Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

1 предмет  и задачи возрастной психологии

Наука о психическом  развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной  психологии в конце ΧΙΧ века. В  настоящее время детская психология как отрасль знания включает два  глобальных раздела - возрастная психология и психология развития.

Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая  внимание на психологических особенностях детей разного возраста. Психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию о законах  возрастного преобразования психологии детей. Возрастная психология и психология развития детей представляют собой неразрывно связанные области науки.

Области практического  применения возрастной психологии. Выделение  возрастной психологии в самостоятельную  отрасль знания было связано с запросами практики обучения и воспитания детей. Педагогика обращалась к детской психологии с вопросами, что же такое процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, делавшиеся детской психологией, всегда были обусловлены общим уровнем психологических знаний.

Успехи в решении  теоретических задач детской  психологии расширяют возможности  ее практического внедрения. В качестве практических задач детской психологии выделяются задачи:

§   активизации  процессов обучения и воспитания,

§   контроля над  процессами детского развития,

§   диагностики  и отбора детей в специальные  учреждения.

 детский психолог  должен сказать: правильно ли  развивается и функционирует  психика ребенка, а если неправильно,  то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

2 связь  возрастной психологии с другими  науками

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

В общей психологии исследуются психические функции  — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., Возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность  проследить зависимость развития ребенка  от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.

Целенаправленное воздействие  взрослых, воспитывающих и обучающих  ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.

Детская психология — учение о периодах детское развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Важными составляющими  предмета детской психологии являются раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

3 методы  возрастной психологии

Методы исследования возрастного развития ребенка включают несколько блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Данные методы позволяют получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей. Эти методы адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Из дифференциальной психологии заимствованы методы, которые  используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов  занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Эти исследования позволяют приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии заимствована группа методов, посредством  которых изучаются межличностные  отношения в детских группах, взаимоотношения между детьми и  взрослыми людьми. Это — наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Организационные методы. Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших  детских группах с помощью  конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Когда делается несколько  срезов, подключается сравнительный  метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции — сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет). Если же задача состоит в том, чтобы определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы — детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения.

Конечно, подбирая группы по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнивать» другие существенные различия между  детьми — следят, чтобы в группах  было одинаковое количество мальчиков  и девочек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психическом развитии и т.д. Остальные многочисленные индивидуальные различия не принимаются во внимание. Те данные, которые мы имеем благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Лонгитюдный метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Метод срезов и лонгитюдный  метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

Эмпирические методы. Поставив перед собой исследовательскую  задачу и наметив основные пути ее решения, психолог делает еще ряд шагов в построении своей работы. Он выбирает один из методов получения результатов — наблюдение, экспериментальный метод или психодиагностический метод.

Рассмотрим особенности  применения таких различных методов  исследования, как наблюдение, эксперимент, тестирование и опрос в возрастной психологии. Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Методы, используемые обычно при изучении взрослых,— тесты, эксперимент, опрос —недоступны детям, особенно в младенческом и раннем возрасте.

Метод наблюдения. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста.

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. В числе требований можно назвать:

§   четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);

§   объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

§   систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации). Для того чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно. Дети растут очень быстро, их психология и поведение меняются на глазах, и достаточно, например, пропустить в младенчестве всего лишь один месяц, а в раннем детстве — два или три месяца, чтобы получить ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет,— ежемесячно; в дошкольном детстве, от трех до шести-семи лет,— как минимум один раз в полгода; в младшем школьном возрасте — раз в год и т. д. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями;

§   наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что взрослый наблюдает за ним специально, иначе его поведение изменится). Вести наблюдение за детьми проще, чем за взрослыми, так как ребенок под наблюдением обычно более естествен, не играет специальных социальных ролей, свойственных взрослым.

Экспериментальный метод. Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики ребенка.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно  более приближенной к привычным  для них условиям. Эксперимент  в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован  и проведен в форме игры. Игровая  ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка. Отсутствие у ребенка интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллектуальные способности и интересующие исследователя психологические качества. В результате ребенок может показаться исследователю менее развитым, чем он есть на самом деле.

В возрастной психологии применяют два типа экспериментов -констатирующий эксперимент и формирующий  эксперимент.

В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.

Наряду с разного  рода констатирующими экспериментами, в возрастной психологии применяется формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции. Л.С. Выготский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий (экспериментально-генетический метод). В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ).

Психодиагностические  методы. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.

Развитие личности изучается  с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции — перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (детский вариант тематического апперцептивного теста), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя их своими заботами и переживаниями. Например, младший школьник, у которого главная проблема — успеваемость, часто представляет себе эти ситуации как учебные; неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика-лентяя отец ругает за очередную «двойку», а аккуратная отличница наделяет того же персонажа прямо противоположными свойствами и повествует о его выдающихся успехах. Тот же механизм проявляется в окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методика завершения рассказа), в продолжении фраз (методика неоконченных предложений) и т.д.

Отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе, позволяет определить социометрический метод. Ребенку предоставляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего относится, скажем, отвечая на вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» Выборы детей, взаимные и невзаимные, раскрывают структуру отношений в группе: больше всего выборов получают «звезды» — самые популярные дети; есть дети предпочитаемые; дети, которых мало кто выбирает, для них особенно важна взаимность симпатий; и изолированные, отвергаемые — их никто не выбирает, они в наибольшей степени нуждаются в помощи.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии