Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"

Файлы: 1 файл

возрастная.docx

— 77.20 Кб (Скачать файл)

1.Предмет возрастной психологии.

 

Предмет ВП:

ВП изучает ведущий тип деятельности, развитие психических процессов  и развитие личности на этапах жизненного пути человека от рождения до старости включительно.

 

ВП возникла в качестве самостоятельной  области знания к концу 19 века –  начало 20 века. Сначала она возникла как детская психология. Но запросы  общества и науки, а также современные  исследования побуждают рассматривать  развитие человека на протяжении всего  жизненного пути.

Разделами ВП являются:

  1. Детский, включая подростковый возраст.
  2. Психология юности.
  3. Психология зрелости.
  4. Геронтология – психология старости.

 

Задачи есть теоретические и практические.

Теоретические: прежде всего это создание современной периодизации психического развития и развития личности на протяжении всего жизненного пути. Также в актуальные задачи можно выделить создание современной, научно обоснованной периодизации взрослого человека.

Практико-ориентированные: создание методической базы для контроля за развитием на отдельных этапах жизненного пути; создание методов психологической помощи в периоды кризисов в зрелом возрасти и в старости; выявление ведущего типа деятельности на отдельных этапах жизненного пути, а также в детстве.

Возрастная психология – это  особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических  особенностях личности людей разного  возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить  вне развития (генезиса), вне развертывания.

любой ступени исследований данная область никогда не выступает  как нечто неизменное. Предмет  возрастной психологии – изучение и представление в виде научных  фактов и соответствующих научных  теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.

В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные психологические  характеристики индивидов из разных возрастных групп.

Возрастная психология отмечает два  вида изменений, происходящих в человеке: основательные качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах – и в психике, и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев  – для младенцев, до нескольких лет  – для индивидов старшего возраста).

Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с  эволюционными возрастными изменениями как в психологии, так и в поведении индивида.

Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и  совпадают со всеми кризисами  возрастного развития, которые возникают  всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других – эволюционных – изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных  преобразований психики и поведения  – это и есть основание для  разделения детства на периоды возрастного  развития.

Третий вид изменений – особый. Он называется ситуационными изменениями. Это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в  коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и  поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что первые два  вида, т. е. возрастные эволюционные и  революционные изменения психики  и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция –  преобразование психологии человека как  личности в сторону прогресса. Ситуационные, наоборот, очень неустойчивые, обратимы, и предполагается, что их закрепление  обязательно происходит в последующих  упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они  оставляют личность без видимых  перемен и затрачивают лишь формы  поведения – знания, умения, навыки. Все три описанных вида изменений  являются первой составляющей предмета возрастной психологии.

Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое  сочетание психологии и поведения, обозначенное понятием «возраст». В  каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание  психических и поведенческих  особенностей, которое за пределами  этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст»  в психологии ассоциируется исключительно  с особенностями психологии и  психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством  прожитых лет. Так, существует два вида возраста: паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть  не по годам взрослым и развитым, причем даже в своих суждениях  и поступках (вундеркинд), и наоборот, подросток, или даже юноша, могут  проявлять себя как дети, т. е. вести  себя инфантильно. Возрастные особенности  имеют познавательные процессы человека, так как общий план развития психики  непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь. Любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно – в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраст, которое психологически верно определено для данного периода времени, – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии. Данный термин широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом.

Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Движущие силы –  это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в  себе энергетические побудительные  источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.

 

 

 

2.Теория, методы и факты возрастной психологии, их связь и зависимость.

приходишь ты в ресторацию

открываешь меню

короче в меню

написано:

алкоголь

десерт

горячее

первое

второе

вот эти слова (классификаторы)

являются классификаторами, отражающими КОНЦЕПЦИЮ блюд, которые  в этих разделах

допустим в салатах

там есть оливье, цезарь, сельдь под шубой

так вот, ольвье и  цезарь отражают КОНЦЕПЦИЮ куринных салатов

а селедка - это концепция  рыбных

это 2 разных понятия

в 1м случае мы оцениваем  классификатор основного признака

в 2м - классификатор  второстепенного признака

т.е. мы имеем массив классификаторов, разделенных по иерархии на 2 признака

соответственно, каждому  признаку принадлежит своя концепция

т.е. концепция горячих  блюд

и концепция горячих  блюд из говядины

это 2 разные концепции, причем 2я частично (или полностью) отражает свойства 1й

так же и тут

КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРИИ

и концепция развития

вроде так

вот

поэтому ты можешь рассказать что вся теория делится на 3 части

описать признаки деления

потом вкратце описать  каждую часть

а потом сказать, что существует несколько теорий по версии разных фриков)

и перечислить их списком

возрастная психология делится на 3

психология новорожденных

психология старперов

психология детей

: психология новорожденных  является очень ранимой, поскольку  в ней все входные данные  принимаются за абсолютно достоверные,  и сразу же заполняют память

детская психология является переходной ступенью

при функционировании детского разума происходит проецирование  неизвестных процессов на известные

психология старперов  делится на  2 типа

1) психология взрослых

2) психология тех кто собой посыпает дорожки

1) самые устойцивые

2) при отмирании  клеток мозга

остаются некоторые  шаблоны

сквозь которые проецируется любое воздействие

далее

в процессе научного развития было выделено несколько типов  работ в этом направлении

например такие как:

<<<. Биогенетические  концепции развития 

. Социогенетические  концепции развития 

. Концепция конвергенции  двух факторов детского развития 

. Психоаналитические  теории детского развития 

 Эпигенетическая  теория личности Эрика Эриксона 

. Теория социального научения

. Когнитивная теория  развития (концепция Ж. Пиаже) 

. Культурно-историческая  концепция 

 Концепция психического  развития ребенка Д. Б. Эльконина

Биогенетические концепции развития

Большое влияние на возникновение  первых концепций

детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые

четко сформулировавшая идею о том, что развитие, гене-

зис, подчиняется определенному  закону. Затем Э. Геккель

и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетиче-

ский закон: в ходе внутриутробного  развития животное

или человек повторяет кратко те стадии, которые прохо-

дит данный вид в своем филогенезе.

С. Холл сформулировал подобный закон  для после-

утробного развития. Теории психического развития, свя-

занные с идеей повторяемости  в этом развитии истории

человечества, принято называть теориями рекапитуля-

ции.

С появлением трудов Э. Торндайка и  И. П. Павлова пе-

рестала господствовать идея связывания психического

развития только с развертыванием инстинктов. И. П. Пав-

лов показал, что существуют и приобретенные  формы по-

ведения, в основе которых лежит  условный рефлекс  или

ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сво-

диться к проявлениям инстинктов и дрессуре.

На этой почве стали появ-

ляться теории, согласно которым  психика в своем раз-

витии проходит три этапа: инстинкта, дрессуры и интел-

лекта. Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории

развития К. Бюлера. Он связывал три  ступени развития,

их возникновение не только с  созреванием мозга и услож-

нением отношений с окружающей средой, но и с развити- ем аффективных процессов, с развитием переживания

удовольствия, связанного с действием.

И в современных теориях развития сторонники биоло-

гизаторских взглядов, отводя ведущую  роль в развитии

личности человека его природно-биологическому началу,

полагают, что основные психические  свойства личности

как бы заложены в самой природе человека, определяю-

щей его жизненную судьбу. Генетически  запрограммиро-

ванными они считают интеллект, аморальные черты ха-

рактера и др. Допущение преформизма  мы видим и

в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума

выглядит как нечто биологически детерминированное,

и у представителей гуманистической  психологии, как, на-

пример, А. Маслоу, который, подчеркивая  врожденный

компонент гуманных потребностей человека (любовь,

симпатия, уважение), доказывает, что  они имеют инстик-

тоидную природу, специфическую для  человеческого

рода.

Социогенетические концепции развития

Истоки социогенетического направления - в идеях фи-

лософа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появ-

ляется на свет с чистой как восковая доска душой. На

этой доске воспитатель может  написать все, что угодно, и

ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет

таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Акцентируя в противовес ≪биологизаторам≫ другой

фактор - социальный, авторы социогенетических кон-

цепций полагают, что в поведении  человека нет ничего

врожденного и каждое его действие - это лишь продукт

внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя  внешними

раздражителями, можно ≪изготовить≫ человека любого

склада. Представителем этой концепции  является амери-

канский психолог Дж. Уотсон.

На передний план в исследованиях  научения, после

вхождения в американскую психологию идеи проведения

строгого научного эксперимента, по примеру опытов

И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции,

условных и безусловных  стимулов. Так возникла ассоциа-

нистическая теория научения (Дж. Уотсон, Э. Газри).

Когда внимание исследователей привлекли  функции

безусловного стимула в установлении новой ассоциатив-

ной стимульно-реактивной связи, возникла концепция

научения, в которой главный акцент был сделан на значе-

нии подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и

Б. Скиннера, получившие название ≪бихевиоризм≫.

В классическом бихевиоризме проблема ≪развития ре-

бенка≫ специально не акцентируется - там есть лишь

проблема научения на основе наличия  или отсутствия

подкрепления под влиянием среды.

Таким образом, в социогенетических  теориях в качест-

ве основного фактора развития психики рассматривалась

среда, активность ребенка не учитывалась.

 

 Концепция конвергенции

двух факторов детского развития

При попытке ответить на вопрос о  том, как соотносятся

среда и наследственность, возникла теория конвер-

генции, или теория двух факторов, разработанная

В. Штерном.

Штерн - специалист в области дифференциальной

психологии, в которой наиболее остро стоит проблема

взаимоотношения биологического и  социального. В пси-

хологии существовали две теоретические  концепции,

одинаково имеющие право на существование, - эмпи-

ризм (≪человек - чистая доска≫) и нативизм (≪существу-

ют врожденные идеи≫). Если из двух противоположных

точек зрения каждая может опираться на серьезные осно-

вания, то истина должна заключаться в их соединении, -

так полагал В. Штерн (1922). С его точки зрения психи-

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"