Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 2 файла

Вторые вопросы.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

1 Понятие зоны ближайшего развития.

ЗБР-расхождение в  уровне трудности задач, решаемых реб  самостоятельно (уровень актуального  развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного  развития к возможностям обучения м б выявлены с помощью определения уровня актуального развития реб  и его ЗБР; обучение, создавая последнюю ведет за собой развитие и только то обучение действенно, которое забегает вперед развития. Положение о ЗБР легло в основу разрабатыв в отечествен психологии возрастной и психологии педагогич концепции о соотношении обучения и умственного развития реб.

 

2 Понятие социальной ситуации развития.

ССР- специфическая  для каждого возрастного периода  система отношений субъекта в  социальной действительности , отраженная в его переживаниях и реализуемая им в действительности совместной с другими людьми. Понятие введено Выготским как единица анализа динамики развития реб- совокупности законов, определяющих возникновение и изменения структуры личности реб на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определ развитие личности. ССР обусловливает образ жизни реб, его социальное бытие в обстановке которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразов появл к концу возраст периода и приводят к перестройке всей структуры сознания реб, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, самому себе. Появление новообразований- особый знак распада старой ССР и складывание новой, что сопровождается возрастными кризисами.

 

3 Психологическая характеристика стабильных и критических возрастов.

1 По времени  Литич- более продолжительный  несколько лет. Критич: кратковременный несколько месяцев – 2 года

2 Характер протекания  Л- спокойные,накопительные. К  – индивидуального характера  – бурные революционные ломкие, ребенок теряет в своем развитие, то что накопил трудновоспитуемый  сам для себя

3 Структура –  Л состоит из 2х фаз(Выгодский их не обозначил) К состоит из 3х фаз (предкризис, кризис, выход )

4 По качеству  новообразования Л - устойчивые  в неизменном виде встраиваются  в структуру личности. К – неустойивые,  отмирают или встрайваются в  измен виде в новообразование  Л периодов.

 

4 Проблема  взаимосвязи обучения и развития.

Есть два основных подхода:

1 Зарубежная П.-2 фактора, влияющих на развитие: среда и наследственность

Холл, Гезелл, Термен, Бюлер: вед фактор наследст, развитие без обучения. Уотсон, Скиннер, Бандура: вед фактор среда, отождествл обучения и развития.  Штерн-больше к наследствен, развитие без обучения. Коффка- больше к наследств, равные вклады созревания и обучения, двухсторонний процесс. При обучении в одной из областей есть развитие в других областях

Пиаже-больше к наследств, развитие и обучение // процессы, проход независимо. Валлон- больше к среде, развитие без обучения. З Фрейд(больше к наслед) и А. Фрейд(больше к среде)- рассм развитие без обучения. С ней согласен Эриксон.

2 В отечеств П.

 Модель источника движущ сил, условий Псих развития- культурно-историч подход Выготского. Решающая роль в возникновении ВПФ принадлежит процессу овладения ребенком общественного опыта. Выготский сформулировал тезис о единстве обучения и умственного развития. О том, что хорошо организованное обучение способствует развитию. Что оно вызывает к жизни психические процессы, которые без этого вообще не могут возникнуть и не возникают. Исследованиями была доказана ведущая роль обучения в развитии чувственного познания, практической деятельности и самостоятельной регуляции поведения, памяти, мышления и речи. В целом процесс обучения можно разделить на три взаимосвязанных стороны: развитие знаний и способов деятельности во время обучения; развития психологических механизмов использования усвоенных способов; развитие общих характеристик личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления). Включение в содержание обучения специальных средств (эталонов, моделей) приводит  к принципиальным изменениям тех стадий интеллектуального развития, которые традиционно рассматривались как абсолютные и неизменные (так логические операции, которые по мнению Пиаже, развиваются лишь к 11-12 годам, стают доступными для дошкольников при условии использования образцов-эталонов для группирования предметов по определенному признаку.

Для управляющей  обучением деятельности характерна сложная психологическая структура, состоящая из цели (представления о том, что должно получиться в результате деятельности), мотива (то, для чего выполняется деятельность), операции и способа, необходимого для превращения объекта, объект (материал, превращение которого приводит к необходимому результату), результат (прогрессивные психические изменения у учеников как субъектов деятельности.

 

5 Типы обучения и их влияние на психическое развитие.

У Выготского:

1 Спонтанное- на  определ этапе реб м учиться  только по своей программе.

2 Реактивное  с 10 и дальше- обучение по программе  взр, кот вносится в развитие. Чем меньше реб, тем больше  обучение должно строится на спонтанной программе и чем старше- программа д б более реактивной.

Виды обучения:

1 Прямое- по программе  учителя.

2 Косвенное-  в другой деятельности. 3-7 л

Формы обучения:

1Индивид 0-3 г

2 Микрогрупповая  с 4,5 л

3 Фронтальная  (коллективная) старшие школьники.

Психологич сторона:

1 программа взр

2 программа реб-  знания неизвестны.

 

6 Периодизация  психического развития ребенка.  Эльконин, Выготский.

Выготский: Есть 3 основные группы периодизаций, состав в завис от критерия

1 Периодиз построен на основе ступенчатообразного строения др процессов, связано с детским развитием, но не на основе самого развития (Холл, Штерн)

2 На основе  выделения одного признака детского  развит как услов критерий  для выделен периодов (созревание  зубной ткани- Блонский: беззуб, молочнозуб, костнозуб детство или развитие секс по Фрейду) Недостатки: Признак не несетодинак информации в разл периоды развития, значимость признаков меняется вместе с возрастом, кроме того выбор признака субъективен и говорит об одной стороне развития реб

3 Периодиз, построенная  на выделении существенных особен  самого детства Возраст- целостное  динамич образование, ступень  в развитии. Структура возраста:

1 ССР- то уникальное  отношение между реб и средой, котор складыв в данный момент  времени. В ССР вход наиболее значим для реб люди.

2 ВД их чередование

а) направленность на другого чел (общение)

б) направл на познание усвоение общественно выработанных действий и понятий.

3 Новообразования-  те новые особен реб, его  потреб, новые способы удовлет  этих потребн, которая складыв в этот период развития, формир в ходе ВД

Эльконин:  Принципы построен периодиз

1 Закон чередов  литич и критич возрастов

2 Чередов типов  ВД

Периодизация:

1 Кризис новорож(0-2 мес)

2 Младенч (до 1 г)

3 Кризис 1 года

4 Ранний возр (1-3г)

5 Кризис 3 л

6 Дошкольн (3-6л)

7 Кризис 7 лет

8 Млад школ  возр (7-9 л)

9 Млад подрост  кр (9-11-13

10 Подрост возр

11 Стар подр  криз 16 л

12 Ранняя юность

13 Юнош кризис 18-19л

 

7 Психологическая характеристика  периода новорожденности.

Кризис новорожденности (0-2 мес) характеризуется приспособлением реб к новому способу дыхания и питания, катастрофическое изменение условий жизни, помноженным на беспомощность реб. С самого начала возникает ситуация объективно необход оношений между реб и взр. Единство идет со стороны матери. Ребенок 80% суток спит. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полуфункциональный характер. Реб спит полубодрствуя. 20%- реб полудремотно бодрост. Движения у реб- физиологические отправления двигат органов. Реб еще подкорковое существо, но и она еще не сформировалась. Первый объект, который выделяет реб из окруж мира- человеч лицо.

Выделяют 3 критерия завершенности:

1 медицинский-  реб набирает первоначальный  вес рождения.

2 физиологический-  устанавлив зрительно-слуховые координации. Он м локализовать источник звука

3 психологический-наличие  комплекса оживления- это эмоционально + реакция , которая сопровождается  движениями и звуками. Улыбка  при появлении взр. Это первый  акт общения, поведения, выделение  взр, попытка на него воздействовать. Комплекс оживления- основное новообразование (Кожарина-индивид психич жизнь). Заканчивается период новорожд. По Кожариной- ССР нет она только формируется

 

8 Особенности  психологического развития в  младенческом возрасте.

0-3 месяца (фаза  новорождения) – ССР- полностью зависит от взрослого, спит с мамой; пра-мы, выраженная слитость мамы и реб, неразрывное  единое целое ВД: непосредственное эмоциональное общение с близкими родственниками; новообразования: новый способ дыхания, питания, работают безусловные рефлексы, выработка условных рефлексов (на время кормления, на сухое белье), зрительная сосредоточенность, ориентировочный, защитные рефлексы, комплекс оживления (эмоциональная и двигательная реакция при общении с взрослыми)

3-12 месяцев –  ССР: 1) ребенок вызывает взрослого на активность; 2) появляется отношение к взрослому и предметам; 3) появляется физическая эмансипация; ВД: эмоциональное общение с взрослым; новообразования: эмоциональное самоощущение (первый элемент самосознания), хватательный рефлекс, возникновение чувства привязанности (3 этапа чувственной привязанности: 0-3; 3-6; 6-12 – не идет к чужому на руки); держание головы, сидение, ползание, прямохождение, начало формирования речи; кризисы: удовлетворение ребенком своих физиологических потребностей, в результате чего развивается доверие либо недоверие к окружающему миру.

 

9 Психологическое  содержание кризиса 1 года.

1 становление  ходьбы, когда, она есть и ее  нет. Ребенок в раннем детстве  - уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве.

Самое становление  ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

2 речь. Здесь  опять такой процесс в развитии, когда речь и есть и ее  еще нет. Этот процесс тоже  не совершается в один.

3 со стороны  аффектов и воли. Э. Кречмер  назвал их гипобулическими реакциями.  возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя  другим, «невоздержания», на языке  авторитарного семейного воспитания. Эти явления Кречмер и предложил назвать гипобулическими в том смысле, что они, относясь к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту.

Такие реакции  ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни слюнотечения, ни энуреза, ни др признаков, характеризующих эпилептические припадки, нет.

4 Автономная  детская речь. Первым, кто описал, понял и оценил ее огромное значение, был Ч. Дарвин (1881), который сумел заметить, следя за развитием своего внука, что, прежде чем перейти к языковому периоду, ребенок говорит на своеобразном языке. Своеобразие заключается в том, что, во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Это обычно такие слова, как «пу-фу», «бо-бо», иногда обломки наших слов. Второе отличие, более существенное и более важное, на которое обратил внимание Дарвин, то, что слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению. Известный пример Дарвина -его внук

С автономной речью  никогда не происходит так, что ребенок  умеет сказать йод, бутылка, папироса, что он умеет не только сказать и различить постоянные свойства предметов (йода, бутылки и т. д.), но только из каприза продолжает говорить «пу-фу». На самом деле ребенку недоступны и наши слова, и наши понятия.

Общение возможно только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов. Последняя, четвертая из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка. Закон можно сформулировать в следующем виде: прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь. Таким образом, первое положение заключается в том, что автономная детская речь - необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.

Второе положение: при многих формах недоразвития речи, при расстройствах речевого развития автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. В кризисе первого года жизни нормальный ребенок использует автономную детскую речь. Ее начало, и конец знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

 

10 Особенности  психологического развития в  раннем возрасте. 1-3г.

ССР- РЕБ-ПРЕДМЕТ-взр

Отражает  взаимоотношение ребенка и взрослого  по поводу предмета. Реб занимает предметный мир и за ним он не видит взрослого + общение, появляется инициатива, активность, но при ощущении безопасности. Центрально психич функция – речь, восприятие

Противоречие  – предметы побуждают к активности, но нет способа взаимодействия с  ними.   ВД – предметно –манипулятивная. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Новообразование – феномен я сам, появляется системное и смысловое сознание Божович: новообр- система Я появляются свои предпочтения представление о своих возможностях. Предмет уменьш взр увеличивается. Ребенок входит в кризис 3х лет

Первые вопросы.doc

— 283.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"