Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ гос.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ПСИХОЛОГИЯ 

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.Познавательная сфера личности, это:ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

Ощущение – простейший психический процесс, сосотоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств.Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор – орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, состоящий из: рецептора, афферентные, эфферентные пути, корковый отдел анализатора. 

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

ИЛИ Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами:

Предметность – отнесенность образов восприятия предметами и явлениями окружающего мира (соответствие образа и реального предмета).

Целостность – законченная, оформленная структура на основе общения знаний о всех свойствах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. 

Осмысленнсть – связь с мышлением, сознательно  воспринимать предмет, значит мысленно называть его, относить его к определенной группе, классу предметов. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами.

Структурность – некая обощенная структура, которая формируется в течении некоторого времени. 

Константность - относительное постоянство некоторых  свойств предметов при изменение его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечном многообразном и изменчивом мире. 

Апперцепция – обусловленность восприятия человека, зависит от содержания его психической жизни, прошлого опыта, особенностями эмоционального состояния и особенностями познавательной сферы в целом.

Избирательность - человек не может воспринимать все, что на него воздействует, он воспринимает то, что необходимо, в данный момент.

Классификация восприятия:

1) По основанию: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое;

2) По форме: восприятие  пространства, восприятие движения, восприятие времени.

Сходство с ощущением: непосредственное воздействие на органы чувств.

Различия: ощущения - отдельные свойства, восприятие - отражение целостных свойств .

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс.

Специфика воображения  состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. 
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: 
-    осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; 
-    способствует предвосхищению будущего; 
-    «оживляет» то, что было ранее. 
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. 
Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. 
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. 
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. 
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности. 
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло.

Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом  и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит: 
•    от степени завершенности действий запоминания; 
•    от интересов и склонностей личности; 
•    от отношения личности к той или иной деятельности; 
•    от эмоционального настроя; 
•    от волевого усилия. 
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации. 
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п. 
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п. 
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. 
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Виды памяти: 
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала: 
•    Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. 
•    Эмоциональная (аффективная память) характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. 
•    Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно-важного объекта и его местонахождение в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную. 
•    Словесно - логическая память: на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. 
В зависимости от характера деятельности: 
•    Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта. 
•    Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном опыте. 
В зависимости от способа запоминания: 
•    Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала. 
•    Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала. 
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти: 
•    Ультракороткая - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре. 
•    Кратковременная память - определенная фаза памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. 
•    Долговременная память обуславливается стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь. 
•    Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Характеристики памяти

Объем - показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала. 
Точность - показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала. 
Скорость запоминания - это показатель времени, затраченного на запоминание необходимой для решения задач информации. 
Длительность сохранения это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, т. е. время от предъявления информации до осуществления цели действия. 
Лабильность (подвижность) - показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала. 
Помехоустойчивость — устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех. 
Процессы памяти: 
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: 
•    запечатление; 
•    непроизвольное запоминание; 
•    преднамеренное запоминание (заучивание). 
Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. 
Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. 
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: 
•    узнавание 
•    воспоминание 
•    припоминание 
•    реминисценция.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. 

Формы мышления: 
Человеческое мышление осуществляется с помощью опоры на понятие. Понятием обозначается слово, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки для групп предметов, объединенных этим понятием. 
Суждение - это единица логического мышления, это высказывание, в котором утверждаются или отвергаются какие-либо связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. 
Умозаключение - такая форма логического мышления, когда из содержания нескольких суждений выводится новое суждение.

Мыслительные операции: 
Сравнение. Установление сходства и различия между предметами. Обычно легче всего устанавливаются различия (описательная операция). Анапа - мысленное выделение в объекте составляющих его сторон.

Синтез - объединение выделенных анализом экспериментов в единое целое. 
Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков при одновременном отвлечении от других. При образовании понятия, человек выделяет существенные признаки и отвлекается от несущественных. 
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (в понятие). 
Классификация - распределение предметов на основании присущих существенных признаков по соответствующих группам и классам. Для нее очень важно правильно выбрать основания для классификации, то есть признак, по которому предметы делятся на группы и классы. 
Систематизация — мысленное расположение классов, предметов в определенном порядке, в соответствии с существенными связями между ними. 
Конкретизация — переход от абстракции, то есть от отвлеченных свойств, признаков к конкретным признакам свойства. 
Виды мышления: 
1)    наглядно - действенное (предметно - действенное); 
2)    наглядно - образное; 
3)    словесно - логическое.

Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ

Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической  функции, формы поведения обусловлено  многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые определяют его), которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенеза. 
Систему этих закономерностей образуют следующие факторы: 
1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей. 
2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ​​нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. 
3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь. 
Сензитивность (лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду. 
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции. 
4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте. 
Стадиальность развития - разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации. 
Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития. 
Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. Переход ее от одного этапа развития к другому является прежде переходом к новому, качественно более высокого и глубокого связи с обществом, частью которого она является и без связи с которым не может жить. 
Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлено многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые определяют его), которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенеза.

Основные и характеристики стадии психического развития являются: 
1) социальная ситуация развития - соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, к самому себе; 
2) новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Речь идет о положительных приобретенные особенности, позволяющие перейти на новую стадию развития; 
3) ведущая деятельность - деятельность, которая обеспечивает кардинальные изменения в психике ребенка на определенном возрастном этапе. В ней наиболее полно представлены типичные для этого возраста отношения ребенка со взрослым, отношения к действительности; 
4) дифференциация - отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью; 
5) интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно новом уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию; 
6) кумулятивность - включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя; 
7) пластичность - возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций за их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций; 
8) подражание - своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения, личностных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности. 
Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка. 
Различные психические процессы, свойства и качества личности ребенка постоянно находятся в состоянии дифференциации и интеграции. 
Итак, закономерности психического развития ребенка, которые имеют свои факторы и характеристики, предусматривают и определяют ее дальнейшее развитие в процессе онтогенеза.

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Теория обучения —  это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий  психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавателя) и учащегося (студента).

Теория обучения не тождественна рассмотренной выше теории учебной  деятельности, относящейся только к  учащемуся. Обучение — процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким образом, теория обучения может рассматриваться как система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.

С точки зрения деятельностного  подхода необходимо понимать обучение как две взаимосвязанные и  взаимообусловленные деятельности — обучающую и учебную. Содержание этих двух деятельностей, несмотря на их тесную связь, различно

Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации, а обучающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квалифицированного специалиста.

Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавания учебного предмета как оптимального преподнесения учебного материала.

Психологическая теория обучения в отечественной психологии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была впервые сформулирована Л. С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Введенное тогда Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Способность адекватно воспринять помощь взрослого, определяющая меру этой помощи, выступает показателем потенциальных возможностей ребенка к обучению. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения, т. е. то, чего ребенок уже достиг к этому моменту, — это есть, по Л. С. Выготскому, «зона актуального развития».

Первый вывод. Безрезультативно то обучение, которое опирается только на наличный уровень развития учащегося. Значит, можно подвергнуть сомнению то, чем руководствуется дидактика, — принцип доступности. Не здесь  ли кроется одна из причин недостаточной  эффективности обучения? Сомнение подтвердилось в исследованиях.

Второй вывод. Если развитие психики человека зависит от обучения и следует за ним, то его методы и приемы должны ориентироваться  на общее умственное (психологическое) развитие личности, а не просто на усвоение научных знаний по изучаемым дисциплинам (так называемых дисциплинарных знаний). Последние могут считаться по-настоящему усвоенными, если приводят к развитию психики человека, ее разносторонних функций, регулирующих его поведение и деятельность. Как это сделать — требовалось исследовать.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.

Другой подход к проблемам  учения содержится в теории поэтапного формирования умственных действий и  понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным  и Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками.  
В этой теории учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах.  
 
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. 

Другой подход к проблемам  учения содержится в теории поэтапного формирования умственных действий и  понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным  и Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками.  
В этой теории учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах.  
Теория проблемного обучения.  
Отечественный опыт. Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности:  
Концепция программированного обучения. 

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной  программе, в которой предусмотрены  действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей  машины).  
Суггестопедическая концепция обучения.

СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ - это обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Оно  предполагает комплексное использование  всех вербальных и невербальных, внешних  и внутренних средств суггестии (внушения). 
Основы суггестопедии заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.  
Теория обучения на основе нейролингвистического программирования.

Теория нейролингвистического  программирования (НЛП) представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека.

ПСИХОЛОГИЯ

Источником всякой активности личности является потребность.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:1)биологические (витальные);2)информационные (лежащие в основе социальных потр-тей). Биологические потр-ти являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потр-й ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение к-х происходит удовлетворение п-тей. Информационные потр-и (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биол-ми потр-ми.  Происхождение потребностей. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее. Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Мотив – это побуждение к действию. Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, (мотивы – стимулы). Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности – отношения иерархии мотивов. А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей.  5. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);4.потребность в безопасности (стабильность, порядок);3.потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);2.потребность в уважении (самоуважение, признание);1.потребность в самоактуализации (развитие способностей). Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям. Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, к-й как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Главная характеристика потребностей – их предметность. Существует 2 рода потребностей, управляющих человеком: биологические и социальные (натуральные и духовные). Природа потребностей зависит от особенности деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У человека – это д-ть.  Осуществляя  д-ть, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной  д-ти. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их.  Потребность побуждает поисковую активность. По наличию поисковой активности можно говорить о наличии потребности. В процессе поисковой активности мы находим предмет потребности и потребность опредмечивается. С этого момента предмет потребности называется мотивом. Потребность обладает побуждающей функцией. Мотив – побуждающей, направляющей, смыслообразующей.

ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В.И. Слободчиков и  Г.А. Цукерман проанализировали две  наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:

I. Оживление  (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.

II. Одушевление  (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

V. Универсализация  (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов».

Периодизация, выстроенная  Выготским, включает следующие периоды:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет);

— кризис 17 лет.

Эльконин представил последовательность психологических  возрастов в детстве следующим образом:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым;

— кризис одного года;

— ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;

— кризис семи лет;

— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;

— кризис 11 — 12 лет;

— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение  со сверстниками;

— кризис 15 лет.

ПСИХОЛОГИЯ

Психолог-е проблемы развития подростка. 10-15лет. Переход от детства к взрослости. Закладываются общие черты моральных, соц-х качеств л-ти. Бурный рост тела в длину, повыш-е обмена вещ-в, мышечная ткань неуспевает, учащенное поверхностное дыхание, перебои в сердце, нехватка воздуха, может развиться гипохондрия – мномая бол-нь. Нарушается осанка – искривление позв-ка, повышенная утомляемость,, головокружение. Рост лобных долей мозга, совершенствуется абстрактоное мышление. Память (логическая) улучшается. НС неспособна выдерживать раздражители, приводит к аффектам, агрессиям, могут быть вялыми, безучастными, продолжительность сна 9-10час., работоспособность снижена на 30%.существует потребность в смене занятий. Возрасное половое созревание. Формируется любовный идеал: на уровне физиологическом (то чего нет у тебя во внешности, по полному различию), на социальном уровне (по сходству, кач-ва л-ти к-е свойственны вам). Психологич-е особенности: не следует ему примерять взрослые законы, они не допускают в свой мир требования, чтобы окружающие относились к нему как ко взрослому, уровень притязаний предвосхищает его будущее положение-взрослость, делает взрослые поступки. Формируется мировоззрение подростка – негативизм – склонность к опрометчивым, прямолинейным обобщениям, категоричность. Часто видят плохое. Жестокость – это особенность возраста. Авторитетом пользуются не самые лучшие качества у людей. Подростков привлекает индивид-ть. Не воспринимают критику. Аффект неадекватности – на любое незначит-е замечание реакция (будут все знать, что он психопат, с ним лучше не связываться – эффект отпугивания) Конструктивная ложь – ложь планируется заранее и в последствии применяется в деле. Бесчувствие (холодность) – культивированная, взращённая в себе холодность, повышенная эмоциональность, нетерпимы к запретам. Не примеримость кзлу, к неправде. В этом возрасте формируется самооценка, но она неустойчивая.. Воспитывать адекватную самооценку, главная задача педагогов и родителей. Важно выделить наклонности к способностям. Старшие подростки способны к отдельным волевым действиям. Проявлять волю в том виде деятельность кототорая затрагивает их. В этом возрасте выделяется сфера личностных взаимоотношений, товарищество становится очень значимым. Обучение речевому контакту, это стимул к самосовершенствованию. Сдержанность в словах, чувствах, боязнь выразить свою слабость, чувство групповой солидарности(на подростковом своем языке).Потребность в собственной линии поведения, дружба избирательная, устойчивая. Писк друга. Если нет друга проблема отверженных. Развитие психических функций. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное. В подр-м возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Развитие самосознания. Последовательно появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 л.).Подростковые реакции. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях.

ПСИХОЛОГИЯ

1. Юность как стадия  жизненного пути человека. Период  юности - это период самоопределения.  Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

2. Психологические теории юности 

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. 
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.  
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

Подавляющее большинство юношей и  девушек - это учащиеся либо общеобразовательной  школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть  юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.

4. Формирование мировоззрения в  ранней юности 

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

5.Готовность к самоопределению  как основное новообразование  ранней юности 

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.  
- открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; 
- стремление к самопознанию; 
- формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; 
- самоуважение; 
- становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!".

6. Эмоционально-волевая  сфера.

Эмоциональная сфера  старшеклассника отличается: многообразием  переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью сопереживать; появлением чувства юнешеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развитием эстетических чувств.

Волевая сфера. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек, в старших классах, резко снижается смелость, что создаёт трудности в зщанятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости.



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"