Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"
ПСИХОЛОГИЯ Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.Познавательная сфера личности, это:ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь. Ощущение – простейший психический процесс, сосотоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств.Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор – орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, состоящий из: рецептора, афферентные, эфферентные пути, корковый отдел анализатора. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. ИЛИ Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: Предметность – отнесенность образов восприятия предметами и явлениями окружающего мира (соответствие образа и реального предмета). Целостность – законченная, оформленная структура на основе общения знаний о всех свойствах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Осмысленнсть – связь с мышлением, сознательно воспринимать предмет, значит мысленно называть его, относить его к определенной группе, классу предметов. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами. Структурность – некая обощенная структура, которая формируется в течении некоторого времени. Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменение его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечном многообразном и изменчивом мире. Апперцепция – обусловленность восприятия человека, зависит от содержания его психической жизни, прошлого опыта, особенностями эмоционального состояния и особенностями познавательной сферы в целом. Избирательность - человек не может воспринимать все, что на него воздействует, он воспринимает то, что необходимо, в данный момент. Классификация восприятия: 1) По основанию: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое; 2) По форме: восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени. Сходство с ощущением: непосредственное Различия: ощущения - отдельные свойства, восприятие - отражение целостных свойств . Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс. Специфика воображения
состоит в переработке прошлого
опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует
то, что есть в памяти. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло. Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит: Виды памяти: Характеристики памяти Объем - показатель количества запоминаемого
и сохраняемого в памяти материала. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Формы мышления: Мыслительные операции: Синтез - объединение выделенных анализом экспериментов
в единое целое. Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности. |
ПСИХОЛОГИЯ Основные закономерности психического развития Развитие каждой психической
функции, формы поведения обусловлено
многими особенностями, но психическое развитие
имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые
определяют его), которые проявляются
во всех сферах психики и сохраняются
в течение всего онтогенеза. Основные и характеристики стадии психического
развития являются:
ПСИХОЛОГИЯ Теория обучения —
это раздел педагогической психологии,
теоретически и экспериментально изучающий
психологические условия Теория обучения не тождественна рассмотренной выше теории учебной деятельности, относящейся только к учащемуся. Обучение — процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким образом, теория обучения может рассматриваться как система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения. С точки зрения деятельностного
подхода необходимо понимать обучение
как две взаимосвязанные и
взаимообусловленные Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации, а обучающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квалифицированного специалиста. Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавания учебного предмета как оптимального преподнесения учебного материала. Психологическая теория обучения в отечественной психологии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была впервые сформулирована Л. С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Введенное тогда Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Способность адекватно воспринять помощь взрослого, определяющая меру этой помощи, выступает показателем потенциальных возможностей ребенка к обучению. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения, т. е. то, чего ребенок уже достиг к этому моменту, — это есть, по Л. С. Выготскому, «зона актуального развития». Первый вывод. Безрезультативно то обучение, которое опирается только на наличный уровень развития учащегося. Значит, можно подвергнуть сомнению то, чем руководствуется дидактика, — принцип доступности. Не здесь ли кроется одна из причин недостаточной эффективности обучения? Сомнение подтвердилось в исследованиях. Второй вывод. Если развитие психики человека зависит от обучения и следует за ним, то его методы и приемы должны ориентироваться на общее умственное (психологическое) развитие личности, а не просто на усвоение научных знаний по изучаемым дисциплинам (так называемых дисциплинарных знаний). Последние могут считаться по-настоящему усвоенными, если приводят к развитию психики человека, ее разносторонних функций, регулирующих его поведение и деятельность. Как это сделать — требовалось исследовать. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Другой подход к проблемам
учения содержится в теории поэтапного
формирования умственных действий и
понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным
и Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками. Другой подход к проблемам
учения содержится в теории поэтапного
формирования умственных действий и
понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным
и Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками. Программированное обучение
- это обучение по заранее разработанной
программе, в которой предусмотрены
действия как учащихся, так и педагога
(или заменяющей его обучающей
машины). СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ - это обучение на основе эмоционального
внушения в бодрствующем состоянии,
приводящее к сверхзапоминанию. Оно
предполагает комплексное использование
всех вербальных и невербальных, внешних
и внутренних средств суггестии (внушения). Теория нейролингвистического программирования (НЛП) представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека. |
ПСИХОЛОГИЯ Источником всякой активности личности является потребность. Потребности – субъективные явления, побуждающие
к деятельности и представляющие собой
отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие
потребностей может быть сведено к двум
основным классам:1)биологические (витальные);2)информационные
(лежащие в основе социальных потр-тей). Биологические потр-ти являются легко и быстро насыщаемыми.
Регулирующая функция биологических потр-й ограничена, так как они определяют
поведение в сравнительно небольшие отрезки
времени, в течение к-х происходит удовлетворение
п-тей. Информационные потр-и (к ним относятся и познавательные, и
социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по
сравнению с биол-ми потр-ми. Происхождение
потребностей. Платонов считает |
ПСИХОЛОГИЯ Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии: I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов». Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды: — кризис новорожденности; — младенчество (2 месяца — 1 год); — кризис одного года; — раннее детство (1 — 3 года); — кризис трех лет; — дошкольный возраст (3 — 7 лет); — кризис семи лет; — школьный возраст (8—12 лет); — кризис 13 лет; — пубертатный возраст (14—17 лет); — кризис 17 лет. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом: — кризис новорожденности; — младенчество (2 месяца
— 1 год) — непосредственно- — кризис одного года; — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность; — кризис трех лет; — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра; — кризис семи лет; — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность; — кризис 11 — 12 лет; — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками; — кризис 15 лет. |
ПСИХОЛОГИЯ Психолог-е проблемы развития подростка. 10-15лет. Переход от детства к взрослости. Закладываются общие черты моральных, соц-х качеств л-ти. Бурный рост тела в длину, повыш-е обмена вещ-в, мышечная ткань неуспевает, учащенное поверхностное дыхание, перебои в сердце, нехватка воздуха, может развиться гипохондрия – мномая бол-нь. Нарушается осанка – искривление позв-ка, повышенная утомляемость,, головокружение. Рост лобных долей мозга, совершенствуется абстрактоное мышление. Память (логическая) улучшается. НС неспособна выдерживать раздражители, приводит к аффектам, агрессиям, могут быть вялыми, безучастными, продолжительность сна 9-10час., работоспособность снижена на 30%.существует потребность в смене занятий. Возрасное половое созревание. Формируется любовный идеал: на уровне физиологическом (то чего нет у тебя во внешности, по полному различию), на социальном уровне (по сходству, кач-ва л-ти к-е свойственны вам). Психологич-е особенности: не следует ему примерять взрослые законы, они не допускают в свой мир требования, чтобы окружающие относились к нему как ко взрослому, уровень притязаний предвосхищает его будущее положение-взрослость, делает взрослые поступки. Формируется мировоззрение подростка – негативизм – склонность к опрометчивым, прямолинейным обобщениям, категоричность. Часто видят плохое. Жестокость – это особенность возраста. Авторитетом пользуются не самые лучшие качества у людей. Подростков привлекает индивид-ть. Не воспринимают критику. Аффект неадекватности – на любое незначит-е замечание реакция (будут все знать, что он психопат, с ним лучше не связываться – эффект отпугивания) Конструктивная ложь – ложь планируется заранее и в последствии применяется в деле. Бесчувствие (холодность) – культивированная, взращённая в себе холодность, повышенная эмоциональность, нетерпимы к запретам. Не примеримость кзлу, к неправде. В этом возрасте формируется самооценка, но она неустойчивая.. Воспитывать адекватную самооценку, главная задача педагогов и родителей. Важно выделить наклонности к способностям. Старшие подростки способны к отдельным волевым действиям. Проявлять волю в том виде деятельность кототорая затрагивает их. В этом возрасте выделяется сфера личностных взаимоотношений, товарищество становится очень значимым. Обучение речевому контакту, это стимул к самосовершенствованию. Сдержанность в словах, чувствах, боязнь выразить свою слабость, чувство групповой солидарности(на подростковом своем языке).Потребность в собственной линии поведения, дружба избирательная, устойчивая. Писк друга. Если нет друга проблема отверженных. Развитие психических функций. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное. В подр-м возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Развитие самосознания. Последовательно появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 л.).Подростковые реакции. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. |
ПСИХОЛОГИЯ 1. Юность как стадия жизненного пути человека. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. 2. Психологические теории юности Развитие человека в период юности
может идти несколькими путями. 3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника Подавляющее большинство юношей и
девушек - это учащиеся либо общеобразовательной
школы, либо средних профессиональных
или специальных учебных 4. Формирование мировоззрения в ранней юности Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью. 5.Готовность к Одно из достижений этой
ступени - новый уровень развития самосознания. 6. Эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью сопереживать; появлением чувства юнешеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развитием эстетических чувств. Волевая сфера. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек, в старших классах, резко снижается смелость, что создаёт трудности в зщанятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости. |