Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

 

8. Философия классического  периода

Развитие гр. Фил. классического периода - V-IV вв. до н.э., - период расцвета античной демократии. Особое значение приобрело знание риторики и фил, кот обучали софисты. Помогали овладеть искусством "доказательства" своей правоты в любых ситуациях. Их подверг критике Сократ. Важнейшей своей задачей считал "воспитание людей" – беседы и дискуссии. Познание человеком "себя самого". Сформирован философский метод диалектического спора – достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Метод Сократа был развит его учеником Платоном. Первым сформулировал положение, согласно которому все, что существует, имеет свою идею. По Платону, идеальное государство — общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители — философы; стратеги — воины; производители — земледельцы и ремесленники. Философия Аристотеля обобщением и логической переработкой предшествующей ему философской мысли. Особое внимание уделял онтологии — науке о сущем. Основой бытия он считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента — огонь, воздух, вода, земля. Его труды: "Физика" и "Метафизика". Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность, орудия труда, рабов, землю. Различал два типа хозяйствования — "экономику" и "хрематистику".Цель "экономики"-разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хозяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, называл паразитической. Сопрягал счастье с добродетелями человека. Заложил основы логики как науки, открыл закон противоречия и закон исключенного третьего.

 

9. Эпикуреизм и  стоицизм

В эпоху эллинизма интерес философии все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Этика Эпикура предполагала полный отказ от социального активизма. Реально только бытие отдельных атомов, а то, что состоит из них, — лишь вторичные образования - скопления атомов. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, — достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. Он имел в виду невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от страстей, подчиняя их разуму.

В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией. Известный его представитель — Тит Лукреций Кар. Основой сущего считал атомы и пустоту. Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.

Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить "сообразно природе" - божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

 

10. Античная философия  римского периода

В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией (Этика Эпикура предполагала полный отказ от социального активизма.) Известный его представитель — Тит Лукреций - основа сущего - атомы и пустота. Придерживался положения Эпикура о том, что при падении по прямой линии атомы отклоняются от своего первоначального пути. Тем самым опровергалась идея рока, фатальной неизбежности. Понятие закономерности носило у Лукреция материалистический характер. Оно заключало в себе признание естественного самодвижения вещей и решительное отрицание всякого вмешательства в этот процесс сверхъестественных сил, стоящих вне материи.

Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.

Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить "сообразно природе" - божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

 

11. Христианская философская традиция

В философии Ср. веков условно можно выделить два этапа: этап патристики (учение отцов церкви) и этап схоластики (отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных богословских текстов.)

Наиболее яркий представитель патристики – Аврелий Августин. Его философские труды посвящены проблемам бытия, исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом  Творца. Особое место в учении Августина занимает проблема общества и истории. По существу, А. Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, он выделял два противоположных вида человеческой общности: "град земной" — государственность, основанную на любви человека к самому себе; "град Божий" — духовную общность, основанную на любви к Богу.

К. С. Тертуллиан также относится к патристикам

 

12. Средневековая  схоластика. Реализм и номинализм.

Схоластика — отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных богословских текстов

С XI в. началась рационализация западного богословия. Место созерцательного, мистического, познания постепенно занимает деятельность ума — схоластика. Один из крупнейших представителей схоластики — Фома   Аквинский, в его сочинениях представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал философию и теологию. Предмет первой — истины разума, второй — истины откровения. Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины являлся Бог, то отрицалось всякое противоречие между теологией и философией. Известны пять способов рационального доказательства бытия Бога предложенных Ф. Аквинским: 1) доказательство от причины; 2)наличие движения в мире; 3) случайность всех вещей; 4) несовершенство каждого творения; 5) целесообразность всего в мире.

Во времена раннего средневековья сформировались 2 образа философской мысли: номинализм и реализм. У них были различия по вопросу об универсалиях (общих понятий). Реалист Ансельм Кентерберский считал, что универсалии существуют реально, имеют духовную природу. Номиналист Росцеллин обосновал небытие универсалий.. Он называл общее только пустым звуком речи, дуновением воздуха

Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Д. Скота и В. Оккама.

Таким образом, в Средние века был внесен существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

 

13. Ренессансный  гуманизм и антропоморфизм

Эпоха Возрождения—своеобразный и достаточно длительный период перехода от средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной века (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI—начала XVII в.).

Возрождение классической древности дало наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия. Философию Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм (филосфское представление, согласно которому человек является центром и конечной целью мироздания) и гуманизм (совокупность взглядов, отражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создании благоприятных для человека условий общественной жизни.)

Человек выступает не только важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральным звеном  всей цепи космического бытия.

Основополагающие принципы гуманизма: 1) учение о самодостаточной ценности человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духовной свободе человека; 3) натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности .

У истоков итальянского гуманизма находился Данте Алигъери, сумевший в книге "Божественная комедия" гениально выразить идеи о предназначении человека, самоценности его земной жизни, человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф. Петрарка, Л. Валла, М. Фичино, П. Помпонацци, П. Мирандола.

 

14. Возрожденчиский  платонизм и натурфилософия

Неоплатонический этап в итальянском Возрождени (середина XV в.) был вызван к жизни необходимостью выступить против "схоластизированного" Аристотеля, вернее его томистской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М. Фичино и П. Мирандола. Завершающий этап Возрождения — натурфилософский (вторая половина XVI начало XVII вв.). Его основоположник — немецкий кардинал Н. Кузанский, предложивший в своих трудах ряд важных диалектических идей, которые развил Дж. Бруно — крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Дж. Бруно особенно существенны мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении npoтивоположностей. Отвергал авторитеты Платона и Аристотеля. В вопросах познания действителььности опирался не на веру и откровение, а на разум и свободное исследование. Учил, что мир един, в его основе материя, а то, что считалось богом, сама природа. Вселенная не сотворена и не может исчезнуть.

 

15. Политическая  философия Ренессанса

"Поворот к человеку" в эпоху Ренессанса стал заметен и в области социально-политических теорий. Н. Макиавелли был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Самое знаменитое произведение Макиавелли – "Государь". Рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.

Эпоху Возрождения по праву именуют "эпохой великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света предшествовали многочисленным важным достижениям в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание гелиоцентрической системы мира Н. Коперником. Книга Н. Коперника "О вращении небесных сфер", опубликованная в 1543 сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.

Наследником и продолжателем идей Возрождения, которые содействовали развитию нового естествознания, явился Галилей. В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников он сформулировал принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным признакам. Эти положения явились, по существу, декларацией механистического материализма

 

16. Развитие естествознания  и проблема метода в философии Нового времени

Развитие философской мысли в Новое время было тесным образом сопряжено с утверждением и развитием капитализма. Проблема метода (cпocoб познания объекта) занимает важное место в философии. Два направления: эмпиризм (фил направление, кот рассматривает чувственный опыт как единственный источник познания) и рационализм (направление в философии, согласно кот источником познания выступает разум.) В качестве основного метода Ф. Бэкон предложил индуктивный — метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Успехи познания и увеличения власти человека над природой философ видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Рассматривая чувственность как единственный источник знания, Ф. Бэкон заложил тем самым основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Основоположник рационализма, французский философ Р. Декарт, понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако он полагал, что единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Р. Декарта явилось сомнение.

Декартовская апелляция к разуму, как и попытка Ф. Бэкона обосновать индукцию на эмпирической основе не дали желаемого результата в решении проблемы эффективного метода. Вместе с тем важным достоинством разработанной методологии явилось то, что она утверждала ведущие методологические принципы науки Нового времени.

 

17. Основные идеи представителей эмпирической традиции (Локк, Беркли, Юм)

Наиболее видные мыслители,  развивавшие традиции эмпиризма: англ. философовы Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркл,   Д. Юм, а также фр мыслителей Э. Кондильяка, К.А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро.

Локк трансформировал эмпиризм, свойственный Бэкону, в сенсуалищм (направление в гносеологии, согласно кот. чувственное познание явл основой достоверного познания). Локк полагал, что познание вещей и явлений природы осуществляется посредством чувственных восприятий, в опыте человека. Опыт – единственный источник знания.

Джордж Беркли – представитель субъективного идеализма. Его принцип – существовать –значит быть воспринимаемым. Беркли считал все качества (свойства предметов) субъективными. Любая вещь – это комбинация ощущений человека. Абсрактные понятия – только имена. Отвергал понятие «материя», но не бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"