Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

-Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

-Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Основой возникновения языка является коллективная деятельность. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, кот проходило посредством их общения. Средством общения служило слово. Именно благодяря слову мысли других людей могут быть воспринимаемы нами.

 

49. Индивидуальное  и общественное сознание

В индивидуальном сознанииотражается личностное бытие человека, в общественном – социльное бытие людей.

Высшим выражением сознания у чел-ка как члена рбщества является его самосознание – осознание чел-ом  своей собственной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к др людям.  Самосознание чел-ка приобретает ещё большую значимость при сочетании с его собственной волей – это способность сознания направлять поведение человека.

Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность.   Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание.

Политическая форма сознания, или политическая идеология, — это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств. Политическая идеология вырастает и реализуется в деятельности политических партий и государства, особенно в борьбе за власть.

    Эстетическое  сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Оно формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.

   

50. Предмет, осн понятия и эадачи теории познания

Важнейшей разновидностью духовной деятельности чел-ка явл познание окружающего мира. Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности. Таким образом, познание является результатом взаимодействия двух участников познавательного процесса: субъекта и объекта. Субъект познания – это познающее мышление, познающий индивид или группа индивидов, а объект познания – это то (в составе действительности), на что направлено познающее мышление, познавательная деятельность субъекта. Конечный продукт этого процесса – знания, образы.

Взаимодействие субъекта и объекта познания характеризуется тем, что объект в процессе познания остается пассивным, а субъект познания проявляет активность:

–обнаруживает объект в опыте своих ощущений;

–получает из ощущений некоторое чувственное знание;

–создает с помощью разума абстрактную модель объекта и формирует его теоретическое объяснение.

 

51. Осн. Формы чувственного и рациональго познания

К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение – отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувства называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов, глаз, прослеживающих их видимые контуры, органов слуха, улавливающих соответствующие звуки. В представлении формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Как и восприятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному восприятию. Важнейшей формой мышления является понятие. Если с помощью понятия отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) в нем какого-то признака. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств –умозаключение.

 

52. Понятие истины

Истина - это правильное достоверное отражение предметов и явлений, цель духовного освоения человеком мира. Истина - то, что есть на самом деле. Понятие И. человечество соединяет с нравственностью, понятием правды и искренности. "Великие истины оплачены кровью и смертью" (Джордано Бруно). В античности философы изобрели концепцию соответствия истины идее или форме (Платон, Аристотель). В средневековой философии истину видели в Боге и его откровениях. В Новое время в качестве истины рассматриваются сведения, содержащиеся в чувствах, идеях (Бэкон, Декарт). Современная трактовка истины: первый исходный признак истины - объективность, т.е. адекватное достоверное воспроизведение реальности независимо от сознания. Познающий субъект способен оперировать общими абстракциями, отвлечениями, мысленно выделяющими те или др.стороны, св-ва предмета. Познание предполагает точный учет всех условий, в к-рых находится объект. Истина конкретна. Она основана на знании, выявлении реальных связей. Научные истины не могут считаться окончательными. На определенных этапах они уточняются, развиваются. В философии выделяют абсолютную истину – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом. Относительная истина - истина, познаваемая в процессе мышления, которое отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, постоянно изменяющихся и развивающихся. абсолютная истина - это такое содержание знания, к-рое не опровергается развитием науки, обогащается, подтверждается жизнью (Земля вращается вокруг солнца). Выделяют также вечные истины (птицы имеют клюв). Но оперирование подобными истинами мало что дает для науки. Наука идет путем критики, опровержения претендующих на абсолютность истин. Познание не свободно от заблуждений, к-рые имеют разные причины: 1) гносеологические: сложность проблем познания. Галилей говорил: "При наблюдении невозможно избежать ошибок, непреднамеренного искажения действительности"; 2) психологические: поиск истины - это борьба мнений разных людей с различными темпераментами, волей, фантазией, предубежденностью; 3) социальные (экономические, политические, религиозные, идеологические)

 

53. Познание как творчество

Творчество – социальные действия (умственные и практические), в результате которых рождается новое. Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

освоение мира человеком включает в себя не только отражательную активность, связанную с получением информации о мире и самом себе, но и разнообразные формы творчества, деятельность по идеальному конструированию и проектированию новых предметных реалий технико-технологической сферы и «мира культуры», т. е. так называемой «второй реальности». Отражение и творчество – две важнейшие функции мышления.

 

54. Понятие науки

Наука – это сфера чел деятельности, направленная на  выработку, обоснование, систематизацию  и проверку объективных знаний и мире. Под наукой понимается так же исторически называющаяся совокупность знаний и социальных институтов. Наука, выступая системой знаний, познает основные закономерности природы, общества, человека, отличается логичностью, систематичностью, осознанным контролем над процессом познания. Наука отличается строгостью, объективностью истин. Для науки характерны - дифференциация наукПо удаленности от практики :

1.фундаментальные (они выясняют  основные законы и принципы  реального мира из прямой ориентации  на  практику)

2.прикладные (ориентируются  на использование данной науки  на практике)

Наука включает в себя субъект – ученых, и объект – то, что изучается, систему методов и приемов, своеобразный язык(терминологию). Для науки характерна интеграция научного знания. Возникает смешение науки, возникают методы исп. в различных науках (спектральный анализ). Функции науки:

1. культурно–мировоззренческая (формирует убеждения у людей, отношение к миру)

2. описательная – описание  тех или иных явлений

3. объяснительная – 

4. методологическая –  наука подсказывает, как лучше  подойти к анализу явлений

5. прогностическая

6, Действенно-практическая  – «Знание-сила!»Бэкон

7. ориентационная

8. социально-экономическая

В науке выделяют 2 уровня 1. эмпирический 2. теоретический Нарастает ответственность всего человечества за моральную непогрешимость ученых. Основные принципы научной этики:

- универсализм (правила такие, как объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений и т.п. общи и обязательны для всех);

- всеобщность (научные результаты  – общее достояние ученых);

- незаинтересованность (стремление  к истине главнее всего и  независимо от внешних факторов);

- организованный скептицизм (критика и самокритика).

- гражданская и нравственная  ответственность за открытия;

- неправомерность опасного  эксперимента;

- добросовестность (ответственность  за качество, запрет плагиата, уважение  к чужим достижениям);

 

55. Структура научного знания

В структуре научн знания выделяют 3 уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.

    На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

    Для выяснения  специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени.    Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

    Сила теории  состоит в том, что она может  развиваться как бы сама по  себе, без прямого контакта с действительностью.

    Кроме эмпирического  и теоретического в структуре  научного знания можно выделить  еще один уровень, содержащий  общие представления о действительности  и процессе познания - уровень  философских предпосылок, философских оснований. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). Установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки

   

56. Методы научного  исследования

Метод – способ теоретического и практического освоения действительности.

Выделяют методы и подходы:

1.всеобщие

1) универсальные-философские (метафизика, диалектика)

2) комплексный подход, сисемный  подход

3)Принцип рассм-е явлений  во взаимосвязи

4)Диалектич. принципы детерминизма-обусловленности  знаний.

5)Формально-логич. методы,правила  логики, законы, истории того или  иного процесса.

Выделяются при этом общ., существующ., отбрасывается случайн. (Дарвин в теории эв-ции видов жив-х)

6)Историч. подход - воспр-ся  в точности во всей многогран-ти  с учетом всех действий событий.

2. Общенаучные  методы:

а) методы эмпирического познания - наблюдения, целенаправленное отслеживание явлений(планомерное)

Описание - фиксация средствами искусств. и естеств. языка сведений об объектах.

Измерения - опр-е количеств. параметров(секунды,...)

Эксперимент- наблюдение в спец. созданных условиях

Обследование - изучение, проверка

Опрос- интервью

Анализ-  совокупность приемов по расчленению(мыслен.) и реальн. объекта на составные ф-ции с целью их отдельного изучения, структуры объекта.

Синтез - объединение в един целое расчленение эл-тов.

Индукция - от единичн. к общему.

Дедукция - от общ. к единому.

Аналогия - установление сходства в объектах, процессах.

Метод моделирования - воспр-е характеристик реальности на др. объекте, аналогичн.,кот. позволяет получить нов. знание.

Метод формализации - обобщ. форм, абстрагиров-е их от содержателя (мат. ур-ния, диаграммы).

Метод идеализации - мыслен. образование абстрактн. объектов в р-те отвлечения от принцип. невозм-ти осущ-ть что-то на практике.

Абстрагирование - восхождение от абстрактн. к конкретному.

Системный метод - логич., историч. в конкретных выводах.

3. Спец. методы  частн. наук - сов-ть способов процедур, применяемых в тех или др. отраслях науки. Социологич. опросы, картография(география),химия - хим. методы.

 

57. Место социальной  философии

Социальная фил – фил общественной жизни. Общество — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоре. Важнейшая проблема – выяснение способа существования общества.

Выделяются 3 основные концепции Общества:

-натуралистическая. Суть в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии — Э. Уилсон, Р. Докинс и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"