Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка

Описание работы

1 Анализ понятия «Л.» в рамках гум. псих.
В рамках гум. псих.Л. рассматр. прежде всего как принимающая ответственные решения.
Рассматривая разл теории Л., можно отметить, что большинство исследователей сходятся в том, что Л. - особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир

Файлы: 1 файл

шпоры (2).docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

1 Анализ понятия  «Л.» в рамках гум. псих.

В рамках гум. псих.Л. рассматр. прежде всего как принимающая ответственные решения.

Рассматривая разл теории Л., можно отметить, что большинство исследователей сходятся в том, что Л. - особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, человеку нужно быть Л-ю. Последняя выполняет функции в жизнедеятельности человека.

Основную роль в развитии психологии Л. сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция Л.», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях Л.: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой Л-ю, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний. Ученые, причисляющие себя к гуманистич. течению заявляют, что человек от природы способен к самосовер-ию. С точки зрения гум. псих., сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, они рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. в значительной степени склонялись к подобным взглядам, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории Л. Абрахам Маслоу. Его теория самоактуализации Л., основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Логика и эмоции  в процессе мышления.

Мышление в отличие  от других процессов совершается  в соответствии с определенной логикой. в структуре можно выделить следующие логические операции: Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

основными формами логического мышления являются Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения. Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Основные направления  западной психологии ХХ века  и виднейшие представители

Бихевиоризм. Основополож- америк. Уотсон. Психология как наука должна заниматься не сознанием, а поведением. Считает, что основная задача бих заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на ситуацию. Бих включил учение Павлова об условных рефлексах и стал рассматривать человека под углом зрения условных рефлексов, которые формируются под воздействием соц среды. Схема Уотсона усовершенствована Толменом, путем введения между (стимулом из окр среды) и (реакцией индивида) звена (цели, ожидания, гипотезы индивида) Глубинная психология. В 1896 г. возникло направление, положившее начало глуб. псих. У истоков Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Психика содержит три образования: "Я"(сознательное), "Сверх-Я"(сверхсознательное) и "Оно"(бессознательное) – центральный компонент психики. Ввел ряд важных тем: бессознательная  мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние  детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и  др. Однако уже его ближайшие ученики  пришли к выводу, что не сексуальные  влечения, по преимуществу, чувство  неполноценности и необходимость  компенсировать этот дефект либо коллективное бессознательное определяют психическое развитие личности. Гуманистическая психология. представители  Роджерс, Франкл, Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация. Человек открыт миру, наделен потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют потребности человека. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования. Гештальтпсихология. Возникла в Германии Т. Вертгеймера В. Келер и К. Левин. Сознание — это целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Заявляли первичность целостных форм восприятия (человек в начале воспринимает целостный образ любого явления), от которых лишь в результате анализа можно перейти к элементарным ощущениям. Такие целостные образы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов». Психика человека и животного понималась как целостное «феноменальное  поле». Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании.

Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия  психологического образа, в утверждении  системного подхода к психическим  явлениям. Когнитивная психология. У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Центральный - вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении словесных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Основное понятие - "схема"-представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной  психологией были выявлены важнейшие  свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

13 Соотношение  понятий «социализация» и « воспитание».

 ВОС -социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Выделяют ВОС в широком смысле -  воздействие на личность общества в целом(отождествление с СОЦ), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств чела, взглядов и убеждений. Часто трактуется в еще более местном значении – как решение конкретной воспитательной задачи (ВОС определенных черт характера). ВОС -целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).СОЦ -процесс усвоения и активного воспроизводства челом социального опыта, который осуществляется  в общении и деятельности. СОЦ может происходить как в условиях воздействия на личность обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека. А.В. Петровский выделил три стадии развития личности в процессе социализации: I)Адаптация - период детства, на человека направлены усилия родителей, воспитателей, учителей и др. людей. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными ролями. II)Индивидуализация - формируется собственное отношение к общественным нормам поведения. Соц. опыт принимается избирательно и критично.Формируются основные черты личности устойчивые на протяжении всей жизни. III)Интеграция предполагает достижение определенного баланса между челом и обществом. Чел, находит оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе. Складываются свойства личности, говорящие о ее принадлежности к опр. Соц. группе. 
Этот цикл может повторяться на протяжении жизни много раз. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации. Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений педагогической психологии.

 

 

 

 

 

 

28 Характеристика  психики человека

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Подходы к пониманию  природы психики: 1)материалистический – психические явления представляют собой свойство живой высокоорганизованной материи отражать реальность в форме психических образов. 2)трансперсональный – смешивает достижения физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий, пытается снять противопоставление научности и духовности, навязанное 1ым подходом. 3)подход, исходящий из признания духовной основы психики – психика представляет собой воплощение духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие.

В психике выделяют:

Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Подразделяются на: 1)Познавательные- обеспечивают отражение мира и преобразование информации, включают ощущения, восприятие, память, воображение и мышление. 2)Процессы психической регуляции – обеспеч. Направленность, интенсивность и временную организацию поведения (проц-сы мотивации, целеполагания, приняти решений, контроля, эмоциональные и волевые). 3)Коммуникативные – обесп. Общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Психические свойства – индивидуальные психологич. Особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия чел-а с миром. Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют характеристики психич. Состояний: эмоциональные(тревога, радость и др.), активационные(активность, пассивность), тонические(бодрость, угнетенность), временные(длительность состояния)

Сруктура психики:5 Бессознательное представлено в форме 1)индивидуального б и 2)коллективного б. 1-бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. 2-Концепция коллективного бессознательного  разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом коллективное б. является предпосылкой каждой индивидуальной психики.4 К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.3 Предсознание - промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.2 Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.1 К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.)

 

24Сущность понятия  «способности», виды способностей.

Понятие Способности содержит несколько смыслов: 1) Индивидуально-психологические  особенности, отличающие 1 чела от др. 2) особенности, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3) не сводятся к знаниям  умениям и навыкам, но обеспечивают их приобретение. Способности делятся  на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей: учебные и творческие,  умственные и специальные, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические способности, парапсихологические (экстрасенсорные). уровни развития способностей: Задатки-Способности-Талант-Гениальность. У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Основные концепции  личности в психологической науке.

Психоанализ – начало ХХ века. З. Фрейд. Продолжатели : Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория). Изучалась невротическая противоречивая, не целостная Личность, все ее поведение обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована.Структура Личности: ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;"Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов. Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д. Бихевиоризм начало ХХ века. Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен, Бандура.Бихевиоризм слишком биологизировал человека. Гештальтпсихология  в Германии. Келер, Левин. Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям. Левин: объяснить поведение Личности в ее физическом и социальном окружении можно, определяя ту кратковременно действующую целостную ситуацию при каждом психическом явлении (эмоция, переживание, действие и т.д.). Т.е. психика – целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого. Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения. Маслоу – иерархия потребностей.Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..)

 

 

 

 

 

  1. Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
  2. Внимание, его признаки, свойства и функции.
  3. Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
  4. История становления психологии как науки.
  5. Логика и эмоции в процессе мышления.
  6. Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
  7. Основные исторические этапы развития психологии и их краткая характеристика.
  8. Основные концепции личности в психологической науке.
  9. Основные направления западной психологии XX века и их виднейшие представители
  10. Основные признаки воли как психического явления.
  11. Понятие «направленность личности»
  12. Психическая типология характеров, разработанная в психологии XX века.
  13. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
  14. Соотношения понятий «интеллект» и «духовность».
  15. Структура психики человека.
  16. Структура психологии как науки.
  17. Сущность восприятия, его виды и свойства.
  18. Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
  19. Сущность понятия  «темперамент» в современной психологии.
  20. Сущность понятия «воображение»
  21. Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
  22. Сущность понятия «ощущения» и его виды.
  23. Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
  24. Сущность понятия способности, виды способностей.
  25. Сущность эмоций и их связь с потребностями.
  26. Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
  27. Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
  28. Характеристика психики человека.
  29. Характеристика психологии как учения о душе в эпоху Античности и Средневековья.

2 Внимание, его  признаки, свойства и функции

ВН — избирательная  направленность восприятия на тот или  иной объект. Виды ВН: выделяют 1) непроизвольное, 2)произвольное и ) послепроизвольное. 1)Вид ВН, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходит в произвольное. Возникновение непроизвольного ВН может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда может быть полезным, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры. Но может и отвлекать от главного. Причины возникновения: Неожиданность раздражителя, Относительная сила раздражителя, Новизна раздражителя, Движущиеся предметы, Контрастность предметов или явлений, Внутреннее состояние человека. 2) ВН более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Особенностью ВН является сопровождение его переживанием <или > волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление. 3) Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его ВН становится теперь послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления. Свойства ВН Концентрация - интенсивность сосредоточения сознания на объекте. Объём- количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству ВН может быть либо узким, либо широким. Устойчивость-продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Переключаемость- это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Распределение Способность выдерживать в центре ВН несколько разнородных объектов или субъектов.Функции ВН:обнаружение сигнала, бдительность, поиск, избирательное ВН, распределенное ВН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Общая характеристика  чувственных форм освоения действительности         Ощущение –отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств,  восприятие субъектом внутренни или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, начинающегося с воздействия внешней среды на рецепторы сенсорного органа и ведущего к восприятию. Каждый орган чувств характеризуется чувствительностью, которая определяется минимальным порогом ощущения и максимальный порог ощущений.  Физиолог И. Шеррингтон, выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные ощущения, рождающиеся при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.  2) интероцептивные ощущения, сигнализирующие о том, что происходит в организме – ощущение голода, жажды, боли и т.д.; 3) проприоцептивные ощущения, передающие в мозг информацию о положении различных частей тела и движении с помощью рецепторов, расположенных в мышцах и сухожилиях.  Восприятие– целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. Подпороговое восприятие (англ. subliminal perception) - не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы «под порогом» сознания. Экстрасенсорное восприятие, происходящее независимо от известных сенсорных процессов. включаются: телепатия, или передача мыслей на расстоянии; ясновидение, или сверхчувственная информация о предметах и явлениях, возможно никому более не известная; предсказание, или знание будущего. Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.Виды: непроизвольное – само собой возникающее, вызванное действием сильного раздражителя. Произвольное – сознательное сосредоточение на получении опр. Информации, требующее волевых усилий. Послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность.Свойства Концентрация - интенсивность сосредоточения сознания на объекте. Объём- количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству ВН может быть либо узким, либо широким. Устойчивость-продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Переключаемость- это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Распределение Способность выдерживать в центре ВН несколько разнородных объектов. Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Основные признаки воли как психического явления

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних(нежелание делать то, что необходимо) и внешних(противодействие др людей, обстоятельств) препятствий. Признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления  поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в  результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.Волевые действия – простые 1)постановка цели 2)ее достижение. Сложные: 1осознание цели и стремление ее достичь;2осознание ряда возможностей достижения цели;3появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности;4борьба и выбор мотивов;5принятие одной из возможностей в качестве решения;6осуществление принятого решения;7преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.Проявление воли находит отражение в следующих свойствах:сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия; решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения; смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения; самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач; дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности; организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др. Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Соотношение  понятий «интеллект» и «духовность».

Интеллект - умственные способности человека воспринимать информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении задач. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов  над материальными».

Обухова: Д. в отличие от И. не подчиняется естественнм законам, а связана с трансцендентным (лежащим за пределами опыта) миром. И. связан с деятельностью левого полушария, а Д. – правого.

Духовность подбирает  для интеллекта логическую систему. Интеллект - система знаний не более  того, Духовность совсем другое это  что то ближе к образу мышления , к стандартам и нормам поведения и мышления.

В прошлые века уровень  И. не получал такого высокого развития, боле важное значение отводилось развитию Д. Сегодня И. человека преобладает над Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 Сущность понятия  «мотивация» и ее роль в  поведении личности.

Человека побуждает к  активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей– есть состояние организма, выражающее нужду в чем-то, что лежит не его. Потребности бывают естественными и социальными , а исходя из содержания -материальными и нематериальными.

Для того чтобы потребность  заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение. Можно дать следующее определение: мотивация труда - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.Выделяют следующие основные типы мотивов:

Мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие  к действиям (чувство долга), связанным  с их удовлетворением;

Мотив как неосознанная потребность (желание);

Мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может  стать цель, если приобретает для  человека особый смысл;

Мотив как намерение, побуждающее  поведение;

Мотив как комплекс перечисленных  факторов.

Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а  их суммой, в рамках которой они  находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 Характеристика  психологии как учения о душе  в эпоху Античности и Средневековья.

Наука психология появилась  в 7 веке до н.э. Как наука о душе, в период античности появилось 2 направления:

Анимизм-вера в скрытый  за видимыми вещами сонм духов (душ) как  особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием Гилозоизм  -в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью

В антич. С помощью понятия души пытались выразитьсамое главное начало живой природы. Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, после его исследований понимание души наполнилось такими понятиями как благо, справедливость и др. Платон разработал учение о бессмертной душе, существующей  в смертном теле. Выявил форму псих. Деятельности – внутренняя речь(душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает). Аристотель выдвинул концепцию души как живого организма. Различал 3 вида души: растительную, животную и разумную, первые 2 принадлежат к физической психологии и не могут существовать без материи, 3 – существует независимо как божественный разум.

Во время средневековья считалось что душа имеет божественное начало. Телом чел связан с землей, чувствами с материальным миром, душой – с духовным. поэтому ее изучение должно быть подчинено вопросам богословия, вследствие этого психология как наука остановилась в развитие вплоть до 17 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Сущность эмоций  и их связь с потребностями.

Эмоции – состояния организма, имеющие ярко выраженную окраску и охватывающие все виды чувств и переживаний человека. сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные э, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-ин-формационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.

3 Значение вклада  отечественных ученых в развитие  психологии

И. М. Сеченов- Основоположник отечественной научной психологии В его книге "Рефлексы головного мозга" психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центр. нервной деят. и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов этой трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Сеченов не соглашался с мнением своего учителя, - немецкого физиолога Карла Людвига, считавшего, что изучать мозг путем его раздражения нельзя, и открыл в одном из отделов головного мозга (таламусе) центры, которые способны задерживать реакции мышц на внешние стимулы. Вскоре немецкие физиологи выяснили, что, раздражая электрическим током отдельные участки коры головного мозга собаки, можно наблюдать непроизвольное движение ее конечностей Сеченов радикально преобразовал понятие о рефлексе.   рефлекс—это целостный акт, включающий: а) восприятие внешнего воздействия, б) его переработку в головном мозгу и в) ответную реакцию организма в виде работы исполнительных органов (в частности—мышечной системы). До Сеченова считалось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов не только доказал, что все поведение целиком рефлекторно, но и коренным образом изменил прежнюю схему “рефлекторной дуги”, “замкнув” ее в “кольцо”.

    Сеченов разрабатывал  учения о поведении. Понятие  поведения не было ни чисто  физиологическим, ни чисто. Оно  стало междисциплинарным и получило  дальнейшее развитие в нескольких  крупных научных школах 

Иван Петрович Павлов-российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической физиологии, позволивших вести длительные хронические эксперименты на практически здоровом животном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Основные исторические  этапы развития психологии…

Донаучный, до VII – VI вв. до н.э.1)Предмет П, содержание: Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций 2)Методы иссл. П: Нет 3)Достижения: Общее представление об охранительной и активной роли души Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – началоXIX в. Античная П 1)Душа источник активности тела, обладает ф-циями познания и регуляции поведения 2) используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души 3)Определение основных проблем Пологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека П Средневековья 1)Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, чувствительного познания мира 2)Появления собственного Пологического метода – интроспекции 3)Развитие Пофизических исследований и первых работ по Пологии масс П Возрождения 1)Сознание – его содержание и пути его формирования 2)Интроспекция, методы индукции, дедукции, анализа и т.д. 3)Развитие рационалистического и эмпирического подхода к Пике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, первой попытки ввести в предмет Пологии бессознательное Ассоцианическая П, конец XVII – начало XIX в. 1)Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. предмет П –познавательные процессы, а поведение 2)Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и 3)Появление первой П школы, новых подходов к предмету и методам П, концепции об адаптационной функции П, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению П, дальнейшее развитие концепций бессознательного Экспериментальная П, сер XIX- нач XX в. 1)Элементы П, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы 2)Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, появление первых тестов 3)Появление экспериментальной П, первых теорий «Пологии народов», новых данных о П процессах. Появление новых подходов к П, первых симптомов методологического кризиса Методологический кризис и разделение Пологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. 1)Появление нескольких предметов П. Вначале – элементы П, функции П. Затем – глубинные структуры П, поведение (бихевиоризм), структуры П (гештальтП), высшие Пические функции и деятельность (советская П) 2)Появление новых методов: Поанализ и проективные методы (глубинная П), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-П), инструментальный метод (советская П) 3)Появление первых концепций личности, теории сознания. Развитие отраслей Пологии. Дальнейшее развитие П школ, 40 – 60-е годы XX в. 1)новые направления, для которых предмет П связывается с внутренней сущностью личности, познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная П) 2)Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т Ом числе и искусствен-ного интеллекта 3)Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем Пологии, развитие и совершенствование Потерапевтических технологий Современная П, 60-е годы – конец XX в. 1)Развитие предмета Пологии в рамках отдельных Пологических школ 2)Совершенствование методов экспериментального иссл. П, появление разнообразных диагностических методик 3)Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ 

Иметод психологического исследования, который заключается в наблтроспекция - юдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

 

 

11 Понятие «направленность  личности»

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Все виды человеческой направленности проявляются в особенностях интересов личности, целях, которые ставит перед собой человек, потребностях,  и др.

Направленность всегда социально  обусловлена и формируется в  процессе обучения и воспитания, выступает  как свойство личности, проявляющееся  в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной  с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей.

Направленность  на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 Структура психологии  как науки.

Психология – система  научных дисциплин подразделяющихся на:

1)Фундаментальные отрасли (общая психология) разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются:

Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь.

 В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

2) Специальная психология, исследует психику деятельности. Выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

3) Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества. 4) Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития. генетическая, дифференциальная и возрастная психология.  (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии). Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

5) Педагогическая  психология.   объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 Характеристика  понятия «личность» в бихевиоризме  и необихевиоризме.

Бихевиоризм. личность человека - совокупность поведенческих реакций, присущих человеку. реакция возникает на определенный стимул. Формула "стимул - реакция" (S - R) являлась ведущей в бихевиоризме. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Необихевиоризм. Личность-это тот опыт,который человек приобрел в течении жизни,это накопленный набор изученных моделей поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 Характеристика  понятия «личность» в психоанализе.

Фрейд. В структуре личности 3 уровня: бессознательное(оно) – глубинный уровень представляет собой стихию психических процессов, скрытых от сознания особенности 1-формируется на протяжении всей жизни 2-обладает динамической силой и энергией, 3-носит невербальный характер,4-прямой достуб бессозн в созн закрыт, предсознательное(я) - , сознательное(сверх-я) – формируется под влиянием соц норм и запретов, удерживает человека от поступков, которые хочется делать. Механизмы психологич защиты: Сублимация бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Рационализация заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Отрицание при возникновении в зоне восприятия человека негативной информации, он бессознательно отрицает существование ее. Вытеснение процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Изоляция бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики Проекция человек свои нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Регрессия человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Психическая  типология характеров, разработанная  в психологии XX века.

Характер - совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение  человека к людям, к выполняемой  работе. Х. проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, Характерный для  него оттенок. Х. человека-это то, что  определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построения типологии Х.ов неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Конституционная типология характера 1. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слаборазвитых мышцах плечевого пояса и конечностей. Общее впечатление о пикниках довольно характерно: среднего роста плотная фигура с мягким широким лицом на короткой, массивной шее, основательно жирный живот.

2. Астенический тип —  это человек хрупкого телосложения  с плоской грудной клеткой,  узкими плечами, длинными и  худыми конечностями, вытянутым  лицом, со слабой мускулатурой  и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа, кроме того, бывают и малорослыми.

3. Атлетический тип характеризуется  сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи. Мужчины этого типа имеют средний или высокий рост, широкие плечи, статную грудную клетку, упругий живот. Широкие мускулистые плечи в сравнении с сильно уменьшающейся нижней половиной тела с узким тазом и стройными ногами придает фронтальному очертанию туловища вид трапеции. Плотная высокая голова держится прямо на свободной шее.

Следует отметить, что в  чистом виде описанные выше три типа конституции человека встречаются  довольно редко. Чаще всего бывают смешанные  типы: пикнически-астенический, пик-нико-атлетический, астенически-атлетический.

Э. Кречмер в своих исследованиях выявил, что тип строения тела коррелирует со склонностями к вполне определенным психическим заболеваниям. Так, маниакально-депрессивным характером чаще всего обладают люди с крайне выраженными чертами пикника, к шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и астеники. Первых он назвал циклотимиками, вторых — шизотими-ками. «Душевное настроение у каждого из обоих типов темперамента, — отмечает Э. Кречмер, — постоянно колеблется между двумя другими аффективными контрастами: у циклотимиков, главным образом, между веселостью и печалью, у шизотимиков — между повышенной чувствительностью и холодностью»

Исходя из сказанного, Э. Кречмером были выделены шесть групп темпераментов:

1. Гипоманики: пылко подвижные, веселые.

2. Синтонные: практические реалисты, даровитые юмористы.

3. Тяжелокровные.

Шизотимики

4. Гиперастеники: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.

5. Шизотимные (среднее положение): хладнокровно-энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические.

6. Анестетики: холодные, холодно-нервозные,  взбалмошные чудаки, аффективно  слабые, тупые бездельники.

 

 

 

4 История становления  психологии как науки - представляет собой последовательность событий и открытий, приведших к формированию психологии, как самостоятельной науки, а также определивших основные направления психологии.

Развитие психологического знания изучает история психологии, основные направления психологии описаны  в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии.

Условно становление психологии, можно разделить:

1.Период формирования психологии в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) происходило развитие представлений о душе в рамках религиозных.

2.Формирование психологии, как самостоятельной научной дисциплины (60-е годы XIXв. – настоящее время).

В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни  человеческого общества и успешного  существования и развития в нем  Л..

 

15 Структура психики  человека.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических  явлений, изучаемых психологией. В  структуру психики входят: Психические процессы - происходящие в голове человека и отражающиеся в изменяющихся психических явлениях. подразделяются на: 1.познавательные – обеспечивают отражение мира и преобразование информации (ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение). 2.Процессы психической регуляции – обеспечивают направленность интенсивность и временную организацию поведения (пр. мотивации, целеполагания, принятия решений, контроля, эмоциональные и волевые). 3. Коммуникативные процессы – обеспеч. Общение м-ду людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Психические свойства – индивидуальные психологич. Особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия чел-а с миром. Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют характеристики психич. Состояний: эмоциональные(тревога, радость и др.), активационные(активность, пассивность), тонические(бодрость, угнетенность), временные(длительность состояния)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 Сущность восприятия, его виды и свойства.

Восприятие— познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.

Свойства восприятия:

Предметность — объекты  воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.

Структурность — предмет  воспринимается сознанием уже в  качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Контактность — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

Активность — в любой  момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Осмысленность — предмет  сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому  классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 Сущность мышления  как психического процесса. Виды  мышления.

Мышление – высший психический  процесс обобщенного и опсредованного отражения действительности.Классификация по таким основаниям как: 
1. По генезису развития: 
• Наглядно-действенное- вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности. Является основой для формирования более сложных видов мышления; 
• Наглядно-образное - характеризуется опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления; 
• Словесно-логическое  - Осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности; 
• Абстрактно-логическое - Основано на выделении существенных свойств предмета и отвлечении от других, несущественных.  
2. По характеру решаемых задач: 
• Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Познание законов и правил. 
• Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 
3. По степени развернутости: 
• Аналитическое - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. 
• Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 
4. По степени новизны и оригинальности: 
• Репродуктивное - на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. 
• Продуктивное - на основе творческого воображения. 
5. По средствам мышления: 
• Наглядное мышление - на основе образов и представлений предметов. 
• Вербальное - оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. 
6. По функциям: 
• Критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. 
• Творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 Сущность понятия  «темперамент» в современной  психологии.

Темперамент — постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической  деятельности.

Типы темперамента:

Холерик - быстрый, порывистый, с сильными, быстро загорающимися  чувствами, ярко выражающимися в  речи, мимике, жестах; вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все  впечатления; чувства его непосредственно  выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют  друг друга.

Меланхолик - малое разнообразие эмоциональных переживаний, но большой  силой и длительностью их. откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает чувства.

Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства внешне почти не проявляются.

В кач-ве свойств темперамента выделяют: экстраверсию - обращенность внимания вовне, высокая общительность, открытость; интроверсию - обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость; сенситивность - особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям; реактивность – автоматизированные реакции защиты, ориентировки; активность – выраженность энергетического потенциала, с которым человек преодолевает препядствия(высока у флегматика); пластичность и ригидность – насколько легко чел приспосабливается к внешним воздействиям; Эмоциональная возбудимостичность – порог миним воздействия, необходимого для возникновения эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 Сущность понятия  «воображение»

Вообр - психич процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. свойственно только человеку. Вообр может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. По степени выраженности активности различают Вообр: 1Активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. А)Творческое активное - возникает в труде, предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Б)Воссоздающее активное -имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Хар-ся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть: 1преднамеренным - создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. 2 Непреднамеренным - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Вообр может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач. Такие фантазий называются грезами. Они неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом нарушений психики или работы организма. Галлюцинации — наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Сущность понятия  «ощущение» и его виды.

Ощуще́ние — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Формируются в рез-те деят. Сенсорной системы – часть нервной системы, воспринимающая внешнюю для мозга инфу и анализирующая ее. Ф-ции: обнаружение сигналов, их различие, передача, преобразование и кодирование, создание образа.

Виды ощущений:1)экстероцептивные или внешние, возникают при воздействие внешних стимулов на рецепторы тела, несут инфу о внешнем мире. а) дистантные - зрительные, слуховые; b) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения  занимают промежуточное положение между этими подклассами.2) проприоцептивные - отражают движение  и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);3) интероцептивные - сигнализируют о том что происходит в организме(голод, жажда)4) Специфические – несут инфу о времени, ускорении, вибрациях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 Сущность понятия  «память» и ее значение в  жизни человека. Виды памяти.

Память — способность организма сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Виды памяти

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение  информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в  течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее  заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в  течение практически неограниченного  срока.

Генетическую память можно  определить как такую, в которой  информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная память связана  с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точ-ностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память -- это память на переживания.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению  со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или  потребностей, связанных с безопасностью  и самосохранением организма.

По характеру участия  воли в процессах запоминания  и воспроизведения материала  Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"