачами исследования конкретные методики, иметь достаточное представление о системе методов, пригодных для познания психических явлений в области возрастной психологии.

В своих научных поисках возр. и пед. психология опирается на такие общефилософские принципы:

а) принцип всеобщей связи. Гносеологический смысл его заключается в необходимости учитывать в процессе изучения психического явления всю совокупность фактов, которые его касаются, а также выявлять иерархию связей между элементами структуры этого явления, выделяя в них главные и второстепенные.

б) принцип развития Он ориентирует на рассмотрение психики и окружения личности в процессе закономерных изменений, в развитии, динамике.

в) принцип единства теории и практики. Этот принцип обусловлен особенностями отношений человека с миром. Он не приспосабливается к природе, как животное, и не находится на созерцательных, теоретических позициях по отношению к ней, а активно действует, и эта ее деятельность является способом и формой отношения к объективному (природному, общественному) миру. Деятельность человека состоит в теоретико-практическом освоении, преобразовании внешнего мира. Поэтому теория и практика неразрывно связаны и взаимообусловлены гранями жизнедеятельности человека.

г) принцип конкретно-исторического подхода к анализу явлений. Согласно этому принципу все предметы и явления действительности необходимо рассматривать в их конкретных исторических связях и отношениях, как такие, которые возникают, функционируют, развиваются, отмирают, состояние которых на определенный момент обусловлен особенностями их предшествующему развитию.

 

5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического  исследования.

Наука не может развиваться, пока не будет постоянно обогащаться все новыми и новыми фактами. Для сбора фактов в психологии используются разные методы.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"