Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.

Файлы: 1 файл

шпоры ПСИХ 2014.docx

— 270.34 Кб (Скачать файл)

Метод— это способ получения фактов, путь научного познания, «способ, посредством которого познается предмет науки». Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических опытных данных для последующего теоретического анализа.

Все многообразие методов исследования, входящих в целостную систему, можно разделить на 4 основные группы методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные, эмпирические, методы качественно-количественного анализа научных факторов и интерпретационные методы.

Организационные методы. К этой группе относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод — это изучение одного и того же психического явления у разных групп испытуемых в зависимости от пола, возраста и т.д.

Лонгитюдный метод - это многократное обследование одного и того же человека на протяжении долгого времени, позволяет в течение многих лет прослеживать ход психического развития испытуемых.

Комплексный метод широко применяется для многостороннего исследования одного и того же явления с использованием множества частных методик и является переходом к междисциплинарному изучению деятельности (в исследовании принимают участие представители разных наук).

Эмпирические методы также широко применяются в психолого-педагогических исследованиях. К ним относятся: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, методы психодиагностики (тесты, опросные методы), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Методы обработки полученных данных (методы количественного и качественного анализа).

Интерпретационные метод включают генетический, метод (анализ материала в плане развития с выделением особых фаз, стадий, критичных моментов и т.д.) и структурный метод (установление структурных связей между всеми характерными способами).

Рассмотрим основные методы психологии.

Наблюдение — систематическое, целенаправленное изучение интересующих исследователя объектов. Требования, предъявляемые к научному наблюдению: цель, наличие плана (программы), фиксация и интерпретация результатов наблюдения, систематичность. Выделяют еще самонаблюдение как метод описания человеком протекания в самом себе тех или иных психических процессов и переживаний.

Главным методом психологического исследования является также и эксперимент. Эксперимент — метод сбора фактов в специальных условиях, которые обеспечивают активное проявление изучаемых психических явлений.

В психологии выделяют 2 вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — метод психологии, при помощи которого осуществляется сбор информации в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях и испытуемые не подозревают о том, что они выступают в качестве таковых.

В зависимости от степени вмешательства исследователя в протекание психических явлений эксперимент делится на:

  • Констатирующий, в котором выявляются обозначенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств;
  • Формирующий, который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с целью формирования у него определенных качеств;
  • Контрольный эксперимент, который позволяет в ходе сравнительного анализа выявить динамику изучаемого явления, а также эффективность формирующей экспериментальной методики.

Анкетирование — это метод множественного собирания статистического материала путем письменного опроса.

Беседа — выяснение с помощью системы специально подобранных вопросов особенностей психических явлений или качеств. Использование беседы требует следующих условий: установление психологического контакта с испытуемым, протоколирование содержания беседы, наличие ранее полученной информации о психическом явлении.

Метод изучения продуктов деятельности человека — это метод сбора фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности.

 

 

6. Основные понятия возрастной  психологии.

«Возраст» - это определенный цикл онтогенеза, имеющий специфику и качественное своеобразие психического развития, обусловленное физиологическими условиями организма, условиями жизни, обучением и воспитанием.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека ка личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

«Психическое развитие» - это закономерное изменение психологических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. На каждом этапе онтогенеза имеет свою специфику, проявляющуюся в возрастной динамике.

«Социальная ситуация развития (ССР)» - специфическая для каждого возраста система субъектов социальной деятельности в которой происходит психическое развитие (Выготский)– он определяет ее как то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возраста и обуславливают и динамику развития и психическое новообразование, возникающее к концу этого возраста.

«Психическое новообразование» - это качественные изменения психики человека к концу каждого возраста в условиях ведущего типа деятельности.

«Ведущий тип деятельности» (Леонтьев) - это  деятельность в рамках которой закладываются новые виды деятельности, перестраиваются психические познавательные процессы, возникают псих.новообразования, что в совокупности свидетельствуют о готовности ребенка к переходу на новую возрастную ступень развития.

«Возрастной кризис» - это особый, относительно непродолжительный по времени протекания период на разных этапах онтогенеза, характеризуемый обострением противоречий. Это противоречия между новыми потребностями или возможностями развития человека и невозможностью их удовлетворения.

«Сензетивный период развития» - это период в котором психика ребенка оказывается наиболее восприимчивой в усвоении чего-либо.

Эти понятия дают ключ к пониманию основных механизмов и закономерностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

 

7. Закономерности и движущие  силы психического развития.

Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1. Неравномерность и гетерохронность  психического развития.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни идут впереди остальных, являясь базой для других. В младенчестве интенсивно развиваются органы чувств, в раннем возрасте – речь, предметная деятельность.

Сенситивные периоды – наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, обостряется чувствительность к определенным воздействиям.

2. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную специализацию во времени.

Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом. Наиболее быстро психическое развитие идет от 0 до 3 лет. Стадии нельзя перестраивать или изменить, каждая имеет свою ценностью Важно не ускорять, а обогащать психическое развитие. Стадии психического развития характеризуются 3 компонентами:

1. Социальная ситуация  развития – соотношение внешних  и внутренних условий развития  психики.

2. Ведущая деятельность  – деятельность, которая обеспечивает  кардинальные линии психического  развития, формирования личностных  новообразований, происходит перестройка  психических процессов, возникают  новые виды деятельности.

3. Возрастные новообразования  – новый тип строения личности  и ее деятельности, психические  изменения, возникающие в данном  возрасте, которые определяют преобразования  в сознании ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал основной закон психического развития:

«Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени».

3. В ходе психического развития  происходит дифференциация и  интеграция процессов, свойств, качеств.

4. На протяжении психического  развития происходит смена причин, которые его определяют.

1. меняется взаимосвязь  биологических и социальных причин,

2. иное соотношение социальных  причин.

5. Психика отличается пластичностью.

Движущие силы психического развития - это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

 

8. Факторы психического развития.

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

 

9. Возрастная периодизация психического  развития.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.

1. Для  первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. (К. Бюлерсчитал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонскийпредлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.)

2. Для  второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. (3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания (оральная стадия (0-1год); анальная (1-3); фаллическая (3-6); латентная (6-11); генитальная (11-16)). Периодизация Л. Колбергаоснована на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собойсерию критических периодов (младенчество (0-1); раннее детство (1-3); детство (3-6); школьный возраст (6-12); отрочество и юность (12-20); ранняя зрелость (20-25); средний возраст (25-65); поздняя зрелость (после 65).Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.)

3. Третья  группа периодизаций выделяет  периоды наоснове существенных критериев, признаков. (В. И. Слободчиков, Л. С.,Выготскийна основе кризисов развития и психических новообразований (младенческий возраст (с кризиса новорожденности до 1 года); раннее детство (с кризиса 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (с кризиса 3 лет – до 7 лет); школьный (с кризиса 7 лет - 12); пубертатный возраст (с кризиса 13 лет – 17 лет);начинается кризис 17 лет), Д. Б. Эльконин.)

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

 

10. Психического развитие ребенка  в период новорожденности.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка Психологи называют этот период - кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"