Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология_билеты.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

1.Объект и предмет  психологии

Предмет - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования

Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Предметом изучения общей  психологии являются:

  • познавательная и практическая деятельность;
  • общие закономерности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции;
  • дифференциально-психологические особенности личности человека;

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

2.Типология личности

В психологических типологиях личности определенные группы людей выделяются на основе различий в характере, направленности (обращенности) сознания и внимания индивидов на себя или вовне, в  уровне психоэмоциональной лабильности  человека, в доминировании тех  или иных психологических процессов, функций, свойств (интеллект, эмоции, ощущения, интуиция, воля и т.д.) и других параметров.

Рассмотрим типологии личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный и застревающий.

  1. Эгофильный тип. Это люди со склонностью к повышенной осторожности, консервативные, с выраженной эксцентричностью, тревожной мнительностью по поводу своего здоровья и безопасности, подвержены в сложных условиях фобиям, истерическим реакциям, навязчивым страхам.
  2. Генофильный тип. Люди этого типа проявляют сверхлюбовь к своей семье, детям и т.д. вплоть до полного отрицания «Я» в пользу «Мы». Это хранители генофонда, домашнего очага, жизни, рода.
  3. Альтруистический тип. Эти люди отличаются эмпатией, заботливостью к близким (пожилым), добры к ближним, принимают активное участие в их судьбе и т.д.
  4. Исследовательский тип. Люди данного типа отличаются любознательностью,
  5. стремлением к познанию неизвестного, нового, проявляют изобретательство, склонность к науке, упорство и настойчивость в исследовательском поиске.
  6. Доминантный тип. Это тип лидеров, обладающих организаторскими способностями, сильной волей, напористостью и последовательностью в достижении цели.
  7. Либеральный тип. Это люди, стремящиеся к независимости и свободе, склонные к протесту, отрицанию авторитетов, они проявляют нетерпимость к любым формам ограничений свободы личности. Из этого типа людей формируются революционеры и реформаторы, ниспровергатели социальных устоев и рутины.
  8. Дигнитофильный тип. Это тип людей, с ярко выраженным чувством собственного достоинства и чести, во имя которых на карту ставиться все, в исключительных случаях даже своя жизнь. Отсюда нетерпимость к любым формам унижения «Я», ущемления прав личности.

Среди типологий по различиям в  характере существует типология  немецкого психиатра Карла Леонгарда, основанная на концепции акцентуации  личности.

Характер - это ядро психосоциальных наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер - это сплав темперамента, врожденных свойств высшей нервной деятельности и приобретенных в личном социальном опыте.

Акцентуация характера, т.е. «заострение», гипертрофия отдельных свойств  личности (в пределах нормы), по К. Леонгарду, имеет место у 20-50% людей, особенно у подростков и юношей и выражается в разных формах - от легких, малозаметных форм до крайних форм, близких к  психопатии (психопатия - патологическое отклонение характера, ведущее к  неадекватной адаптации личности к  среде).

По мнению К. Леонгарда, все черты  личности можно подразделить на основные и дополнительные. Основные черты  личности являются ее фундаментом, определяют психическое здоровье, социализацию и адаптацию. При воздействии  неблагоприятных факторов эти черты  личности могут трансформироваться в патологический характер и пагубно  влиять на индивида. В целом же в  акцентуациях характера заложены возможности  как позитивного, так и негативного  поведения. К. Леонгард выделил 10 типов, разделенных на две группы, акцентуированных личностей:

Четыре типа основаны на акцентуации  характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), шесть других типов основаны на акцентуации темперамента(гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Поведение данных акцентуированных личностей характеризуется следующими особенностями:

3.Понятие социальной организации

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - понятие социальной философии и социологии; применительно к социальным объектам употребляется в трех смыслах: 1) как элемент социальной структуры - искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций (в этом смысле С.О. выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект - система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели); 2) вид деятельности - процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы, упорядочиванию связей, дефиницию целей и задач и т.д.; 3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого - определенная структура, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему и т.д. В социальной философии и социологии первое значение является основным 

социологии выделяют четыре уровня организации:

  • первый уровень — нуклеарная семья — социальная группа, которая характеризуется совместным проживанием, ведением совместного хозяйства и воспроизводством. В состав нуклеарной семьи входят взрослые мужчина и женщина, между которыми существуют социально санкционированные половые отношения, и несовершеннолетние дети, родившиеся у этой пары или усыновленные. Нуклеарная семья представляет собой широко распространенный тип группы;
  • второй уровень — сложная семья, представленный двумя типами: полигамной семьей, состоящей из нескольких нуклеарных семей, объединенных общим супругом, и разветвленной семьей, которая представляет собой несколько нуклеарных семей, связанных отношениями кровного родства;
  • третий уровень — группы, объединенные кровным родством и правом наследования. В отличие от семьи такие группы не проживают вместе и не ведут общего хозяйства;
  • четвертый уровень составляют наиболее многочисленные социальные группы, основанные на социальной стратификации.

4. Структура и потенциал социальной  организации, личность

Социальная  структура организации – это совокупность социальных групп и отношения между ними, возникающие в процессе взаимодействия по реализации цели организации.

Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:

Линейная организационная  структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, - строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием.

Функциональная организационная  структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

Адаптивная организационная  структура - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Выделяются следующие  типы адаптивных организационных структур:

  • проектная - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
  • матричная - функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что  личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует  их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые  преломляются внешние воздействия  общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект  деятельности, общения, сознания, самосознания.

Индивид - это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

5. Проблемы малых и больших групп

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Выделяют следующие общие  признаки больших групп.

1. Нравы, обычаи, традиции.

2. Образ жизни. В основе  лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни — это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»). Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.

3. Специфический язык.

4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования  большихгрупп требует учета временных  характеристик: синхронизации (анализа  процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению). Структура психологии большой социальной группы — это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека. Исследователи выделяют две составные части этой структуры: 
1) психологическую как устойчивое образование {национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);

2) эмоциональную как динамическое  образование (интересы, настроение). Психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

В социольно-психологическом  подходе дело обстоит по-другому. Выполняя различные социальные роли, человек как бы становится точкой пересечения различных групповых  влияний. Это оказывает на человека двоякое влияние, с одной стороны  он как личность имеет свое место  в системе общественных отношений, а с другой, - оказывает влияние  на формирование его сознания. Таким  образом, личность становится включенной в многочисленные группы, имеющие  свои нормы, ценности, идеалы и т.д. В  этом случае для социальной психологии важно определить, что для человека значит социальная группа в психологическом  плане. Можно выделить несколько  основных черт, свойственных группе как  субъекту деятельности: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые мнения, групповые цели. Принадлежность индивида, степень его включенности в группу определяются восприятием ее выше перечисленных характеристик. Для группы существует «Мы-чувства», которые выражают потребность отдифференцировать одну общность от другой. К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, групповые нормы и система санкций. Эти параметры для каждой группы свои. Они обусловлены многими факторами, например, состав группы может основываться по разным признакам: возрастным, профессиональным и т.д. Структура группы может представляться как структура предпочтений, структура власти, структура коммуникации («колесо», «цепь», «круг», «игрек», «сложный круг»). 

6. Отношения в соц. организации

Отечественные исследователи - Ю.П.Платонов (1992) и др. на основе многолетних исследований в организациях выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:

  1. Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.
  2. Мотивированность, раскрывающая причины трудовой , познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации.
  3. Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
  4. Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам.
  5. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
  6. Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления. Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"