Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:

- динамическая (время реально  течет);

- статическая (все времена  постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только  временным существам).

П и В объективны и реальны, т. е. существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности. П и В являются также универсальными, всеобщими формами бытия материи. Нет явлений, событий, пред­метов, которые существовали бы вне пространства или вне времени. Важным свойством П явл его трехмерность. Положение любого предмета может быть точно определено только с помощью трех независимых величин — координат. В отличие от пространства, в каждую точку кот можно снова и снова возвращаться, время — необратимо и одномерно. П обладает свойством однородности и изотропности, а В — однородности. Однородность пространства заключается в равноправии всех его точек, а изотропность — в равноправии всех направлений. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчета, лю­бую можно принимать за начальную.

 

42. Эволюция представлений  о природе

Природа – это «весь мир в целом, все сущее».

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:

- все формы жизни должны  существовать, их ценность не  зависит от пользы человеку;

- люди не вправе снижать  природное разнообразие;

- человеческое вмешательство  вредоносно;

- бережное отношение к  природе залог совместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).

Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.

Биосфера - та часть литосферы, гидросферы и атмосферы Земли, в которой существует живое существо. В ее состав входят не только растительный покров, животный мир и человечество, обитающие на планете, но и все реки, озера, водная масса океанов, почвенный слой, верхний слой земной коры, значительная часть тропосферы. В 20 веке впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Исторический процесс меняется на наших глазах коренным образом. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним встал вопрос об эффективном использовании биосферы в интересах человечества. Это новое состояние биосферы В. И. Вернадский назвал ноосферой.

Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда

 

43. Антропологические  повороты

проблема чел-ка всегда стояла в центре философ исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Современный нем ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека 4 истор периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой  и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

     Первые представления  о человеке возникают задолго  до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. Первыми фил взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной фил.      Значительный вклад в философское осмысление человека был сделан нем философом И.Кантом. Он исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

 

44. Биологическое, социальное и духовное в чел-ке

Ч – существо биологическое, социальное, духовное. Ч – часть природы, принадлежит к виду Homo sapiens, у нас те же органы чувств, нервная, костная и кровеносная системы, что и у человекообразных обезьян. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: — производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), — изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам нравственности и красоты, — может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода). Ч способен на такие действия, кот не приносят ему никакой пользы: различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Ч — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические соц роли. Оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства: чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Ч рождается индивидом. Личность – качественно новое образование. Формируется благодаря жизни чел-ка в обществе. В процессе своей жизни и деятельности чел-к вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений. Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках. Индивидуальность–это конкретный чел-к во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств. «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

 

45. Проблема смысла  жизни

1.Атеистическая точка зрения. Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме неё самой, как таковой, нет. То есть, смысл жизни – состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить её с каким-либо смыслом. Таким образом, атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе для того, чтобы нечто полностью бессмысленное по своей собственной сущности, наполнилось бы каким-то смыслом из человеческой сущности. Данная позиция предполагает самые различные выходы из ситуации в виде целевых жизненных установок – прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно, или прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу, или полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д., или оставить по себе добрую память потомкам, добиться славы, вырастить детей, бороться за коммунизм (Маркс) или за всеобщую любовь друг к другу (Фейербах), или увидеть смысл жизни в воле к власти (Ницше) и т.д.

2.Религиозная точка зрения. Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще – жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д. Таким образом, целью текущей жизни человека с религиозной точки зрения является очищение и, тем самым, спасение своей души для жизни вечной.

Смысл жизни в философии непосредственно связан с ПРОБЛЕМОЙ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ человека. В фил тема смерти решается разными путями. Первый путь утверждает бессмертие человека. Одним из первых философских учений о бессмертии человека было учение Платона о человеке, как о существе, состоящем из двух частей – смертного тела и бессмертной души. Второй путь призывает смириться с неизбежностью смерти, например, по тем философским основаниям, что у всего есть конец, и у человека он тоже должен быть. Или смириться по тем основаниям, что человек вообще не встречается со смертью, поскольку, пока он жив, смерти еще нет, а когда приходит смерть, то нет уже самого человека. Или смириться по любым основаниям любого рода, лишь бы принять этот факт и не мучиться им всю свою жизнь. Некоторые философские концепции второго пути видят в смерти положительную сторону, которая проявляется в том, что угроза смерти заставляет задуматься людей о смысле и содержании жизни. Или, по другим версиям (экзистенциализм), перед лицом смерти, в пограничном состоянии, человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей.

 

46. Проблема сознания

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа, как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.  Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. ознание есть одно из свойств движения материи. Сознание с философской точки зрения – это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно оценочно отражать объективную реальность. В логических символах, образах или в чувствах. Это телесно-чувственная способность получать информацию, а на их основе формировать эмоциональное и смысловое отношение. Сознание стало результатом длительного пути эволюции. Мозг основа психических процессов, он дифференцирует на различные участки, обладает функциональными особенностями. Элементом психики человека является память – это способность сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности. Человек так же обладает самосознанием, способен оценить себя, свои желания, намерения и т.д.

В философии существует несколько подходов к проблеме сознания. По происхождению сознания существуют различные точки зрения:

- Космическая – космический разум наделил сознанием людей

- религиозная, божественная (Бог)

- концепция гилозоизма (вся  материя одушевленная, имеет душу)

- биологическая (сознание  – присуще всем организмам)

Человеческая точка зрения – сознание продукт исключительно человеческого мозга и присущ только человеку, а животные обладают не сознанием а инстинктами.

Хотя научные исследования ставят под сомнение последнюю точку зрения. Животным свойственны сложные умственные операции. В результате чего животные обучаемы, видят цель, имеют склонность к социальной организации с распределением ролей (волчья стая)

Сознание в различной степени присуще и человеку и животным, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

- марксистская концепция. Сознание продукт исторического  развития материи.

Функции сознания:

- информационная 

-прогностическая 

- целеполагающая

- регулятивно управленческая (управление собой)

 

47. Эволюционная  парадигма в философии сознания

Сознание стало результатом длительного пути эволюции на уровне живой и неживой природы, что завершилось формированием головного мозга с его безграничным потенциалом возможностей.

Мозг основа психических процессов, он дифференцирует на различные участки, обладает функциональными особенностями.

Важным условием возникновения человеческого сознания является совместная продуктивная, орудийная, опосредованная речью деятельность, которая требует кооперации взаимодействия своих потребностей. Сознание нельзя увидеть с помощью материальных средств. Оно проявляется через язык и целеполагающую деятельность. Сознание часть психики человека, психика же включает эмоционально-чувственный компонент.

Эмоции чувства это не только реакция на реальность, но и предпосылка для проявления воли.

Воля – одно из слагаемых сущностных сил. Она обнаруживает себя в ситуациях выбора принятия и реализации решений.

Элементом психики человека является память – это способность сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности.

Человек так же обладает самосознанием, способен оценить себя, свои желания, намерения и т.д.

Человеческая точка зрения – сознание продукт исключительно человеческого мозга и присущ только человеку, а животные обладают не сознанием а инстинктами.

Хотя научные исследования ставят под сомнение последнюю точку зрения. Животным свойственны сложные умственные операции. В результате чего животные обучаемы, видят цель, имеют склонность к социальной организации с распределением ролей (волчья стая)

Сознание в различной степени присуще и человеку и животным, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 

 

48. Структура сознания. Сознание и язык

структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

-Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

-Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

-Отношения  человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

-Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"