Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-

ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления. При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как

можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде ≪удерживания≫ (запоров) или, напротив, ≪выталкивания≫. Эти фиксированные реакции,

распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анальновыталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3— лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт —ком-плекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание ≪обладать≫ матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.

Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс —комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем сво-

его пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический ≪доступ≫ к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, позна-

ние, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-

ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор

брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает

нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Гениталъный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до

пятилетнего возраста, а позже человек уже только ≪функционирует≫, пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство

отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.).

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фикса-

ция либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Психоанализ 3. Фрейда

Основной предмет                            Развитие личности

исследования

Методы                                                Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений,

Исследования                                    оговорок и т.д.

Основные понятия                           Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид,

                                                              Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо),

                                                               сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального  

                                                              развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов

                                                             комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение,  

                                                             фиксация, генитальный  характер

Основные идеи                                Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация

                                                             индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие.

                                                             Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с 

                                                             окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной

                                                           биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая,

                                                             латентная, генитальная

Факторы развития                          Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности

                                                            сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями)

Ценное                                              Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека,

                                                            значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея

                                                            чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления                                  — Мифологичность

Критики                                            — Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных

                                                           — Трудность проверки

                                                           — Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового

                                                                возраста

                                                         

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли.__

      Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсут-

ствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей1. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895—1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды ≪Введение в детский психоанализ≫ (1927), ≪Норма и патология в детстве≫ (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и

получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности2.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания),

анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из

них — анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения — веселое настроение, вместо ревности — чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных

фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними. Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: ≪Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы

его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь≫, — подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а

не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная — давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия — могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.__

16 эпигенетическая концепция Э Эриксона

Предметом исследования Э. Эриксона (1902-1994) стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно  принимаемый образ себя во всем богатстве  и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Выводы, которые он делает относительно природы неврозов, соотносятся не с нарушением психосексуального развития, как считал З. Фрейд, а с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону - не интра- , а интерперсональное явление.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии