Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:38, шпаргалка

Описание работы

1. Определение понятия «ПК». История развития направления.
2. Отличие ПК от психокоррекции и психотерапии.
3. Цели задачи ПК.
4. Виды ПК.
5. Принципы ПК.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!.docx

— 157.29 Кб (Скачать файл)

1. Определение понятия «ПК». История развития направления.

2. Отличие ПК от психокоррекции и психотерапии.

3. Цели  задачи ПК.

4. Виды ПК.

5. Принципы ПК.

6. Клиент-центрированный подход К. Роджерса.

7. Этические аспекты психологического консультирования.

8. Требования к личности психолога-консультанта.

9. Модель эффективного психолога-консультанта.

10. Специальные требования к психологу, предъявляемые с учетом различных видов ПК.

11. Типичные ошибки в работе начинающего психолога-консультанта.

12. Взаимодействие психолога-консультанта со специалистами смежных профессий.

13. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

14. Индивидуальное консультирование как отдельный вид консультирования.

15. Групповое консультирование как отдельный вид консультирования.

16. Семейное консультирование как отдельный вид консультирования.

17. Подходы к выделению  этапов консультирования.

19. Консультативный контакт  и навыки его поддержания.

20. Деятельность психолога-консультанта  на первом этапе консультативной  беседы:  начало работы, знакомство  с клиентом.

21. Деятельность психолога-консультанта  на втором этапе консультативной  беседы:  сбор информации.

22. Деятельность психолога-консультанта  на третьем этапе консультативной  беседы:  стратегический этап.

23. Деятельность психолога-консультанта  на четвертом этапе консультативной  беседы:  реализация клиентом  плана, завершение работы.

24. Технология ведения  консультативной беседы.

25. Отношение к советам  в ПК.

27. Типы клиентов по  характеру запроса на психологическую  помощь и особенности работы  психолога-консультанта с ними.

28. Типы клиентов по  особенностям восприятия психических  явлений и особенности работы  психолога-консультанта с ними.

29. Типы клиентов по  способу работы со своими проблемами  и особенности работы психолога-консультанта  с ними.

30. Влияние пола и особенностей  телосложения клиента на процесс  консультирования. Влияние пола клиента на процесс консультирования.

31. «Трудные клиенты» и  способы работы с ними.

32. Позиции психолога в  консультативной беседе.

33. Консультирование тревожных  клиентов.

34. Консультирование при  реакциях страха и фобиях.

35. Консультирование враждебно  настроенных и агрессивных клиентов.

36. Особенности консультирования "немотивированных" клиентов.

37. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

38. Консультирование при  переживании вины.

39. Особенности консультирования плачущих клиентов.

40. Консультирование асоциальных личностей.

41. Консультирование при  алкоголизме.

42. Консультирование клиентов  с психосоматическими расстройствами.

43. Консультирование клиентов  с депрессией и суицидными  намерениями.

44. Консультирование при  переживании утраты.

45. Особенности беседы  с умирающим человеком.

46. Специфика ПК в организации.

47. Психологическое консультирование  безработных.

48. Психологическое консультирование  по вопросам 

выбора профессии.

1. Определение  понятия «ПК». История развития  направления

Слово «К» происходит от лат. Consultare – совещаться, заботиться, советоваться. В русском языке – совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» означает давать совет по интересующей проблеме.

ПК – 1) прикладная отрасль современной психологии, основной задачей которой является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.

2) прикладная отрасль современной психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сущности проблемы и способов ее решения.

3) психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия.

4) процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. 

Специалисты связывают историю  возникновения ПК с промышленной революцией ХIX века и интенсивным развитием профориентации и профконсультации. Здесь консультант рассматривался как специалист, который помогал клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, используя для этого психологические методы. К середине ХХ века К уже чаще рассматривается в контексте психотерапевтической практики. Официальная дата возникновения ПК – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить консультирование от клинической психологии. Задачей ПК стало, т.о., не лечение расстройств, а их профилактика.

2. Отличие ПК  от психокоррекции и психотерапии

В ПК клиенту отводится  более активная роль, чем в психокоррекции. Психокоррекция проводится психологом, он  несет и ответственность за результат. Психологическое воздействие и психокоррекция в ПК осуществляются самим клиентом, следовательно, он ответственен за результат. Психолог в данном случае отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы, профессиональную обоснованность рекомендаций по ее разрешению. ПК охватывает более широкий круг проблем, чем психотерапия. ПК работает вширь, а психотерапия – вглубь. ПК и психотерапия направлены на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия – долговременный процесс реконструкции личности, который характеризуется глубинными изменениями в ее структуре. ПК – превентивная помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которых особое значение имеет диагностика. ПК отказывается от концепции болезни, т.е. признает право человека на большую вариативность психических реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. 

3. Цели  задачи  ПК

ПК – прикладная отрасль современной психологии, основной задачей которой является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Цели и задачи ПК можно определять по-разному – в зависимости от подхода к ПК. Алешина основную цель ПК определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1) Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2) Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3) Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. 4) Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Абрамова определяет целью ПК культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Главная задача психолога-консультанта - создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры. Кочюнас: цель психологического консультирования - появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь - появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Во многом появление этих черт у консультанта Кочюнас связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.

48. Психологическое  консультирование по вопросам 

выбора профессии

Профессиональное консультирование – это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).

Профориентационное  консультирование – это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профконсультирование помогает решить следующие проблемы инд. занятости:  выбор профессии;   определение профиля профессионального обучения;   трудоустройство;  смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации. Профессиональное консультированиее может быть: индивидуальным (методы и техники работы: беседы с профконсультантом диагностические процедуры; информационные методы; специальные упражнения и домашние задания и т. п.;  групповым (помимо методов инд. профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия).

Проф. консультирование может  осуществляться как со взрослыми, так  и с детьми различных возрастов.

Существует следующая  схема поэтапного решения задач  профориентационной консультации:

подгот. этап – составление общего представления о проблеме клиента;

1 этап, в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента;

2 этап предполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсультационных гипотез;

3 этап предполагает активность консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации;

4 этап, предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели;

5 этап предполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту; завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации.

39. Особенности консультирования плачущих клиентов

Слезы обычно мешают общению. Не представляют исключения и консультативные  встречи. Немало клиентов, особенно женщин, волнуются, рассказывая о неразрешимых трудностях своей жизни, трагедиях  и не могут говорить без слез. Слезы способствуют воспоминаниям  о трудных ситуациях и возвращению  к ним.

Большинство консультантов  стараются удержать клиентов от плача  и направляют на это часть своих  усилий. И здесь возникает опасность, что, пытаясь обойти болезненные  переживания и не спровоцировать слезы, можно пропустить важные аспекты  жизни клиента. Из-за невозможности  достаточно понять клиентов консультант  порой становится объектом их манипуляций. Некоторые консультанты свои усилия по удержанию клиентов от плача объясняют  тем, что разволновавшийся или начавший плакать клиент не способен нормально  говорить. Иногда консультант чувствует  себя виновным из-за слез клиента, считает, что довел его до слез, боится быть обвиненным в нечуткости, иначе  говоря, склонен принимать на себя ответственность за слезы.

Когда заметно, что клиент сейчас начнет плакать, надо сохранять  спокойствие, подождать, пока он справится  с собой. Порой, чтобы взять себя в руки, клиент на время изменяет тему беседы, чему не следует противиться. Если клиент все же расплачется, надо позволить ему плакать. Когда  клиент выплачется, самое время начинать разговор.

Консультанту следует  знать, почему вообще плачут во время  консультирования. Основная причина, конечно, бремя проблем клиента, его угнетенность, однако эта причина не единственная.

Большинство людей, особенно женщины, плачут от злости. Здесь утешение ничем не может помочь. Плачущим от злости просто-напросто надо позволить  выразить свои чувства. Иногда плачут в состоянии фрустрации, а подчас от радости. В любом случае консультант  должен предоставить клиенту возможность  спокойно плакать в его кабинете.

Не следует также стараться  излишне сопереживать плачу, т.е. вести  себя подобно матери, которой очень  хочется утешить плачущего ребенка.

40. Консультирование асоциальных личностей

Асоциальность — это одно из самых сложных и неблагоприятных  личностных расстройств, которые проявляются  нарушением поведения. Хотя признаки асоциального поведения могут проявиться задолго  до отроческих лет, именно в юности асоциальность особенно заметна  и выражается в агрессивности, беспорядочном  сексуальном поведении и механическом взгляде на секс, в склонности к  употреблению алкоголя и наркотиков.

Консультант должен знать, что  асоциальная личность — это не просто другой человек. Она кардинально  отличается от других — отношением к себе и другим людям, целями жизни. Асоциальная личность нетерпелива, ориентирована на сиюминутное удовольствие, руководствуется непосредственными  побуждениями и не в состоянии  терпеть задержку в удовлетворении потребностей. От асоциальных действий не удерживает и угроза наказания. Импульсивности в удовлетворении потребностей сопутствуют  приступы агрессивности в ситуациях  фрустрации. Из-за отсутствия эмпатии  агрессивным реакциям бывают свойственны  жестокость, даже садизм. Асоциальная  личность не способна завязывать тесные межличностные отношения. Асоциальные  индивиды могут только брать от других, но ничем не хотят жертвовать, и  это порождает семейные неурядицы. Они ориентируются исключительно  на себя и не воспринимают других людей  как имеющих права и чувства.

В силу перечисленных причин консультанту трудно проявлять эмпатию  к таким клиентам, а их неспособность  установить близкие и осмысленные  отношения препятствует получению  пользы от консультирования и психотерапии. Однако, принимая во внимание бесконечную  мелочность чувств асоциальной личности, консультант не должен поспешно обвинять себя, когда не удается наладить с ней эмоциональный контакт.

Асоциальные личности редко  попадают к консультанту по собственному желанию. Обычно их направляет школа  или другие организации, поэтому  консультанту сначала следует выяснить причины прихода клиента на консультирование. Устанавливать контакт с асоциальными клиентами очень трудно, потому что  они привносят свой повседневный стиль жизни и общения в  консультирование. С самого начала консультирования такие клиенты  имеют склонность обманывать консультантов, особенно неопытных, своим внешним  обаянием и мнимой доброжелательностью, умением подольститься. Консультант  в стремлении помочь может перестараться  и сделаться объектом манипуляции  клиента. В этом смысле для неопытного консультанта асоциальная личность представляет опасность.

При работе с асоциальными клиентами консультанту очень важно  в любой момент идентифицировать свои чувства и полагаться на них, потому что это единственное средство избежать манипуляций со стороны  клиента и выполнять работу, не обращая внимания на большие трудности.

4. Виды ПК

В зависимости от подхода  выделяют следующие виды ПК:

1) Проблемно-ориентированное консультирование  (проблемно-ориентированный подход). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2) Личностно-ориентированное консультирование (личностно-ориентированный подход). Основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии (техники гештальттерапии, гуманистической психотерапии).

3) Решение-ориентированное консультирование (решение-ориентированный подход). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Р.В. Овчарова выделила следующие основания для определения видов консультирования:

- По кол-ву участников: индивидуальное и групповое консультирование.

- По частоте встреч: однократные  и многократные консультации.

- По наличию запроса:  консультации по личному обращению,  консультации в результате вызова, направления.

- В зависимости от использования  диагностического материала: без  дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

- В зависимости от применения  методов ППК: без привлечения  методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

- По характеру решаемых  задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и др.

- По характеру теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

- По степени непосредственности  или опосредованности контакта  между психологом-консультантом  и клиентом: очное и дистантное  консультирование (консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством дистантного письма, консультирование посредством написания популярных книг по психологии или открытые ответы психологов на письма читателей в популярных изданиях).

5. Принципы ПК

По мнению Ю.Е. Алешиной, психолог-консультант  должен опираться на следующие принципы при организации собственной работы:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту – клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
  2. Ориентация на нормы и ценности клиента – психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы клиента. Критическое отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.
  3. Запрет давать клиентам советы – клиентам нельзя давать советы: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватного отношения к действительности. Такая позиция психолога вредит консультированию и приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету. Психолог может давать советы только тем клиентам, кот. Переживают горе и утрату близкого человека.
  4. Анонимность – любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана никому и никуда без его согласия. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В России таким исключением считается ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений – реализация этого принципа проявляется в следующем:

- Не рекомендуется консультировать  друзей и ближайших родственников, поскольку любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются.

- В рамках процесса  консультирования действуют механизмы  переноса и контрпереноса. Перенос - это склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Контрперенос - это склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.

- Недопустимо установление  любовных или сексуальных отношений между психологом и клиентом. Если подобные отношения возникают, то следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс консультирования.

  1. Включенность клиента в процесс консультирования – для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время беседы должен чувствовать себя максимально включенным в работу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.

6. Клиент-центрированный  подход К.Роджерса

Согласно взглядам К. Роджерса цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача – создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Безусловное позитивное отношение психолога к выражаемым клиентом чувствам.  Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Позиция психолога – отказаться от попыток играть какую-либо роль, быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога – создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное – быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс выделил и  описал три необходимых условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента – это так называемая «триада К. Роджерса»:

- конгруэнтность в отношениях с клиентом – имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует;

- безусловная положительная оценка по отношению к клиенту – консультант верит, что если клиент совершил в этой жизни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна, т. е., по сути сделал это не он сам.;

- эмпатическое восприятие клиента – под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода:

1. Вербализация. Консультант  часто повторяет за клиентом  те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя.

3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе  беседы то и дело обращается  на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя.

7. Этические аспекты  психологического консультирования

Р.Кочюнас сформулировал  следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:

1. Консультант ответственен в своей работе: 

- перед своим клиентом;

- перед членами семьи  клиента;

- перед организацией, в  которой он работает;

- вообще перед общественностью;

- перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

- об основных целях  консультирования,

- о своей квалификации,

- об оплате за консультирование,

- о приблизительной продолжительности  консультирования,

- о целесообразности консультирования  в данной ситуации,

- о риске временного  ухудшения состояния клиента  в процессе консультирования,

- о границах конфиденциальности.

Важно заранее согласовать  с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.

Правила конфиденциальности

1. Информацию о клиенте  можно использовать только в  профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

2. Материалы консультативных  встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.

3. Ориентируясь на право  клиента на доброе имя и  сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.

4. Конфиденциальность ограничена  правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

5. Конфиденциальность ограничена  правами третьих лиц и общественности.

Р.Кочюнас приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:

1. Преступные действия (насилие,  развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.

2. Необходимость госпитализации  клиента.

3. Участие клиента и  других лиц в распространении  наркотиков и прочих преступных действиях.

4. Повышенный риск для  жизни клиента или других людей.

Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:

- принять меры для защиты  потенциальной жертвы или жертв,

- проинформировать об  опасности ее саму (или их),

- проинформировать родителей  или близких этого человека,

- проинформировать правоохранительные  органы.

Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

8. Требования к  личности психолога-консультанта

Психолог-консультант должен иметь высшее образование и дополнительную специализацию по психологическому консультированию. В ходе обучения он должен пройти следующие ступени подготовки:

- Изучение теоретического  материала. 

- Самостоятельное ведение  консультаций под наблюдением  супервизора (старшего наставника).

- Прохождение серии личных  встреч с консультантом для  проработки собственных проблем. 

Р. Кочюнас пишет о следующих  важных чертах личности психолога-консультанта:

- Аутентичность – это способность человека быть самим собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей.

-  Открытость собственному опыту – это искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение.

-  Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

- Сильная идентичность. Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением надежд других людей.

-  Толерантность к неопределенности. Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через:

  1. уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;
  2. убежденность в правильности принимаемых решений;
  3. способность рисковать.

-  Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности.

-  Стремление   к  глубине   межличностных   отношений.

- Постановка реалистичных целей. Ни один консультант не всемогущ. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели.

Р. Кочюнас также описывает  особо вредные для консультанта черты: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротические установки в отношении денег.

9. Модель эффективного  психолога-консультанта

Эффективный консультант  — это, прежде всего, зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Это одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Schneider выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

  1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
  2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
  3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью  психологического консультирования —  появление этих свойств у клиента  в этом случае становится показателем  эффективности консультирования.

10. Специальные требования к психологу,

предъявляемые с  учетом различных видов ПК

ПК можно разделить  на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1) Интимно-личностное ПК (проблемы - психологические или поведенческие недостатки, от которых человек хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, проблемы интимных, например половых, отношений). Интимно-личностное консультирование обычно требует открытых доверительных отношений между консультантом и клиентом. Такое ПК требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы, т.к. большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

2) Семейное К. (вопросы относительно собственной семьи или в других семей, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем). Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи.

3) Пихолого-педагогическое К. (вопросы обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций). Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

4) Деловое К. (вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров). Наиболее успешно деловым консультированием могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

11. Типичные ошибки  в работе начинающего 

психолога-консультанта

О. Р. Бондаренко осуществила исследование, результаты которого показали, что большая часть ошибок начинающих психологов-консультантов связана с двумя противоположными тенденциями:

1. Сверзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

2. Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента.

Преодоление этих двух тенденций  О.Р. Бондаренко связывает с развитием  у новичков доверия к «ситуации  незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

Н.В. Самоукина описала  следующие типичные ошибки в работе психолога-консультанта:

1. Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге. Ощущает и показывает себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожалеть, что пришел.

2. Излишняя естественность поведения психолога-консультанта в диалоге (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, «надевает маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад).

3. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.

4. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта:

5. Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента. Например, одинокий психолог видит в клиенте одиночество и не замечает других, более актуальных для клиента проблем.

6. Психолог оценивает клиента. Например: «Удивительно умный человек: сам все понимает» или «Двух слов связать не может!» Оценочное суждение психолога - барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента.

7. Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внутреннее равновесие и не может в полной мере осуществить действенную психологическую помощь клиенту.

8. Многочасовая консультация как ошибка консультанта. Причина - внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Вторая причина - внутренняя установка психолога на выслушивание клиента.

9. Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним как мощное «орудие», как авторитет, мнение которого для обычных людей может выступать в качестве закона поведения.

Р. Кочюнас выделяет основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы:

1) отсутствие необходимого  психологического контакта, что  препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

2) переход к решению  проблемы без достаточного изучения  ее сущности и тех условий,  в которых она проявляется; 

3) жесткая приверженность  первоначально избранной гипотезе;

4) мнение собеседника не  выслушивается или дискредитируется;

5) создаются препятствия  для разъяснения и обоснования  клиентом своей точки зрения;

6) постановка клиенту прямых  вопросов ("в лоб") при неясных  мотивах беседы.

12. Взаимодействие  психолога-консультанта со специалистами смежных профессий

По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями  иных профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику. Взаимодействие консультанта с учителями структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (учитывая понятия «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

- адекватность восприятия  учебного предмета;

- адекватность подачи  материала учителем;

- роль учителя в жизни  ученика;

- роль ученика в жизни  учителя.

Задача консультанта при  разрешении вопросов, связанных с  неуспеваемостью ученика или/и  его дезадаптивным поведением на уроках, заключается в выявлении  скрытых причин, вызывающих данные реакции.

Общим в сфере общения  между врачом и консультантом является: сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности.

Одна из задач социальной работы – реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подчинённого, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.

С представителями  правоохранительных органов психолог соприкасается через следователей и адвокатов. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:

- специфика личности конкретного  человека;

- его психологические  особенности;

- логика событий, основанная  на вероятностной модели поведения  данного человека.

 

 

13. Пространственные и временные аспекты

консультативной беседы

Алешина следующим образом  описала пространство консультативной беседы. Необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант взаимного расположения психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но при желании мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен стол, на котором можно было бы при необходимости вести запись. Часы на столе или на стене - важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно.Также в кабинете должен быть шкаф со специальной литературой, сейф, компьютер с принтером, вспомогательные материалы (краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, бумага, игрушки и т. д.), телефон. В сейфе должны храниться следующие документы с грифом «Для служебного пользования»:

1.  Индивидуальные карты  психолого-педагогического обследования (паспорта).

2.  Журнал   регистрации   индивидуальных   консультаций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).

3.  Тексты тестов, ключи,  материалы тестовых обследований.

4. Входная и выходная  документация.

5. Материалы психолого-педагогических  консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

Согласно Н.В. Самоукиной, продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 мин до 3-3,5 час. Ю.Е.Алешина указывает время для каждого из этапов консультативной беседы в расчете, что стандартное среднее время для одной консультативной беседы - 1 час 10 мин. Нормативы для ПК педагога-психолога в образовании:

- индивидуальная и групповая  консультативная работа с учащимися, оформление результатов -1,5-3 часа на одну беседу;

- индивидуальное и групповое  консультирование родителей, оформление  результатов - 1,5-2,5 часа на одну  беседу;

- индивидуальное и групповое  консультирование педагогов, оформление результатов – 1-2,5 часа на одну беседу.

Ю.Е. Алешина указывает, что  время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, чтобы их самочувствие в этот момент было хорошим.

14. Индивидуальное  консультирование как отдельный  вид консультирования

ИК – это вид специально организованного общения, в процессе которого психолог-консультант помогает клиенту исследовать и прояснить свою жизненную ситуацию, актуализировать дополнительные силы и способности, чтобы найти выход из сложных для него обстоятельствах. ИК - личная и конфиденциальная беседа для оказания психологической помощи (5-6 встреч). ИК включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование. Общение с психологом проходит в виде беседы, во время которой человек рассказывает о своих проблемах, затруднениях, тревогах, а психолог выслушивает его, задает различные вопросы, применяя в процессе беседы те знания, навыки, методы, которыми он владеет. Такая беседа, прежде всего, направлена на психодиагностику ситуации и поиск клиентом путей решения возникших перед ним затруднений.

ИК помогает клиенту:

- понимать, происходящее  в своей жизни;

- принимать оптимальные  решения в различных сферах  своей жизни, изменять свое  поведение, делать его более  продуктивным, приносящим большее  удовлетворение;

- преодолевать различного  рода психологические проблемы (трудности, озабоченности), возникающие как в его общении с другими людьми, так и в его отношениях к самому себе;

- улучшать отношение к  самому себе, повышать самооценку;

- реализовывать свой личностный  потенциал.

ИК ориентировано  на:

- клинически здоровых  людей

- здоровые стороны личности  клиента

- настоящее, а не прошлое  клиента

- краткосрочную психологическую  помощь (до 10 встреч).

Задачами консультирования является преимущественно:

- оказание психологической  информации;

- интеграция личности, преодоление  внутренней конфликтности и согласования  ее интересов;

- активизация психических  ресурсов клиента;

- преодоления личностных  ограничений и освоения новых  взглядов на собственную жизненную  ситуацию;

- профессиональные поддержка  и совет;

- перестройка иерархии  ценностей;

- создание основы для  формирования инсайтов по поводу "тупиков жизни" и помощь  в решении острых жизненных  проблем;

- выработка адекватных  форм поведения в разных жизненных  ситуаций и др.

15. Групповое консультирование как отдельный вид консультирования

ГК – разновидность психологического консультирования.

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой  группы, сосредоточенные на межличностной  коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных  методов, относящихся к принципу "здесь-и-сейчас". Согласно Дж. Кори можно выделить следующие виды консультативных групп по критерию возраста:

- для детей

- для подростков

- для студентов и молодёжи

- для взрослых

- для пожилых людей. 

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что  препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования: 1) участники группы могут исследовать свой стиль  отношений с другими людьми и  приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения; 2) члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.

Согласно Дж. Кори, консультативные  группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:

формирование группы.

ориентационная фаза.

переходная стадия.

рабочая стадия.

стадия объединения и  закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни.

стадия постгрупповых  мероприятий и оценки результатов  работы группы.

Джеральд Кори выделяет ряд  характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:

эффективное управление группой  связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует  группе, а не на тех словах, которые  он говорит, но которые им не подкреплены.

психологическое (эмоциональное) присутствие - эмоциональное вовлечение в консультанта в работу с участниками  группы. Уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование. Смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не "укрываться за ролью" консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т.п.)

готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.

искренность и аутентичность. Чувство собственной идентичности. Вера в групповой процесс и  энтузиазм.

Изобретательность и творчество.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении  какой-либо проблемы или в поощрении  выражения подавленных эмоций. Такой  группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных  друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групп. конс. могут быть семейное конс., конс. по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных  конфликтов и проблемных ситуаций в  коллективах. С целью решения  межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться  так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную  позицию, повышает его эффективность.

16. Семейное консультирование  как отдельный вид консультирования

Семейное конс. - это такой вид психологической помощи, где в роли клиента выступает вся семья. Оно предполагает, что взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы.

Это конс по вопросам, в собственной  семье или в семьях других, близких  для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное  построение и регулирование взаимоотношений  в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода  и после него, решение текущих  внутрисемейных проблем. К последним  относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между  членами семьи, экономики семьи  и ряда других. Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их раз решения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Принципы 1) Принцип целостности -семья - целостная система, её нужно рассматривать целиком.2) Принцип открытости.-Все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи. 3) Принцип ответственности.Любое внутрисемейное нарушение - результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина. 4) В любом симптоме есть позитивный смысл. 5) Принцип нейтральности-Психолог не должен принимать точку зрения одной из сторон.

Семейное психконсультирование – это работа психолога-консультанта со всей семьей для оказания психологической  помощи ее члена.

 

17. Подходы к  выделению этапов консультирования

Достаточно многие исследователи  в области психологического консультирования стремились представить консультативный  процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.

Немов Р.С.:

1. Подготовительный этап  – 20-30 мин. На этом этапе  консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.

2. Настроечный этап - 5-7 мин. Встреча клиента, установление контакта.

3. Диагностический этап - 60 мин. (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.

  1. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40-60 мин.
  2. Контрольный этап - 20-30 мин. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча. 

Таким образом, общий временной  отрезок встречи займет от двух-трех до десяти - двенадцати часов.

Ю.Е. Алешина:

1) начало беседы (знакомство, установление контакта, структурирование работы, определение частоты встреч, времени встреч и т.д.) – 5-10 мин.;

2) расспрос клиента (сбор  информации по проблеме клиента,  диагностика, выдвижение и проверка  консультативных гипотез, прояснение  проблемы и ее причины) –  25-35 мин.;

3) коррекционное воздействие  (выработка плана решения проблемы, формулировка рекомендаций для клиента) -10-15 мин.;

4) завершение беседы (подведение  итогов работы, договоренность о последующих встречах, прощание) – 5-10 мин.

Г.И. Колесникова: 

1 этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.

2 этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

3 этап. Стратегический этап. Определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана. 

4 этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

19. Консультативный  контакт и навыки его 

поддержания

Консультативный контакт: 1) это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни; 2) это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.

Основные черты консультативного контакта:

- эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

- интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

- динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

- конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

- оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

- добросовестность.

Выделяют следующие навыки поддержания консультативного контакта:

1) Невербальное общение. Важно наблюдать за тем, каким образом соотносятся вербальное и невербальное поведение консультанта и клиента. Для консультанта очень важно, какое невербальное поведение он будет демонстрировать в процессе разговора с клиентом (как он поприветствует, как проведет его на место и т.д.).

Консультанту следует  стремиться соблюдать 5 подлинных условий  физического пребывания вместе:

- быть с клиентом с  глазу на глаз;

- быть в открытой позе;

- время от времени наклоняться  к клиенту;

- поддерживать контакт  глаз с клиентом;

- быть расслабленным. 

Необходимо наблюдать  за изменением невербального поведения  клиента в ходе беседы, поскольку  именно оно отображает изменение эмоционального состояния человека, который обратился к вам за помощью. Важно обращать внимание на несоответствие вербального и невербального поведения, так как оно предоставляет дополнительный материал для анализа.

2) Вербальное общение. В ходе консультации важным является не постоянный обмен репликами, а умение консультанта выслушать клиента. При этом он должен использовать технику активного слушания. Ее суть заключается в том, что консультант без осуждения выслушивает все, что говорит ему клиент, а в процессе разговора старается показать ему, что он его слышит и понимает. Для этого он может использовать невербальное поведение (кивки головой, жесты руками, использование междометий «Ага», «Угу», «Да»), а также повторение отдельных слов и фраз из речи клиента («Продолжайте!», переформулирование фразы в вопрос).

20. Деятельность  психолога-консультанта на первом  этапе консультативной беседы:  начало работы, знакомство с клиентом

Начало работы, знакомство – это первый этап в рамках психологического консультирования.

1ой  процедурой на этом этапе является встреча клиента консультантом. Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Техника приветствия. Желательно, чтобы специалист встретил клиента у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.

Техника проведения клиента на место. Предоставление клиенту права выбора места носит диагностический характер, поскольку то, куда и как сядет клиент, дает специалисту информацию; о нем и его психологическом состоянии (выберет клиент стул, кресло, диван, сядет в тень или на освещенное пространство). Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить клиенту заранее приготовленное для него место.

2ая  процедура: установление положительного эмоционального контакта с клиентом (установление раппорта). Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общения способствуют установлению доверительных отношений. Кроме того, консультант использует технику присоединения (подстройки, отзеркаливания). Ее суть заключается в том, что психолог отражает изменение позы и жестов клиента в процессе беседы, повторяя их за ним, но так, чтобы клиент этого не заметил (подстройка по позе и жестам). Также консультант должен стремиться подстроиться под ритм дыхания клиента, т.е. дышать примерно в том же ритме, что и клиент (не постоянно, но часть времени). 

До начала консультации консультанту целесообразно сообщить клиенту  информацию об особенностях организации  их работы. Для этого он использует технику структурирования. Он сообщает об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования и т.д.

Важно заранее согласовать  с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается. После того, как все вопросы оговорены, можно переходить к следующему этапу – сбору информации. Для этого можно использовать следующую фразу: «Что привело вас ко мне?».

21. Деятельность  психолога-консультанта на втором  этапе консультативной беседы:  сбор информации

Содержание второго этапа  составляет сбор информации о клиенте  и той проблеме, с которой он обратился к психологу, определение  его ресурсов. Процедура первая: диагностика личности клиента (беседа, наблюдение, тесты). Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. В ходе беседы основные техники, которые использует психолог, - это техника слушания и техника задавания вопросов.

Техника слушания. Предполагает слышание клиента (не только восприятие произносимых слов, но и фона, на котором они были произнесены). Можно выделить два аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи. К невербальному аспекту (фону): 1) «язык тела» (позы, жесты, мимика); 2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения); 3) голосовые характеристики (тон, тембр, темп, интонации).

Активное слушание позволяет  расположить клиента, завоевать  его доверие, собрать максимально  полную информацию о нем и его  проблеме. Приемы активного слушания:

1. Кивание головой и  использование междометий «Ага»,  «Угу», «Да».

2. Вопрос-эхо («У меня плохое настроение...» - «У Вас плохое настроение?»)

3. Дословное повторение основных положений, высказанных клиентом. Повторению высказывания должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я Вас понял...», «Вы считаете, что…», «Вы говорили о том, что…».

4. Прием уточнения: Вы просите уточнить отдельные положения, высказывания клиента. 

5. Переформулирование, перефразирование. Суть данного приема состоит в возвращении смысла высказывания клиента консультантом при помощи использования других слов.

6. Отражение эмоций. Заключается в прямом описании переживаний, которые консультант заметил в поведении клиента: «Вы взволнованы», «Вы расстроены», «Вам неуютно».

Техника молчания. В процессе консультации, как и при любом общении, не исключено возникновение пауз. Консультант может их заполнить несколькими способами: вопрос; метафора, «держать паузы».

Техника задавания  вопросов. С ее помощью можно стимулировать беседу и получить дополнительную информацию. Выделяют рекомендации по использованию техники постановки вопросов:

- Задавайте вопрос прямо,  избегая двусмысленности. 

- Будьте предельно кратки.

- Формулируйте вопрос  четко, чтобы клиент понимал,  что вы имеете в виду.

- Если нужно, объясните  цель, с которой вы задаете  вопрос.

- Используйте тот же  язык (слова, фразы, выражения  и т.д.), который использует клиент.

- Избегайте того, чтобы  задавать несколько вопросов  подряд, не дожидаясь ответа клиента. 

- Нужно стремиться к  тому, чтобы вопросов было как  можно меньше.

Выделяют следующие виды вопросов:

  1. Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы – это такие вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Закрытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют краткого ответа «да» или «нет».  Они эффективны в том случае, когда необходимо подтвердить или опровергнуть чью-либо точку зрения, мнение, позицию, гипотезу и т.д.
  2. Вопросы содержательного и эмоционального характера. Вопросы содержательного характера – это вопросы, которые затрагивают то, о чем повествует клиент (Что произошло дальше…?). Вопросы эмоционального характера – это вопросы, которые касаются эмоций и чувств клиента (Что вы чувствуете? Какие ощущения вы испытываете?).
  3. Эффективные и неэффективные вопросы. Эффективные вопросы – это те вопросы, которые помогают клиенту осознать его трудности и способствуют его продвижению к решению проблемы. Они бывают поисковые, гипотетические, переломные и уточняющие. Поисковые вопросы – вопросы, направленные на поиск новой информации о настоящем, прошлом или будущем клиента, о том, что уже произошло, происходит в данный момент или будет происходить (Не могли бы вы рассказать об этом что-нибудь еще?). Уточняющие вопросы – вопросы, которые применяются для прояснения отдельных деталей (Как именно вы устали жить?). Переломные вопросы – это такие вопросы, которые знаменуют переход от одной логически завершенной части сессии к другой (О чем бы вы хотели со мной сегодня поговорить? Что бы вы хотели изменить?). Гипотетические вопросы – вопросы по типу «Что будет, если?». Они направлены в будущее. Они помогают узнать новое о клиенте, о том, что еще не произошло и не известно, произойдет ли когда-либо.

Неэффективные вопросы –  это вопросы, начинающиеся со слов «Почему?», «Зачем?».

Техника провоцирования: слова клиента ставятся под сомнение. Цель – помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны. Это можно сделать при помощи «усиления ситуации» - в результате повторения слова, несущего основную информационную нагрузку. Технику провоцирования следует применять весьма осторожно, чтобы не травмировать клиента. Поэтому учитывайте возраст, образование, социальный статус, личностные особенности клиента. И еще: никогда не сообщайте клиенту о том, что Вы его намеренно провоцировали. Подобная информация может, уничтожить в одно мгновенье все, чего вы достигли ранее.

22. Деятельность  психолога-консультанта на третьем  этапе консультативной беседы:  стратегический этап

В рамках стратегического  этапа консультант с клиентом обсуждают и выбирают план для  разрешения проблемы.

Процедура первая: определение возможных решений. Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.

Техника информирования. Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность.

Техника подачи совета. Прямого предложения советов целесообразно избегать. Однако совет, данный в косвенной форме («Не знаю почему, мне вспомнилась одна ситуация из моей жизни...», «В моей практике был случай...», «Мне рассказывали историю), может быть полезен.

Техника убеждения: логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Должно в своей основе иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции. Убеждение должно строиться психологом-консультантом на уровне данного клиента.

Техника разъяснения: развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента.

Процедура вторая: согласование плана действий. Техники: поиск множественных решений, стимулирующее вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата. 

Техника поиска множественных  решений: подбор разных вариантов разрешения проблемы. Желательно фиксировать их на бумаге.

Использование стимулирующих  вопросов (Что именно Вы можете предложить? Как иначе можно это решить? Что ещё Вы можете придумать?).

Техника конкретизации  ожидаемого результата: При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема разрешена. Они должны быть конкретны и предельно ясны. (Как именно Вы узнаете, что достигли желаемого?).

Техника конкретизации результата может применяться на разных этапах консультирования. 

Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Контроль может осуществляться разными способами:

- клиент может взять  всю ответственность на себя;

- он может информировать  консультанта о реализации каждого пункта (при этом четко оговариваются сроки выполнения);

- клиент может информировать  только о достижении конечного результата;

- может быть назначена  дополнительная консультация для  отслеживания хода реализации намеченного плана;

- консультант и клиент  могут договориться о встрече  для обсуждений результатов после полной реализации выработанного ими алгоритма.

Техника укрепления уверенности клиента, техника формирования готовности к достижению. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. «Вы просто молодец...», «У Вас огромный потенциал...».

23. Деятельность  психолога-консультанта на четвертом  этапе консультативной беседы:  реализация клиентом плана, завершение  работы

На этом этапе обычно психологом-консультантом  выполняются следующие действия:

1.  Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема).

2.  Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми  специалистами.  Дается  адрес  других  специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть такая необходимость. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

3. Прощание консультанта  с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени.

С.А. Капустин полагает, что  после хорошей работы с психологом-консультантом  клиент оказывается в ситуации неопределенности выбора - решать проблему или продолжать жить как раньше. И то и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие желанию клиента  решать свои проблемы:

1. Клиенту нужно отречься  от всего, что давало ему  ощущение определенной осмысленности его существования, - прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.

2. Начиная решать свои  проблемы объективно, клиент вынужден  признать свою вину за те, может  быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.

3. Приступая к решению  своих проблем, клиент берет  на себя груз ответственности  за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и говорит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, раскаяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Это может быть и состояние задумчивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитировать.

По мнению С.А. Капустина, достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показателем качества работы психолога-консультанта.

24. Технология ведения  консультативной беседы

Ю.Е. Алешиной были предложены следующие рекомендации по технологии ведения консультативной беседы:

1)  Ограничение речи  консультанта в диалоге. Необходимо, чтобы речь психолога-консультанта  была краткой, немногословной  и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать.

2)  Приближение разговорной  речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

3)  Анализ эмоциональных  переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

  • Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.
  • Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально  значимые слова, и психолог вместе с клиентом пытаются сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.
  • Использование парадоксальных вопросов. Цель - поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями.
  • Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель - постепенно переводить рассказ клиента с поверхностного на более глубокие уровни переживаний.
  • Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпретация психолога: «Т. е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».
  • Перефразирование. То, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

4) Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

  • Вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.
  • Невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Поза тела не должна быть напряженной. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих<span class="Table_002


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"